Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
21.10.24. VLADEY представил выставку к аукциону «Коллекция Гурьянова» из личной коллекции художника и музыканта, барабанщика культовой группы «Кино» и первого российского неоакадемиста, звезды Новой Академии Изящных Искусств Тимура Новикова Георгия Гурьянова. Деньги от аукциона будут направлены на создание музея-квартиры Георгия Гурьянова в Санкт-Петербурге. На предаукционной выставке представлены работы самого Гурьянова, его друзей и единомышленников. Близким другом Гурьянова был Тимур Новиков, вдохновитель и куратор его первой большой московской выставки «Сила воли» в галерее OVCHARENKO. Екатерина Андреева: «Аукцион избранных произведений из коллекции Георгия Гурьянова отличается от традиционных торгов. Задача владельцев собрания Гурьянова — открыть его музей. Для этого есть все возможности: наследники сохранили в неприкосновенности квартиру художника вместе с его архивом, личными вещами, многими произведениями самого Георгия и его друзей. Все это собрание произведений, мемориальных предметов и документов напрямую связано с музыкой и историей группы «Кино». Имена Гурьянова и его друзей: Виктора Цоя, Юрия Каспаряна, Тимура Новикова в золотом фонде отечественной культуры конца ХХ — начала XXI веков. Средства от аукциона пойдут на устройство музея, который, по соседству с Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Музеем-квартирой Николая Некрасова и Музеем Иосифа Бродского «Полторы комнаты», станет следующим на петербургском Art Lane — Литейном проспекте от Пантелеймоновской до Жуковского. Участники аукциона будут, по существу, первыми, кто поддержит создание музея Георгия Гурьянова». Аукцион состоится 26.10.24.
Фотографии Ольги Серегиной
22.10.24. Галерея Ruаrts представила персональную выставку Айдына Зейналова «Грезы океана». В 2017 и 2021 годах в галерее Ruarts прошли персональные выставки Зейналова «Swim and Dream» и «Наблюдатель». Проект «Грезы океана», первоначально продиктованный страстью Айдына Зейналова к морской аквариумистике и растущим осознанием масштабов загрязнения мирового океана, превратился в футуристический прогноз. Работы художника отражают амбивалентность природы, одновременно демонстрируя ее несовершенную и прекрасную стороны. Люди заменяют органы, трансформируют ДНК, имплантируют в тела передовые устройства, становясь киборгами – это механизмы выживания в новых сценариях жизни на планете. Проект предлагает посмотреть на происходящее без ужаса и чувства вины, как беспристрастный наблюдатель, посмотреть на экологический кризис как на естественную часть нашей реальности — в уродливом, странном и даже ужасающем есть красота. «С одной стороны, мы должны ответственно относиться к океану, но с другой – он решает, каким быть, определяет границы приемлемого. Мусорные острова, возможно, очень скоро станут нашими территориями для жизни», – арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов, куратор выставки. Ведь все это некий сон океана, еще одна фаза его существования; и, возможно, когда океан очнется, привычный мир немедленно исчезнет. Как однажды написал французский поэт Жоашен Гаске, «мир — это гигантский Нарцисс, осмысляющий себя», а мы являемся его грезами. Выставка работает до 01.12.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи. Фото: Любовь Шеметова
22.10.24. VLADEY Space на Винзаводе представил выставку работ Леонида Цхэ «Поппури». Постоянная изменчивость считается отличительной чертой молодого художника, между тем, Цхэ естественно сейчас считать автором в творческом зените. Его живопись эволюционирует и видоизменяется в каждом проекте, ни один из них не похож на предыдущий. «Все зависит от среды и от обстоятельств, которые всегда очень сильно на меня влияют, — абсолютно все, что я вижу, с кем познакомился, с кем буду общаться. Просто жизнь внутри живописи движется сама собой — ей как бы сопутствует вторая жизнь и все то, что существует в реальности. Мне самому очень интересен процесс изменения, в жизни и живописи заводит сама по себе экспериментальность. Наверное, меня волнует само движение», — Леонид Цхэ.
В экспозицию вошли работы разных периодов творчества художника, наглядно демонстрируя творческую эволюцию и разнообразие автора. Впервые широкой публике показаны автопортретные акварели и монументальная шестиметровая работа периода карантина и самоизоляции. Так же экспозицию дополняют работы из проекта «Моно Цхэ», написанные только одной краской — жженой костью, и новая серия «Менины», в которой художник вступает в диалог с Веласкесом. Выставка работает до 08.12.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи
22.10.24. HSE ART GALLERY на Винзаводе представила групповой проект «Diploma24. Пробелы истории» — дипломную выставку студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ. Diploma — это ежегодная групповая выставка дипломных проектов выпускников направления «Современное искусство». В этом году среди участников выпускники бакалавриата и магистратуры профилей: «Дизайн и современное искусство», «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Современная фотография», «Практики современного искусства» и «Современная живопись».
«Выставка Diploma24 во многом отражает умонастроения середины 20-х годов XXI века — того периода, когда нынешним дипломникам довелось выйти на сцену. Сегодня мы все живем на больших скоростях (как в смысле перемещений в пространстве, так и в смысле коммуникации, передачи и обработки данных). Наше восприятие времени нелинейно, многоуровнево, многослойно, режим многозадачности диктует нам множественность хронотопов. А память избирательна, в ней то и дело возникают разломы, провалы или пробелы. Восполнение пробелов обычно рассматривают, как неотъемлемую часть ученичества. Однако в данном контексте слово «пробел» не должно вызывать негативных ассоциаций. В основе любой серьёзной исследовательской работы лежит задача заполнить пробелы в наших знаниях о мире, будь то пространственный и временной континуум или природа вещей, материалов, веществ и организмов. Именно к такой исследовательской работе сегодня стремятся молодые художники поколения 2020-х.», — кураторы выставки Дарья Пыркина и Диана Мачулина. Выставка работает до 04.12.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи
22.10.24. В галерее современного искусства a—s—t—r—a открылась выставка философа, композитора и художника Владимира Мартынова«Онтограммы автоархеологии в пространстве автоархеологии Дмитрия Пошвина». Владимир Иванович Мартынов окончил Московскую консерваторию по классу композиции и классу фортепиано. С 1973 по 1980 год был участником Московской экспериментальной студии электронной музыки. Занимался изучением музыки Средних веков и Возрождения. Выступал на различных фестивалях, исполняя средневековую, авангардную, электронную и минималистскую музыку. В 1999 году совместно с Татьяной Гринденко создал инструментальный ансамбль Opus Posth. В его основу положена композиторская и философская концепция Владимира Мартынова, определяющая как название ансамбля (opus posthumum – посмертная публикация музыкального произведения), так и современное состояние культуры. Мартынов осуществлял совместные проекты с Львом Рубинштейном, Дмитрием Приговым, Леонидом Фёдоровым (“АукцЫон”). Преподавал в Московской духовной академии историю богослужебного пения, вел курс музыкальной антропологии на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Выставка «Владимир Мартынов. Онтограммы автоархеологии в пространстве автоархеологии Дмитрия Пошвина»соединяет философские, музыкальные и визуальные интуиции, которые Владимир Мартынов развивает на протяжении многих лет. Впервые серьезно термин «онтография» ввел американский философ Ян Богост, определив его как «эстетическую теорию множеств». Онтография воспевает любую конфигурацию предметов, явлений, фактов вне зависимости от её смысла, принимая её такой, какая она есть. В прочтении Мартынова онтограмма становится артобъектом, который являет собой лишенное человеческих иерархий и классификаций чистое перечисление, принципиально отказывающееся от внесения смысла в живую ткань жизни. Здесь смысл опознан как насилие над реальностью. В отличие от пространства автобиографии, где акцент делается на индивидуальном «я», пространство автоархеология позволяет вписать своё «я» в окружающую действительность. Здесь личное становится частью общего, человек воспринимается как сумма фактов, его окружающих. Происходит смыкание: автоархеология как метод находит своё практическое применение в онтографии. Онтография и автоархеология объединяют любые факты и явления, попавшие в поле зрения определенного человека: «бабушки, чайники, палеолитические ладони или ребенок, смотрящий в окно». По мнению Мартынова, чем меньше мы сегодня пытаемся навязывать смысл увиденному и услышанному, тем больше у нас шансов проникнуть в тайну жизни. Пространство галереи станет местом превращения смотрящего в рассматриваемого, местом, где человек не властен над объектами, а любовь к жизни важнее её смысла. Выставка даёт нам шанс вернуться к состоянию пребывания в реальности, стать равноправным соучастником всему существующему, перестать быть тем, кем мы пытались быть только что. Выставка работает до 17.11.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи
22.10.24. Галерея Surface Lab Art в Музей архитектуры им. А. В. Щусевапредставила постоянную монументальную мозаику «Фабрика» Антона Чумака на фасаде завода Kerama Marazzi и Surface Laboratory. Одна из ключевых целей Surface Lab Art состоит в том, чтобы интегрировать современное искусство в общественное пространство, менять качество жизни, делая современное искусство частью нашей повседневности. Художника Антона Чумака представляет галерея Крокин. Монументальная мозаика «Фабрика» — это печать картины современного художника Антона Чумака на керамических плитах. Мозаика собрана из 200 плит размером 320х120см и занимает площадь в 642 кв.м, украшая фасад завода по производству керамогранита Kerama Marazzi и Surface Laboratory в Малино (Московская область). Продолжая традицию советского монументально-декоративного искусства, которое было неотъемлемой частью промышленных сооружений эпохи, проект акцентирует важность современных технологий, упрощающих актуальные процессы создания монументальных работ. Украшающие фабрики мозаики и другие формы монументального искусства прочно входят как в городской пейзаж, так и в культурную память различных сообществ. Если сюжеты мозаик, скульптурных композиций и фресок социалистического реализма изображали героев труда, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников, то в центре мурала «Фабрика» находится сам процесс производства — превращение природных материалов в керамогранитные плиты. «В детстве завод казался мне неким магическим и сакральным местом. Когда ты приходишь и сначала видишь груды и горы песка и глины — это некий хаос. Посредством производства вся эта масса превращается в структурированные коробочки с ровными, четко посчитанными плитами, которые уезжают на стройки по всей России. И мне было очень интересно визуализировать и интерпретировать этот процесс, чтобы приоткрыть зрителю тот невероятный процесс, который происходит за стенами цеха», — автор работы Антон Чумак.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи
23.10.24. Музей русского импрессионизма представил выставку «Новое общество художников» об одноименном творческом объединении начала XX века. Среди множества союзов и товариществ НОХ выделялось своими демократическими принципами: в залах пересекались самые разные стили и течения, работы Александра Бенуа соседствовали с произведениями Василия Кандинского. В экспозиции представлена живопись и графика творческой пары и основателей общества Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской, а также Бориса Кустодиева, Алексея Щусева, Михаила Врубеля и других участников объединения. Полотна, созвучные настроениям и темам Серебряного века, сопровождают отрывки из произведений Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, Александра Блока и Михаила Кузмина.
С 1903 по 1917 год в выставках петербургского Нового общества художников приняли участие более 200 авторов. За 14 лет объединение организовало 10 выставок современного искусства, в том числе персональный показ работ Александра Головина и посмертную экспозицию Михаила Врубеля. Эти проекты не были лишены смелых кураторских решений: так, на пятой выставке рядом с произведениями профессионалов впервые появились работы детей. На -1 и 3 этажах музея собрано более 150 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций от Санкт-Петербурга до Владивостока. Названия для разделов выставки и каталога были заимствованы из знаковых поэтических сборников Серебряного века: «Четки», «Камень», «Снежная маска», «Киммерийская весна»… В каталоге о переплетениях литературного и художественного миров «Прекрасной эпохи» рассказывает филолог Валерий Шубинский. Материалы искусствоведов Антона Успенского, Ильи Печёнкина и Дарьи Манучаровой посвящены Новому обществу художников, месту архитектуры и архитекторов на выставках объединения, а также творческой паре Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской. В экспозиции представлены тактильные макеты, впечатление дополняют ароматы по мотивам картин от ольфакторной художницы Анны Кабировой. По окончании выставки четыре тактильных макета, созданных при участии партнера инклюзивной программы музея — Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд», — отправятся в краеведческие и художественные музеи Перми, Вольска, Тюмени и Воронежа. Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой, включающей события для взрослых, детей и подростков, а также инклюзивные мероприятия. Куратор: Ольга Юркина, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма. Выставка работает до 26.01.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея
24.10.24. Состоялось превью ярмарки современного искусства Cosmoscow в «Тимирязев Центре». В рамках некоммерческой программы Фонд Cosmoscow показывает проекты победителей своих программ 2024 года: «Музей года», «Институция года» и «Художник года». «Художник года» Александра Гартпредставляет произведение «Постоянство веселья и грязи» в виде массивной и обшитой деревянными досками конструкции из металла, тяжелый остов которой поддерживает размещенные по периметру фигуры коней. «Музей года» Волго- Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) предлагает вниманию посетителей интерактивную инсталляцию, посвященную библиотеке Арсенала, которую в ближайшем будущем ждут преобразования. «Институция года» Центр городской культуры (Пермь) представлена стендом с выразительным архитектурным решением в виде ротонды. Изнутри сооружение оформлено самыми разными материалами, оставшимися от проектов, созданных в ЦГК за последние годы. Хайлайты программы Cosmoscow представлены на сайте ярмарки.
На ярмарке представлено более 1 500 произведений современного искусства от 87 галерей.
Галерея Anna Nova на своем стенде представляет работы двух знаковых авторов галереи: фотографа Дмитрия Маркова и художника года по версии фонда Cosmoscow Александры Гарт. Первая часть экспозиции включает в себя масштабную живопись Александры Гарт, подготовленную специально к этому событию. Александра является со-основателем независимого пространства STYD, где была показана серия ее тотальных инсталляций («Стыд», «Провал», «Сопротивление бесполезно»). В составе кураторской команды пространства она стала лауреатом премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Искусство». Номинант премии в области современного искусства имени Сергея Курехина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» за проект «Провал» (2021). С 2013 по 2016 год принимала участие в международном фестивале паблик-арта «Арт-проспект». Иллюстрировала книгу Николая Олейникова «Служение науке» (2016) и буклеты к концертам Дома радио (2023 — 2024). В своей практике Александра Гарт погружает зрителя в поэтические пространства, где происходит синтез живого и неживого, природного и искусственного. Метод Гарт основан на аскетизме художественных средств — максимум силы визуального образа при минимуме видимых приложенных усилий. Работает с такими медиа как живопись и графика. Художница создает постапокалиптический пейзаж, в котором процесс синтезирования индустриального и природного порождает совершенно новый мир, где заброшенный город выступает в качестве самостоятельного живого организма. Ключевыми образами этой серии работ становятся «нечеловеческие агенты»: животные, темные деревья и пустынные ландшафты.
Во второй части стенда представлены уникальные фотографии Дмитрия Маркова. Фотограф, заслуживший широкое признание своей документальной фотографией, размещал свои фотоработы в социальных сетях. Художественный подход Дмитрия Маркова строится на чутком наблюдении и отсутствии дистанции с героями снимков. В 2013 году он участвовал в проекте «Burn Diary», основанном фотографом агентства Magnum Дэвидом Аланом Хэрви, переняв оттуда концепцию съёмки только на мобильный телефон. В 2015 году вошел в тройку мировых фотографов, получивших грант от одного из крупнейших фотоагентств Getty Images. В 2016 году стал первым российским участником и одним из 15 фотографов из 15 стран, которые участвовали в рекламной кампании iPhone 7 «Apple’s Shot on iPhone». Обладатель премий Lumix Festival for Young Photojournalism Award (2010) и Grand Prize PhotoPhilanthropy Activist Awards (2009). Художник Дмитрий Врубель создал виртуальный музей, один из отделов которого носит имя Маркова. Галерея Anna Nova представляет на стендефотографии, которые были напечатаны во Франции еще в 2019 году. На них запечатлены реалистичные сцены жизни разных регионов страны. Однако это не просто сюжеты на социальную тему, но и личные образы и истории автора. Отличительной чертой его практики стало особое, бережное наблюдение за средой. Несмотря на то, что представленные на ярмарке художники работают в различных медиумах и используют противоположные подходы, их работы объединяет глубокое осмысление положения человека в современном мире.
Фотографии предоставлены галереей
Название экспозиции стенда галереи Carré d’artistes Moscow «I AM SITTING INA ROOM» выбрано в честь самого известного произведения американского композитора экспериментальной музыки Элвина Люсьера и направлена на исследование связей между творческими стратегиями молодых художников Анастасии Безвершук, Саши Гореликова, Люси Соловьевой (LU).
«Я сижу в комнате, отличной от той, в которой сейчас сидите вы. Я записываю свой голос, а затем собираюсь проигрывать его в этой же комнате снова и снова, пока под влиянием резонансных частот комнаты мой голос не утратит всякое сходство с человеческой речью за исключением, возможно, ритма…» — Элвин Люсьер. Галерея Carré d’artistesобращает внимание на современные тенденции в художественных высказываниях молодых авторов, работающих с темой памяти, поиском идентичности и преемственности поколений. Центральные понятия, объединяющие разные традиции исследователей, — «место» и «пространство». Будь то физическое пространство старого деревянного дома, белое пустое пространство холста или же метафизическое пространство внутренних переживаний.
Композитор Элвин Люсьер так же, как и художники, представленные на стенде, исследовал в своем творчестве пространство, размышлял о резонансе, свойствах звука и передаче его через физический носитель. Галерея Carré d’artistes Moscow приглашает в пространство тотальной инсталляции — гибридного дома с наличниками, предметами мебели и интерьерами, где отпечаток истории фиксирует в лиричных цианотипиях Анастасия Безвершук. Центральное место экспозиции занимает образ печи с керамическими изразцами, созданными художницей Люсией Соловьевой (LU). На противоположной стене на оконных стеклах проступают контурные карты — границы бытия и пустоты графических свитков Александра Гореликова.
Фотографии предоставлены пресс-агентством галереи
Галерея Atelier CHOUTKO представляет на своем стенде работы 10 авторов, предметы текстильного искусства – гобелены и ковры, мозаику и предметы бразильского модернизма середины 20 века. Гобелены Альбины Воронковой 1991 г. сочетаются с иконами коллекционного бразильского модернизма 1960х годов от Jorgе Zalszupin и Sergio Rodrigues. Дополняют композицию уникальные люстры-торшеры муранского стекла от Baldwin Guggisberg by VENINI, панно художницы Ольги Солдатовой в технике вышивки биссером и мозаики, гобелен художника Андрея Геннадиева«Шагающая рыба» 1993 г., ворсовый ковер «Русский Робот» художника Кирилла Рубцова 2024 г и гобелен Александра Гораздина «Айдентика» 2019 г. На стенде галереи предметы текстильного искусства впервые представлены в таком масштабе на ярмарке. Галерея участвует в детской программе ярмарки, принимая маленьких любителей современного искусства и рассказывая им о специально подобранных произведениях. В рамках параллельной программы в дни ярмарки в пространстве галереи на Новинском бульваре проходит выставка «Текстильный дневник. Часть 2».
Фотографии предоставлены галереей
InGallery contemporary на своем стенде представляет работы трёх художников: Ивана Языкова, Кати Сысоевой и Анастасии Кузнецовой. Созданные рапидографом графические работы Ивана Языкова — это тщательно проработанные композиции, результат многих месяцев кропотливого труда. Многообразие деталей создаёт иные миры, насыщенные шифрами, деталями и образами, которые бывает непросто рассмотреть без лупы. На стенде выставлена работа «Стаканчик», которую он рисовал в течение последних нескольких лет. Катя Сысоева обращается к неоромантизму, как к одной из основ метамодернизма или новой искренности. Она выстраивает истории, где возможен синтез чуда человеческих возможностей и чудес науки. «Зачастую я чувствую себя в роли «лазутчика», собирая информацию на границе двух областей знания, обнаруживая новые взаимоотношения искусства и науки. Ведомая любопытством, я часто погружаюсь в неизведанные области, толком не зная, как именно это произошло» — Катя Сысоева. Образы и предметы, которые создаёт Анастасия Кузнецова, окружены фоном, похожим на космическое пространство. Эффект зависания объектов, а также приглушённые цвета и лаконичность, присущие работам Анастасии, завораживают магией простоты и нежной эфемерностью изображений.
Ярмарка работает в «Тимирязев Центр» по 27.10.24.
Фотографии предоставлены галереей
24.10.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель