Арт-обзор 18.11-25.11.21

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

*В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией заранее уточняйте условия посещения и приобретения билетов на официальных сайтах музеев и галерей.

 

19.11.21. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» представил выставку «Французский вкус князей Юсуповых». Начало собранию князей Юсуповых положил самый знаменитый представитель семьи, князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831). Он завоевал репутацию истинного знатока живописи еще при жизни, был завсегдатаем Салонов в Париже, лично знал ведущих европейских художников своего времени и состоял с ними в переписке, был известен своей невероятной щедростью, когда обращался к художникам с заказами. Значительная роль в сохранении и развитии коллекции принадлежит наследникам Юсупова, которые не только не распродавали произведения из коллекции, но и регулярно пополняли собрание. Проект предлагает новый взгляд на историю коллекционирования, рассказывая об истоках этого явления в России и представляя крупнейшее частное собрание XVIII – первой трети XIX века, принадлежавшее дипломату, директору Эрмитажа и Оружейной палаты князю Николаю Борисовичу Юсупову и его потомкам. В экспозицию входят работы Музея-усадьбы «Архангельское» таких художников как Жан Тассель и Арман Шарль Карафф, Франсуа Буше, Юбер Робер, Клод Жозеф Верне, Элизабет Виже-Лебрен, Маргерит Жерар и многих других. Экспозиция выставки состоит из нескольких разделов, каждый из которых отражает одну из граней большой юсуповской коллекции — «Воображаемое путешествие», «Под покровительством Амура», «В поисках античного величия», «Сцены повседневной жизни», «Портретная галерея». Куратор проекта: Е.Б. Шарнова, кандидат искусствоведения, доцент школы исторических наук НИУ ВШЭ. Выставка работает до 28.08.22.

Юбер РОБЕР. СТРАНСТВУЮЩИЕ МУЗЫКАНТЫ. 1801 Музей-усадьба «Архангельское»

Фотографии предоставлены пресс-службой

 

22.11.21. В Музее современного искусства «Гараж» состоялась пресс-конференция, посвященная планам развития Музея «Гараж». На мероприятии был представлен проект нового здания Музея — павильона «Шестигранник». Здание было построено в 1923 году как выставочный павильон «Машины и орудия» раздела «Машиностроение» 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В основе конструктивной схемы лежит каркас из тонких железобетонных стоек, горизонтальных балок и деревянных стропильных ферм. Павильон «Машины и орудия» стал единственной постройкой, возведенной с применением железобетона, остальные постройки были выполнены из дерева и не сохранились. «Здание «Шестигранника», спроектированное Иваном Жолтовским, будет восстановлено по продуманному и чуткому проекту японского архитектурного бюро SANAA. Этим выбором «Гараж» отдает дань уважения российской архитектурной традиции и укрепляет свой статус в глобальном художественном мире. Мы хотим, чтобы это здание отражало наше непрекращающееся исследование функций, целей и зон ответственности современного музея» — сооснователь Музея «Гараж» Дарья Жукова. В своей новой функции «Шестигранник» станет местом для социального взаимодействия и самых разных художественных практик. В нем будут расположены три выставочных пространства (два — в гранях здания, одно — на новом подземном уровне), библиотека, книжный магазин и кафе. Внутренний двор здания станет открытым публичным пространством. Функциональная площадь пространства составит 9500 м2. Основатели японского архитектурного бюро Кадзуё Сэдзимой и Рюэ Нисидзавой: «Когда нам предложили поработать над «Шестигранником», мы сразу же стали думать, сможем ли мы как-нибудь сохранить его оригинальную планировку и пропорции? И сможем ли создать нечто такое, чем все будут пользоваться? Музей «Гараж» всегда внимательно относится и к архитектуре общественных пространств, и к их истории, и это очень близко нам. У «Шестигранника» есть особое очарование, и в своем проекте мы постарались его сохранить». Директор Музея «Гараж» Антон Белов «…Сохраняя предмет охраны “Шестигранника” (объемно-пространственное решение, местоположение, материалы колонн и расположение чаши фонтана), Музей уточняет и расширяет свою архитектурную программу. С каждым зданием, в котором располагался “Гараж” (Бахметьевский гараж, кафе “Времена года”), мы открываем новую главу в переосмыслении памятников архитектуры, смене их функции и, в конечном итоге, их возвращении в актуальный контекст».

 

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея «Гараж»

 

23.11.21. В Гостином дворе состоялось открытие 47-го Российского Антикварного Салона. В этот раз важной частью Антикварного Салона стал специальный проект Lifestyle «Искусство интерьера». Французский стиль в дизайне представлен экспозицией «Ehalt Tradition & Collection Gabriel / Jules Pansu». Отдельным событием является первая выставка произведений Бориса Гурвича, ученика Петрова-Водкина и Павла Филонова, из частного собрания. Многие из произведений Гурвича были известны только по описаниям, на 47 Российском Антикварном Салоне они впервые будут показаны зрителям. Проект История галлов на Антикварном Салоне представляет две знаковые картины художника XIX века Эвариста Виталя Люмине, некогда впечатлившего Сальвадора Дали, и репродукции работ которого используют в качестве иллюстраций в учебниках ранней французской истории. Эварист Виталь Люмине – звезда французского академизма, автор жанровых сцен и исторических картин, обладатель многочисленных наград Парижского Салона, Ордена почётного легиона в 1869 году и золотой медали Всемирной выставки 1889 года. Работы художника хранятся в крупных европейских собраниях, но не представлены в русских музеях. За любовь к историческим сюжетам из истории кельтских племён и мифологизацию героев прошлого Люмине называют «живописцем галлов». 47-ой Российский Антикварный Салон работает по 28.11.21.

Фотографии предоставлены пресс-службой

 

24.11.21. В пространстве арт-платформы Cube.Moscow состоялся пресс-показ новых выставок:

PA gallery в большом зале Cube.Moscow открыла персональную выставку Андрея Волкова Linea Uno. В экспозиции представлены новые работы художника — живописные полотна и несколько объектов. Ключевые слова для этого проекта: цвет, краска, движение, время, чувственность, память. Словосочетание Linea Uno заимствовано у венецианского маршрута общественного транспорта, который связывает город в его крайних точках, проходя через центр по Большому каналу. Такое «присвоение имени» стало результатом череды последовательных действий различной степени случайности и осознанности. Андрей Волков:

Андрей Волков

«Linea Uno (Линия Уно, Первая линия, или Линия №1) это воображаемая линия, которая связывает объекты и события, имеющие особую значимость. Ее смысл в установлении взаимодействия обычно не сопоставляемых между собой частей собственного опыта: фрагментов зрительной и эмоциональной памяти, наследственных паттернов, приобретенных навыков, физической моторики, материальных и вымышленных сущностей. Эта линия — ориентир в творческом процессе, помогающая не столько находить ответы, сколько задавать себе нужные вопросы».

 

PA gallery в своем стенде представила новый проект Ани Желудь «Персональное пространство» — дискурс на тему личного взаимодействия с компонентами современного мира, понимания себя относительно реальности и определение своей ценностной ориентации.  

А.Желудь_Электрический чайник_2021

Syntax Gallery подготовила выставку группы анонимных художников «Союз невозможных». Проект образовался в 2020 году. Её состав варьируется и постепенно расширяется. Основной техникой произведений художников стала традиционная живопись на холсте. Художники иронизируют над странной повседневностью, внезапно изменившейся так сильно. Они придумывают новые способы защиты: создают «визуальные щиты» от банальности, скуки, сухости, логичности и системности.

Также в галерее Syntax представлена персональная выставка Кирилла Кто «Чуть больше привычного» с новой серией работ художника, который перенес стрит-арт со стен на холсты. Устоявшиеся фразеологизмы — давняя тема и привычный материал для Кирилла. В новом проекте он переиначивает числовые идиомы и названия художественных произведений, делая их чуть большими, добавляя к обычным «+1», тем самым подрывая устоявшиеся стереотипные выражения, предлагая зрителю дополнить и его собственные знаковые, привычные, обыденные числительные.

Кирилл Кто «8 пятниц»

Window Project продолжает знакомить с творчеством важнейших грузинских современных художников, представив работы Гелы Цуладзе из серии «Вариации на тему души», вдохновленные творчеством Нико Пиросмани. Работы Гелы Цуладзе нарисованы на клеенке, как и большинство работ Нико Пиросмани. В творческом воображении художника живет история о том, как Пиросмани решил использовать черную клеенку в качестве «холста». В начале ХХ века, когда фотосъемка становилась все более популярной, Пиросмани стал свидетелем процесса фотопечати – изображение появлялось буквально из темноты. Впечатленный, он зашел в трактир и, когда ему поставили бокал Саперави на стол, покрытый черной клеенкой, увидел, что может использовать этот материал для изображения света так же, как это происходило во время проявки фотографий. Вдохновленный этим образом, Цуладзе решил нарисовать на клеенке разноцветные пятна света и создать живопись, передающую настроения художника Нико Пиросмани.

Гела Цуладзе_Вариации на тему души_2020

«КультПроект» представляет выставку художника и графика Владимира Башлыкова Nude. Владимир Башлыков работает во многих техниках: автолитографии, офорта, пастели, а также живописи акрилом и маслом. В своем творчестве художник постоянно экспериментирует с выразительными возможностями цвета и штриха, создавая особый визуальный мир, в центре которого находится человеческая фигура. На выставке в Cube.Moscow будут представлены живописные работы и скульптура.

Серия «Обнаженные» 2021

Kupol Gallery открыла выставку Юрия Ващенко CHEKHOV 2.0.  В рамках проекта представлена серия графических работ, посвященная А.П. Чехову. В основе проекта — фотографии, связанные с жизнью и творчеством писателя. Изображения близких друзей, известных актеров начала века, разрушаясь, трансформируются в образы персонажей пьесы, переходят в другое измерение. Юрий Ващенко: В одном из своих московских интервью в 1989 году П. Штайн сказал: «Чехов — всегда провокация, вызов, а совсем не масштаб для определения реализма». Одной из особенностей чеховской драматургии является полное отсутствие действия. Действие уступает место слову. Характерные для персонажей Чехова состояния: сомнение, инертность, инфантилизм подменяют реальное действие наименованием, желанием такового действия. Формально серия, состоящая из тридцати литографий, разделена на четыре части, подобно актам пьесы. В каждой из частей фотография определяет как бы «тему» последующих «вариаций». Первые семь листов формируются из фотографии Комиссаржевской, подаренной Чехову где-то в 1900 году, в период зарождения идеи «Вишневого сада». Эта фотография, постоянно находясь в поле зрения писателя, могла стать поводом для создания любого из женских образов. Фотографии семьи Чехова формируют вторую часть альбома, где образы отца, матери, дяди и тд. трансформируются, уступая место персонажам чеховских пьес. В третьей части использован аналогичный ход с фотографией одного из участников премьеры «Вишневого сада». Фотография датирована 17.01.1904 г., днем этой премьеры.  Четвертая часть построена на материале фотографии, не имеющей прямого отношения к Чехову, но являющейся типичной, бытовой, семейной фотографией того времени. Снимко датирован 1903 годом. Альбом заканчивается страницей из записной книжки Чехова, символизирующей и заброшенный дом, и вырубленный сад, и забытый мир…

 

«Среда» представляет проект «Соучастники». Составленная из личных и предельно откровенных высказываний, выставка исследует (пост)колониальную проблематику в автобиографическом и самотерапевтическом ключе. Название выставки отсылает к английскому слову complicity в значении «соучастие в преступлении». Колониальность — не обязательно умышленное «преступление». Будучи носителями колониального мышления, мы, не отдавая себе отчета, становимся соучастниками бытовых и мимолетных взаимодействий, структурированных исключением, отчуждением, психологическим и физическим насилием в отношении Другого, чаще всего — этнически и культурно маркированного. Мультимедийная экспозиция включает работы восьми художниц, подготовленные специально для выставки в рамках воркшопа преподавателя курса «(Пост)колониальность и искусство» Георгия Мамедова. Участницы: Юлия Кокуева, Альфия Шамсутдинова, Анна Митерева, Катя Финкельштейн, Ирина Гулякина, Анна Ли, Анастасия Тупикова, Елизавета Кудрявцева. Куратор: Георгий Мамедов.

Юлия Кокуева «Зеркальная маска», 2021

BOCCARA ART показывает новые работы русско-испанской художницы Евфросины в рамках выставки «Круг, башня, Айфоллил». Евфросина — русско-испанская художница, которая живет и работает в Москве и Барселоне в различных техниках — живопись, графика, кинетические скульптуры, фотографии и видеоарт. Уже долгое время внимание Евфросины сконцентрировано на движении — она стремится передать состояния потока, чистого разума и тела, отпущенного на свободу. На выставке «Круг, башня, Айфоллил» Евфросина впервые представляет новый для своего творчества образ — башню. Для художницы это символ мудрости и принятия, способности играючи преодолевать жизненные препятствия. Круг олицетворяет равновесие и взывает к успокоению. Айфоллилами — от англ. I fall in love — называются выдуманные персонажи-неваляшки. Айфоллил — это символ силы духа. Он влюблен в жизнь и всегда находит центр опоры в себе самом. На выставке «Круг, башня, Айфоллил» Ефросина показывает долгожданный женский образ Айфолилла — скульптуру i-Ya.

Повелитель Мира 2020

Cubed, галерея и арт-магазин, показывает новые работы московской художницы Карины Барабановой на выставке «Помедленнее» — это ироничное осмысление общества потребления. Купить и поглотить: удовольствие от потребления вечно актуально. Серия работ Карины Барабановой «Помедленнее» — это живописные скриншоты страниц интернет-магазинов. Можно разглядеть эротические метафоры, психоаналитические аллюзии, оммажи поп-арту, исследование мемов, а можно просто повеселиться, как считает художница.

Карина Барабанова. Из серии «Помедленнее»

Shilo gallery, pop-up галерея, показывает новые работы художницы Нины Котел на выставке «Зеленая марка».

Выставки работают 26.11.21 — 22.12.21.

Фотографии предоставлены пресс-службой арт-платформы Cube.Moscow

23.11.21. В выставочном пространстве Государственного института искусствознания открылась выставка Кати Щегловой «Mirrored Heart II». В экспозиции представлено 6 крупномасштабных портретов женщин и подростков, написанных между 2019 и 2021 году. Объединенные мотивом зеркальных отражений, эти работы демонстрируют устойчивый интерес Кати Щегловой в исследовании визуального восприятия человеческой фигуры. Катя Щеглова: «Я не считаю себя фигуративным художником. Мои работы – это абстракции, которые выглядят как портреты». Выставка работает до 23.12.21

MASHA

Фотографии предоставлены пресс-агентом художника

25.11.21. Галерея cцена/szena представила персональный проект Алексея Таруца «Валюта на атараксе» на трех этажах Дома Лобкова на Софийской Набережной. Алексей Таруц — междисциплинарный художник, чья практика включает перформативные и ситуативные работы, а также инсталляции в смешанной технике. В своих работах Таруц исследует такие понятия, как «событие», «присутствие» и «свидетельство». Художник интерпретирует способы репрезентации события, сформированные влиянием культурной индустрии эпохи позднего капитализма.

В новом проекте Алексей Таруц обращается к темам суеверческого мировоззрения, конвертации случайного события в политическое, а людей — в инфраструктурные элементы экономики. Художник пересобирает традиционный ритуал подбрасывания монеты и саму валютную операцию. Сайт-специфик проект Алексея Таруца задуман как обменный пункт, где посетители могут обменять свои желания на фиктивную внутреннюю валюту проекта. Особняку отведена роль обменного пункта, в котором производится обмен желаний на крипокойн — десятирублевую монету с выгравированным на ней неотрадиционалистским орнаментом, за основу которого были взяты очертания татуировки. Денежные знаки перекодируются художником: сначала они обесцениваются, уменьшаются в весе из-за лазерной гравировки, а затем их стоимость повышается, за счет приобретения ими художественной ценности. Таким образом, фиктивная валюта приобретает валидность внутри выставки, которая становится экосистемой для совершения реальных транзакций. Выставка работает до 05.12.21.

Фотографии предоставлены Галереей cцена/szena

25.11.21. Выставочный зал фонда Андрея Чеглакова представил цикл культурно-образовательных мероприятий в рамках выставки «В диалоге с Бодлером: Матисс, Роден, Руо…», приуроченной к 200-летию со дня рождения Шарля Бодлера. Первое мероприятие пройдет 26 ноября в 19:00. Вход свободный, по предварительной регистрации,

Вечер откроется лекцией Василия Власова, художника, который по-своему переосмысляет литературные и музыкальные образы. На примере книги Бодлера «Цветы зла» Василий расскажет об иллюстрации и роли художника в создании книги, а также обсудит со слушателями, как иллюстрация формирует книжное пространство и выстраивает его визуальное содержание. После лекции состоится концерт преподавателей и студентов Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Специально подготовленная к выставке программа «Sweet air» состоит из произведений композиторов, творчеством которых вдохновлялся Шарль Бодлер – Рихарда Вагнера, Карла Марии фон Вебера, Эрнста Теодора Гофмана. Как в экспозиции выставки, так и в музыкальной программе – пьеса Дэвида Ланга «Sweet air» – это взгляд из будущего в прошлое через ассоциативное преломление идей Бодлера. На выставке представлены работы великих художников, ведущих диалог с автором и воссоздавших атмосферу сборника «Цветы зла», поэтому на музыкальном вечере прозвучат не только классические произведения, но и несколько интерпретаций творчества Шарля Бодлера современных композиторов. В экспозиции представлены книги в жанре livre d’artiste, графика и фотография известных мастеров, вдохновленных произведениями Бодлера. Центром экспозиции стали «Цветы зла» в прочтении Одилона Редона, Анри Матисса, Огюста Родена, Жоржа Руо, Анри Картье-Брессона, Леонор Фини. Издания доступны для просмотра в том числе на мультимедийных экранах. Часть работ специально создана для выставки современными художниками. Вся культурно-образовательная программа к выставке основана на связях между музыкой, поэзией, живописью и театром, чтобы продемонстрировать, что ни один вид искусства не может существовать без другого, и новаторства в той или иной сфере дает развитие остальным направлениям. Мероприятия в рамках цикла будут проходить еженедельно. Выставка работает до 16.01.22.

Фотографии Cabinet de lart

25.11.21. Галерея «Квартира S» совместно с «Рынком на Ленинском» при поддержке журнала Cabinet de l’Art открыла персональную выставку Дарьи Клементьевой «Острова». Фокусируя внимание на моментах повседневности, Дарья рассказывает в своих работах о жителях островов — торговцах, рыбака, моряках. Дарья Клементьева: «В период локдауна я была дома, как и многие, фактические заперта в четырех стенах московской квартиры. Работа над серией «Острова» для меня стала возможностью вырваться из вынужденного заточения, попасть на другой конец планеты, в другой мир яркий и солнечный». Быт островной жизни на холстах Дарьи предстаёт красочной экзотикой. Куратор выставки: Саша Ришар. Вернисаж: 26 ноября 2021, с 19.00 до 21.00. Выставка работает до 22.01.21.

Фотографии предоставлены галереей «Квартира S»

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: