Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
22.07.24. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкинапредставил выставку «Подруги. К юбилею Варвары Степановой». В октябре 2024 года исполняется 130 лет со дня рождения Варвары Степановой — живописца, графика, художника театра и книги, дизайнера, модельера. С именем Степановой традиционно связывается одна из главных страниц в истории русского конструктивизма. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет о ее творчество через сообщество художниц, судьбы которых пересекались на протяжении 1910–1930-х годов. Главные героини экспозиции — Варвара Степанова и ее подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Однако разговор о них оказался невозможным без привлечения более широкого круга художниц — Веры Мухиной, Надежды Ламановой, Эсфири Шуб, а также младшего поколения — Анастасии Ахтырко, сестер Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной, Елизаветы Игнатович. Их связывали дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности. Варвара Степанова выбрана центральной фигурой проекта не случайно. Супруга и единомышленница Александра Родченко, она в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг нее были сконцентрированы процессы рождения нового искусства. Степанова вошла в круг новаторов русского авангарда позже других, активно включившись в борьбу за лидерство в изобретении радикальных художественных систем. Выставка дает возможность увидеть, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард приходит к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова приняла активное участие.
Одной из отправных точек для кураторов Пушкинского музея стала состоявшаяся в 1921 году выставка «5 × 5 = 25», воспринятая многими как манифест русского конструктивизма. Среди пятерых ее участников были три женщины — Варвара Степанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Экспозиция стала важным этапом в их творческой карьере — подруги отказались от традиционных форм живописи и графики и обратились к дизайну. Именно этот факт позволил выстроить выставку в Пушкинском музее по разделам, совпадающим с областями художественного творчества, которые часто рассматривались мужчинами как маргинальные. Темы, которые казались женскими, становятся важным аспектом в формировании языка авангарда. Всего затронуто четыре темы, в которых именно женщинам-художницам было суждено совершить тихую и незаметную, но радикальную революцию: театральная сценография, текстильный дизайн и мода, книжная графика и новая верстка, фото- и киномонтаж. В залах представлены ключевые работы подруг: автопортрет Варвары Степановой, эскизы костюмов и театральных декораций, рисунки для тканей и модели одежды, обложки журналов, новый дизайн книги и многое другое. Особое внимание художницы уделяли преподавательской практике. Творчество подруг можно назвать лабораторией русского авангарда. Все они принадлежали к единому кругу знакомств, который мог расширяться и пересекаться с другими подобными кругами. Они несли с собой новую модель искусства, новое миропонимание, новые принципы миростроительства. Каждая из подруг способствовала формированию проектного мышления и нового художественного языка.
Кураторы: Александр Лаврентьев, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова; Александра Данилова, заведующая отделом нового западного искусства, ГМИИ им. А.С. Пушкина; Алексей Савинов, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка работает в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков до 20.10.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
23.07.24. РОСИЗО представил проект-исследование феномена российской звуковой экспериментальной культуры первой трети ХХ века и современных опытов в области звука. «Практика ощущения. Звук» — это выставка-размышление о звуке, его значении и особенностях аудиального восприятия. В пространстве выставки предпринята попытка исследования внутренних и внешних границ звука, его субъектности, а также методов и приемов художественной выразительности звука через практику собственных ощущений. Зрителям предложены различные возможности для получения и осмысления аудиального опыта – это три практики, представленные тремя разными темами: «звук и музыка», «звук и изобразительное искусство», «звук и искусство движения». В экспозиции объединены звуковые инсталляции и реконструкции современных авторов, материалы исследований по «биомеханике звука» Соломона Никритина, экспериментальные музыкальные и шумовые инструменты. Специально для выставки композитор Ксения Кручински создала «звуковую историю места» — пространства Усадьбы Тургеневых — Боткиных в Петроверигском переулке, где сегодня располагается Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и проходит выставка.
Отдельным исследованием выставки стала тема синтеза искусств — соединения слова, музыки, формы на примере футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем». Представлены оригинальные рисунки к опере, выполненные Казимиром Малевичем, в том числе самый ранний графический вариант «Черного квадрата». Посетителям предлагается услышать и саму оперу в новой научной редакции-реконструкции, исполненной солистами ансамбля «Студия новой музыки» в Московской государственной академической филармонии.
Специальный проект выставки располагается в парке «Горка» и включает три произведения, исследующие тему «звука и природы», а также звукоподражания. Звуковые «точки» доступны всем желающим по QR-коду. Кураторы: Алина Корень, Алла Цехмистренко. Выставка работает в выставочных залах РОСИЗО до 17.11.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой РОСИЗО
23.07.24. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представил выставку «Архитектура русского авангарда – это взлёт человеческой души» Уильяма Крафт Брумфилда. Выставка приурочена к юбилею Уильяма Брумфилда, давнего друга Музея, профессора славистики Тулейнского университета в Новом Орлеане – человека, который всю жизнь самостоятельно постигает русскую культуру и знакомит с ней мир. С 1970-го по начало 2000-х Уильям Брумфилд снимал на плёнку, а потом перешёл на цифровой фотоаппарат. Сегодня большая часть негативов оцифрована, и вся коллекция фотографий составляет порядка 150 000 снимков. Фотографическое наследие Уильяма Брумфилда хранится в собраниях Национального Музея в Вашингтоне, США, и в России, в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева: «Сотрудничество Уильяма Брумфилда и Музея архитектуры имени А.В. Щусева началось в 1979 году, и эта связь остаётся прочной в любых исторических обстоятельствах. Первая выставка Уильяма Брумфилда в России состоялась в нашем Музее в 2001 году и посвящена она была Русскому Северу. В 2023 году прошла выставка “Lost America” («Тихая Америка»), которая повествовала не столько о сфотографированных объектах, сколько об эстетике «потерянных» – заброшенных и уединённых – мест. В этом году Музей представляет работы фотографа-исследователя, посвящённые архитектуре советского авангарда, на которую он обратил своё внимание ещё в те годы, когда творчество архитекторов-авангардистов не было так популярно, как сегодня. Кадры Брумфилда фиксируют непростую судьбу сооружений 1920-1930-х годов: их неприглядное старение, а в отдельных случаях и полный упадок, более или менее удачные реставрации первых лет моды на искусство этой эпохи.
Пристальный и любящий взгляд Уильяма Брумфилда вновь заставляет нас задуматься о величии и уязвимости архитектурного наследия нашей страны». На выставке представлено 313 фотографий памятников русского авангарда разных городов России от Москвы до Хабаровска, снятых Уильямом Брумфилдом в течение почти 50 лет: с 1971 по 2019 годы. Экспозиция структурирована по регионам, в которых Брумфилд фотографировал памятники авангарда: Москва, Ленинград, раздел «От Урала до Дальнего Востока» и отдельные города Центрального Поволжья, Центральной и Южной России. Экспозицию дополняют макет Дома Наркомфина, модель Дома-мастерской Константина Мельникова и ряд фотографий 1930-х годов, на которых оказались запечатлены макеты представленных на выставке архитектурных объектов. Нина Пименова-Ромашова, куратор выставки: «… Эта выставка – про любовь исследователя к советской архитектуре 1920-1930-х годов. Нам хотелось показать личный взгляд американского фотографа и историка на хорошо изученную в наше время тему авангардной архитектуры, поэтому экспозиция сопровождается прямой речью автора: все текстовые комментарии – это мысли и воспоминания Уильяма». Куратор выставки: Нина Пименова-Ромашова, главный хранитель Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Выставка работает в Аптекарском приказе до 01.09.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея
25.07.24. В галерее «Открытый клуб» открылась выставка скульптуры Сергея Судакова «Воображаемое». В рамках представленной серии Судаков обращается к человеческому телу, причём рассматривает его не как единый организм, а фокусируется на деталях: сами по себе существуют изящные кисти рук, сложенные в напоминающую молитву позу, стопы ног, и даже глаза и уши становятся самоценными героями экспозиции. Автор исследует феномен перцепции, воплощая разные виды человеческих чувств — зрение, осязание, вкус — в скульптуре. Работы выполнены из дерева различных пород: ясеня, красного дерева, дуба и берёзы. При этом древесина ничем не покрыта и не окрашена: рисунок волокон и разнообразные оттенки древесины остаются для зрителя видимыми. Такая «обнажённая» скульптура заставляет фокусироваться на тактильных особенностях формы не меньше, чем на внутреннем содержании. Выставка работает по 06.08.24.
Фотографии предоставлены галереей
25.07.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель