Арт-обзор 17.03-24.03.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Гриша Брускин. Фото: Иван Новиков-Двинский /Третьяковская галерея

21.03.22. Московский музей современного искусства представил выставку «Право веры», созданную российским фотографом и художником, преподавателем графического дизайна и прикладной фотографии Федором Телковым, чья практика сосредоточена в первую очередь на изучении и создании портрета родного ему Уральского региона России. Данный проект представлен в рамках программы «Фотография / Комментарий». Программа посвящена современной фотографии России и состоит из персональных выставок художников, которые используют фотографию для осмысления социальных и политических процессов, и поднимает вопрос: как мы можем говорить о фотографии, какими путями можно обозначить и проанализировать ее противоречия и ограничения, а также место в современном искусстве России. В 2021 году в рамках программы прошли персональные выставки Максима Шера и Алины Десятниченко. В 2022 году пройдут выставки Федора Телкова и Веры Баркаловой.

Проект «Право веры» — это продолжительное визуальное исследование современного старообрядчества, раскрывающее его культуру посредством черно-белых, зернистых фотографий. Визуальный ряд сопровождают многочисленные интервью с представителями разных общин и согласий, разного возраста и статуса, а также с потомками староверов. Расшифровки прямой речи героев редактируются минимально, что сохраняет уникальность каждой отдельной истории. Последнее подобное визуальное исследование старообрядческой культуры было проведено больше ста лет назад нижегородским фотографом Максимом Петровичем Дмитриевым. Художественный прием проекта Телкова является прямой отсылкой к первым портретам старообрядцев, снятых на камеру в XIX веке и созвучен преемственности и сохранности старообрядческой культуры, а также подчеркивает её глубину и таинственность. Несмотря на исследовательский характер проект «Право веры» не является попыткой системно каталогизировать и классифицировать внутреннюю жизнь закрытых сообществ, а скорее напоминает разговор на общечеловеческие темы самоопределения, борьбы за собственные убеждения и сохранения идентичности в эпоху глобализации. Выставка дополнена сайтом проекта-сателлита «Русский пейзаж», посвященного староверческим общинам зарубежья. Куратор выставки: Сергей Бабкин.  Выставка работает до 08.05.22.

Фотографии Cabinet de lart

 

22.03.22. В Новой Третьяковке открылась выставка современного российского художника Гриши Брускина «Смена декораций». Куратор: Ирина Горлова. Дизайн выставки: Борис Бернаскони. Собрания: Музей AZ, собрания Петра Авена, Шалвы Бреуса и другие частные коллекции.

Работа с большими массивами образов, переходящими из проекта в проект, развернутыми не только в пространстве, но и во времени, определила место автора в истории искусства как одного из самых интеллектуальных и проницательных свидетелей эпохи второй половины XX – начала XXI века. Брускин обращается к самым актуальным и тревожным процессам и явлениям нашего времени. Произведения художника являются своеобразными научными исследованиями человека и общества. Одной из характерных особенностей творческого метода художника является переосмысление и актуализация образов из истории искусства. Выставка Гриши Брускина «Смена декораций» объединяет картины, инсталляции и отдельные скульптуры, шпалеры, видео и работы на бумаге, созданные в период с 1980 по 2020 год. Большая часть из них не показывалась ранее в России, включая одноименный проект, представленный в Российском павильоне на Венецианской биеннале 2017 года. Хорошо известные многосоставные «словари» и «коллекции» Гриши Брускина, такие как «Алефбет» и «Коллекция археолога», представлены в новых конфигурациях. Несмотря на включение в экспозицию произведений различных периодов творчества мастера, выставка является не традиционной ретроспективой, но единой инсталляцией, построенной как серия связанных между собой залов-сцен, состоящую из девяти пространств: «Пролог», «Толпа и Власть», «На краю», «Вселенная на столе», «Коллекция археолога», «Сквозь тусклое стекло», «Фигуры „чистого воображения“», «Театр памяти», «Смена декораций». Экспозиция уподоблена Театру, и художник выступает одновременно как драматург, режиссер и сценограф «спектакля», где встречаются и сталкиваются разные эпохи, архаика и современность. «Смена декораций» — спектакль, в который вовлечен глобальный мир. Автора интересует, как рождаются, существуют и превращаются в руины культурные, исторические, идеологические коды, становясь истоком новых мифологий. Реальность представляется художником как сцена в момент демонтажа и смены декораций. Специально к выставке подготовлен иллюстрированный каталог, включающий статьи ведущих специалистов по современному российскому искусству: Бориса Гройса, Сильвии Бурини, Екатерины Бобринской. Выставка работает в Новой Третьяковке в залах 39– 42 по 25.07.22.  

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Третьяковской галереи  

22.03.22. В галерее «МУХА» открылась персональная выставка художницы, графика, члена Союза Художников России Ольги Кононовой «Не время для полетов?». Выставочный проект подготовили галерея и шоурум искусства МУХА и арт-сервис Штрихкод. Это размышление на тему обретения индивидуальности в мире, переполненном клише инфоповодов. Свобода и непредвзятость заложены не только в посыле экспозиции, но и в используемых материалах и технике. Через творчество автор транслирует, что все рамки условны, и призывает смотреть шире. В то время, когда в мире постоянно происходят новые сложные к осмыслению и принятию события, человеку не хватает простого эстетического спокойствия и баланса. Основная часть работ выполнена автором на гофрокартоне — бросовом материале. Как и при художественном движении Arte Povera, зародившемся в 1960-е гг. в Италии, Ольга Конорова продвигает идею искусства, свободного от условностей, системы и рыночных отношений. Произведение, выполненное на самом обыкновенном бытовом материале, зарождает импульс ощущения свободы полета по собственным мирам и понимание искусства как одного из главных языков коммуникации в сегодняшнем общем мире.

Работы автора находятся в коллекциях Государственного Музея Востока, Белгородского Художественного Музея, Волгоградского Художественного Музея им. Машкова, коллекции Посольства Индии в Москве, частных коллекциях России, Франции, Индии, Непала, США, Украины, Великобритании, Голландии. Выставка работает до 20.04.22, с возможным продлением.

Фотографии предоставлены галереей «МУХА» 

 

24.03.22. Галерея «Открытый клуб» представила выставку графических работ Григория Георгиевича Филипповского (1909—1987) – «Григорий Филипповский: прочитано пером». Художник учился во ВХУТЕМАСе и со студенческой скамьи работал в журналах. Его карьера складывалась легко и предсказуемо вплоть до тридцатых годов, в то время Филипповский иллюстрировал книги издательства Academia. Оно было ликвидировано в 1938 году, а художник арестован и отправлен в Коми, в лагерь. По счастливой случайности там он продолжил работать «по прямому назначению»: рисовал портреты, лозунги, стенгазеты. В 1947 году художник возвращается в Москву и начинается новый виток творчества Филипповского. Помимо портретов своих современников в альбоме Impressions, он иллюстрирует десятки, сотни книг: Диккенса, Шекспира, Вальтера Скотта, Золя, Короленко и многих других авторов. Филипповский создал персонажей, которые стали каноническими по крайней мере для нескольких поколений советских и российских людей. Удивителен уровень его сверхчеловеческой работоспособности: Филипповский создавал множество вариантов, эскизов и зарисовок перед тем, как образ пойдёт на обложку или в иллюстрацию. В «Открытом клубе» создана экспозиция графики Григория Филипповского. Многоплановое богатое творческого наследие мастера книжной иллюстрации только недавно стали осмыслять и систематизировать. Выставка работает до 05.04.22

Иллюстрация к сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». 1956 г., бумага, акварель, тушь

Фотографии предоставлены галереей «Открытый клуб»

24.03.23. В Cube.Moscow

в большом зале арт-платформы был представлен проект «Открытое хранение» — выставка более ста работ из запасников семи галерей-резидентов Cube.Moscow, которые были отобраны владельцами галереей, исходя из соответствия общему настроению или личному переживанию текущей ситуации, а также необходимости финансовой поддержки художников — все произведения искусства «Открытого хранения» выставлены на продажу. Куратор Елена Крылова распределила работы по нескольким блокам — мир и труд, советское прошлое и дефицит, иностранные бренды и культ, быт и выход из зоны комфорта, сновидения и тревожность, сомнения и борьба, а также общечеловеческие ценности.

Участники выставки:

Галерея «Алиса»: Александра Деменкова, Екатерина Лукина, Ксения Финогеева

Галерея «КультПроект»: Ольга Булгакова, Евгений Заремба, Алексей Ланцев

Галерея Art Square: Катерина Бородавченко, Елена Кулик, Вячеслав Михайлов, Андрей Рудьев, Елена Фигурина, Дарья Фурсей, Николай Чирятьев, Денис Шевчук

Галерея Cubed: Карина Барабанова, Катя Белявская, Паша Бумажный, Андрей Логвин

Галерея Kupol: Сергей Ратчин

Shtorm Gallery: Евгения Дудникова, Вероника Леонова

Галерея Syntax: Андрей Арно, Дмитрий Булныгин, Петр Быстров, Евгений Гранильщиков, «ЕлиКука», Слава Нестеров, Александр Косолапов, Оля Кройтор, Кирилл Кто, Гоша Острецов, Василиса Палянина, «Союз невозможных», Иван Симонов, Витас Стасюнас, Валерий Чтак

 

— галерея «КультПроект» представила персональную выставку «Незаконченные этюды» — работы известного российского художника Александра Ситникова. Снижение пафоса и простота кажутся необходимыми в современном социокультурном контексте.  Проблема подлинности перестает быть теоретической, возникает система точных критериев, которые говорят об уникальном характере работ художника. О творчестве Александра Ситникова очень точно сказал автор теоретических исследований в области современного искусства Виталий Пацуков: «Искусство Александра Ситникова одаривает нас тем, что сохраняется в его памяти и памяти его предков, связывая нас с тем, что было до культуры, выявляя этот зыбкий мир из хаоса, из мерцания сновидческих стихий с помощью органической художественной системы. Все эти “немые” ощущения образуют феномен “дословесного” языка, они не говорят — они видят, но видят особым тактильным зрением. Они вызваны касаниями, чувством пространства и фактурностью, сопротивлением вещного и социального сгущения среды, создающей реальные страдания и переживания физической боли».

Фрагменты работ Александра Ситникова, 2020

 

Kupol Gallery представила выставку «Танго с саламандрой, или биоформы. Время эмпатии» Альберта Бектемирова. Художник целую серию картин посвятил биоформам. Эти странные создания очень похожи на нас. Или мы на них? — довольно часто невольно они вызывают наше сочувствие, улыбку.

— свою персональную выставку «Пойдем ко мне в мастерскую, выпьем вина, я покажу тебе свои картинки!» представил художника Макс Орлицкий . Этот проект — симуляция студии художника и симуляция художника.

Теонанакатль

Все выставки в Cube.Moscow работают по 24.04.22.

 

Фотографии предоставлены Cube.Moscow

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: