Арт-обзор 17.08-24.08.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Фотографии VR лаборатории Lab

22.08.23. Российская академия художеств и Крокин галерея представили выставочный проект «40 лет в строю» московского графика, члена-корреспондента РАХ Александра Роллановича Джикии. В девяти академических залах, представлены более 100 графических произведений, инсталляции и объекты из наиболее знаковых серий. По замыслу кураторов, выставка демонстрирует сложное сочетание автономных высказываний, переосмысленных автором в едином смысловом пространстве, и раскрывает парадоксальное по своему содержанию и пластическому решению искусство с уникальным авторским восприятием действительности. Название проекта отсылает к 1983 году когда во время учёбы в Московском архитектурном институте Джикия впервые принял участие в выставке, представив свою работу «Махание зайцем», ставшую, по мнению самого художника, своеобразным логотипом его творческой деятельности того времени, а, может, и всего его творчества. Автор вспоминает об этом периоде: «Летом 1982 года я сделал много рисунков на тему “Прощание с детством”. Собственно, такого названия не было, была именно тема. У меня когда-то имелся большой плюшевый заяц. Им-то и машет “лирический герой”, символически прощаясь с детством». Подобно большинству художников, Джикия долгое время своё творческое «я», активно путешествуя по странам и континентам. Он родился в Тбилиси, жил в Европе, работал в Северной Америке и Турции, где преподавал основы дизайна и архитектуры в столичном Университете Билкент. Важной темой искусства автора стала минойская и древнегреческая культура, с которой мастер познакомился в университетской библиотеке, по праву считающейся одной из лучших в Турции. В течение нескольких лет он исследовал репродукции древнегреческих вазописей и крито-микенских печатей, копируя и интерпретируя их, стремясь перевести самое для себя интересное на современный язык. В интервью 2009 года Джикия рассказывал: «…За пару лет я нарисовал больше 300 рисунков на тему крито-микенских печатей. Мне казалось, что я на самом деле понимаю художников, творивших больше 3000 лет назад, и что, может быть, я был одним из них». В работах Джикии разделение реальности на действительность и вымысел достаточно условно, а легенды, сны и поэзия неотделимы друг от друга. В области книжной иллюстрации в 2021 году Джикия показал серию по мотивам раннего издания сказки «Конёк-Горбунок» 1830-х годов. Художник воссоздал в своих иллюстрациях некоторые детали быта и характерных персонажей. Александр Джикия экспериментирует с техникой, обращаясь не только к привычной для него бумаге, но и к другим материалам. Используя металл, дерево и зеркала он создаёт инсталляции, фиксирующие его идеи в объёмной форме. Этому навыку трёхмерного мышления, по признанию самого художника, способствовало архитектурное образование и углублённое изучение начертательной геометрии. Некоторые его фигуративные объекты и инсталляции представлены в рамках академического проекта. Произведения Александра Джикии всегда узнаваемы, несмотря на разнообразие тем, форм и техник, к которым он обращается. Он аутентичен  — его творчество невозможно причислить к какому-либо из существующих течений или направлений современного искусства. Выставка работает в Выставочных залах Российской академии художеств до 10.09.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Академии художеств

 

22.08.23. Московский музей современного искусства представил выставку произведений из коллекции Сергея Александрова «Единицы времени». Экспозицию составляют работы 12 ключевых представителей российской неофициальной художественной сцены 1960-х годов, а также их предшественников и последователей, среди них: Илья Кабаков, Дмитрий Краснопевцев, Вячеслав Колейчук, Анатолий Зверев, Евгений Кропивницкий, Владимир Яковлев, Борис Свешников, Дмитрий Плавинский, Владимир Немухин, Василий Ситников, Лидия Мастеркова и другие. Проект продолжает выставочную программу ММОМА, направленную на популяризацию и показ в новых ракурсах частных собраний отечественных коллекционеров. В каждом из залов выставки, сфокусированном на том или ином авторе, их работы объединяются с произведениями современников и художников других – более поздних или более ранних – поколений. Таким образом, хотя основной акцент выставки сделан на искусстве 1960-х годов, она демонстрирует многогранные диалоги, которые ведут между собой разные эпохи и их представители.
В экспозицию входит документальный фильм о художнике Владимире Яковлеве (режиссеры: Николай Котрелев, Владимир Ошеров, музыка: Алексей Айги). Кроме того, частью проекта стала фотогалерея, составленная из 35 кадров с портретами и сценами жизни художников нонконформистов авторства известных фотографов, а также фотографии из семейных архивов. Дополняют образы восприятия единой линии выставочного повествования музыкальная работа композитора Антона Силаева, созданная специально для проекта. Выставка работает в ММОМА, Петровка, 25 до 22.10.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

22.08.23. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с Российским государственным художественно-промышленным университетом имени С.Г. Строганова, Роскосмосом и Ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.П. Королёва представили выставку о развитии архитектуры Российской орбитальной станции с начала XX века до наших дней.  В основе выставки «Российская орбитальная станция: архитектура будущего» – проект интерьера базового модуля космической станции, разработанный группой студентов кафедры промышленного дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова. Феномен русского космизма в литературе, философии, искусстве и науке хорошо изучен. Тема космоса получила популярность среди архитекторов в Советской России в 1920-х годах  в эпоху авангарда. Под сильным влиянием космического супрематизма Каземира Малевича и его последователей, вдохновленные техническим прогрессом и научными достижениями Константина Циолковского, архитекторы обратили свой взор на безвоздушное пространство, как потенциально обитаемое место. В 1920-х годах было предложено сразу несколько концепций, среди которых наибольшую известность получил проект «Летающий город» Георгия Крутикова. Космическая архитектура на протяжении XX века сочетала в себе визионерство и техническую эстетику. В экспозиции выставки представлено более 20 экспонатов из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева, Московского Музея космонавтики, архивов Роскосмоса и РКК «Энергия». Куратор выставки: искусствовед, куратор внешних проектов Музея архитектуры имени А.В. Щусева Марк Акопян. Выставка работает до 03.09.23.


Г.Т. Крутиков «Город будущего» Диплом, ВХУТЕМАС 1928
Бумага, карандаш, уголь

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея архитектуры

24.08.23. В Западном крыле Новой Третьяковки была представлена выставка произведений живописи и графики Александра Рубцова, а также произведений Василия Кандинского и Яна Ционглинского. Новый выставочный проект Третьяковской галереи знакомит зрителей с произведениями графика и живописца, ученика Яна Ционглинского Александра Рубцова (1884–1949), воспевшего в своих произведениях красоту Востока. Творчество мастера хорошо известно в художественных кругах Туниса и Франции, но несправедливо забыто в России. Проект ставит перед собой задачу заново открыть имя художника на родине. Выставка проходит при поддержке Посольства Тунисской Республики в Российской Федерации. Совершив путешествие по европейским городам, в 1914- м Рубцов оказался в Тунисе, где позже решил остаться. Художник сменил свой европейский костюм на восточные одежды и начал подписывать картины «Искандер Рубцов». Он принял активное участие в создании Центра искусств в Тунисе. Получив французское гражданство и знак офицера парижской Академии изящных искусств, ежегодно выставлялся в художественных салонах Франции, Марокко и Туниса, где впоследствии была учреждена премия его имени. Свидетельством признания заслуг мастера являются художественная школа имени А.А. Рубцова при Российском центре науки и культуры в Тунисе и Художественная ассоциация А. Рубцова во Франции. Важнейшее место в творчестве Рубцова занимала тема Востока. Его вдохновляли североафриканские пейзажи, мавританский фольклор, арабский быт и декоративно-прикладное искусство. Экспозицию составляют работы Александра Рубцова, Василия Кандинского и Яна Ционглинского из собрания Меди Дусс. Тунисец по происхождению, коллекционер живет в России уже более 40 лет и видит свою миссию в возвращении имени Александра Рубцова на родину. В Тунисе он планирует создать музей в квартире-мастерской, где художник прожил с 1915 по 1949 год. Куратор: Анастасия Сиренко. Выставка работает по 05.11.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи

 

23.08.23. Центр художественной экспертизы им. И. Е. Репина на встрече с представителями СМИ представил комплексное исследование, посвященное изучению картины «Приезд цесаревича Николая Александровича в Симбирск» кисти выдающегося русского пейзажиста А. П. Боголюбова. Совместная работа технологов и ведущих экспертов Центра позволила атрибутировать произведение исторического значения, расшифровать редкий сюжет и датировать работу А. П. Боголюбова на основании комплексного исторического, биобиблиографического и искусствоведческого исследования. Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) – один из наиболее значимых художников в истории русского искусства. Академик живописи, художник императорского двора, уважаемый профессор, воспитавший не одно поколение художников, общественный деятель и коллекционер. К сожалению, в 1860-е годы автор нередко оставлял свои полотна неподписанными. Так выглядела и композиция с изображением ночного города, поступившая на экспертизу. Исследование подобных произведений без подписи и каких-либо свидетельств, указывающих на авторство, является сложной задачей, поэтому для начала эксперты определили, какой город изображен на картине. По фотографиям XIX века удалось выяснить, что изображен вид соборной площади города Симбирска, в котором художник побывал в июле 1863 года в составе свиты цесаревича Николай Александровича – старшего сына Александра II. Таким образом, очевидно сюжетом картины является выезд на главную улицу Симбирска цесаревича Николая Александровича, где его радостно встречают жители. Позднее исследователям удалось найти рисунок авторства А.П.Боголюбова, исполненный примерно в том же ракурсе, что и живописная работа. Но особенно важным фактом стало обнаружение сходной по композиции картины Боголюбова «Иллюминация» в Пензенской картинной галерее. Технологические исследования произведения также убедили специалистов в принадлежности полотна кисти русского пейзажиста.  При рентгенографировании было получено светотеневое изображение структуры картины, не противоречащее эталонным образцам живописи А.П.Боголюбова 1860-х годов. Состояние и степень старения художественных материалов, характерные замесы красочных паст, обнаруженные в микроскоп, а также пигментный состав, выявленный в результате рентгенофлуоресцентного анализа, подтверждают предполагаемую датировку – 1863 год. Обретение новых полотен мастера – большое событие для искусствознания в целом.

Фотографии предоставлены ArtPR International

 

24.08.23. Организаторы фестиваля Contemporary Art Day представили концепцию, программу и участников события. «День современного искусства» проводят Московская школа современного искусства и Британская высшая школа дизайна в последнее воскресенье лета 27 августа на территории Центра дизайна Artplay. В рамках фестиваля состоятся мастер-классы, лекции и дискуссии представителей арт-поля. В том числе выступит директор Московской школы современного искусства (MSCA), куратор программы «Современное искусство», художник Михаил Левин. На протяжении всего фестиваля будет работать тотальная инсталляция творческого объединения SHANA «Комната Девиации».

Михаил Левин

Блиц-интервью директора MSCA Михаила Левина для Cabinet de lart.

ОЛЬГА: Михаил, как родилась идея провести «День современного искусства»? Зачем вы это делаете и для кого?

МИХАИЛ: Нам как образовательной институции важно проводить подобные мероприятия для того, чтобы собираться с коллегами, обсуждать актуальные вопросы про образование, арт-рынок и в целом арт-сферу. Мы это делаем для заинтересованной аудитории, которая хочет чуть глубже понять специфику современного искусства, и, возможно, в будущем пойти к нам учиться и стать частью нашего комьюнити.

 

 

ОЛЬГА: Как вы разрабатывали программу? Что лежит в основе выбора тех или иных тем, лекторов, специалистов?

МИХАИЛ: Мы формировали программу таким образом, чтобы охватить основные темы и вопросы, которые возникают у заинтересованной в современном искусстве аудитории: взаимодействие культуры и модной индустрии, ценообразование в современном искусстве, влияние образования на работу в арт-сфере. В состав участников вошли наши давние партнеры из профессиональной арт-среды. Нам было крайне важно привлечь людей, которые являются практиками и специалистам своего направления.

ОЛЬГА: Вы могли бы дать рекомендации тем, кто захочет принять участие в программе фестиваля? Важна ли подготовка участников, есть ли разбивка программы на части – более профессионально ориентированную и более популистскую для не погруженных в тему современного искусства людей?

МИХАИЛ: Никакой подготовки не требуется. Программа рассчитана как на тех, кто только начинает свое знакомство с современным искусством, так и на тех, кто уже вовлечен в арт-среду. В рамках фестиваля у каждого будет возможность пообщаться с профессиональными художниками, кураторами и специалистами арт-индустрии, поэтому я бы порекомендовал подготовить вопросы и активно участвовать в дискуссиях.

ОЛЬГА: Обсуждался ли вопрос о том, чтобы сделать такой фестиваль традиционным или он запланирован как разовое мероприятие?

МИХАИЛ: Contemporary Art Day мы проводим второй год подряд и планируем продолжить в следующем году. Нам кажется, что это важная инициатива, направленная на популяризацию современного искусства в обществе, и мы видим, что у аудитории есть запрос на такой фестиваль.

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

25.08.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: