Арт-обзор 16.11-23.11.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

20.11.23. Галерея «Ателье Шутко» — арт-галерея ткаческого искусства с коллекцией антикварных и современных гобеленов и ковров, которая занимается созданием оригинальных произведений современных художников в ткаческих техниках – представила групповую выставку «ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ 1966–2023». В экспозиции новой выставки ткаческого искусства представлены известные имена советского искусства, современные художники и ткаческие работы, созданные в мастерских Atelier CHOUTKO совместно с художниками. Работы выполнены в техниках шпалерного ткачества, ручного ковроделия, вышивки и аппликации с отсылками к искусству первого авангарда, русского космизма, сюрреализма, экспрессионизма, фолк-арта и contemporary art. Переплетение – основа ткаческого и текстильного искусства. В качестве философской категории переплетение лежит в основе зарождения всего нового. Лучшие работы советских художников разных направлений — это продукт взаимопроникновения возрожденного искусства гобелена Европы в середине ХХ века, пафоса соцреализма и личного таланта художников. В последствии, более молодые российские авторы, восприняв сохранившийся опыт советской ткаческой школы, адаптировали и переработали его согласно современному контексту и практикам. Галерейная выставка организована совместно с мастерскими Atelier Choutko. Посещение по предварительной регистрации. Выставка работает по 14.12.23.

Фотографии предоставлены галереей

 

21.11.23. Состоялось превью 49-го Российского Антикварного Салона & Lifestyle «Искусство интерьера» в Гостином дворе. В рамках Салона & Lifestyle «Искусство интерьера» представлены работы признанных мастеров, произведения ювелирного искусства, проекты интерьерных, мебельных и текстильных дизайнеров. Тема выставки – «Достояние нации». На стендах 250 антикварных галерей и частных собраний традиционно можно найти все виды станкового искусства: от живописи русских и западноевропейских мастеров XIX-XX веков, среди которых Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Марк Шагал, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, до древнерусских икон и редкого фарфора. Многие работы, представленные на выставке, долгие годы не экспонировались публично.

Древнюю новгородскую икону XVI века показывает «Москва Торговая». Старейшая антикварная галерея Suslov Fine Art представляет редкие парные морские пейзажи Айвазовского 1873 года. Галерея «Наши художники» показывает работы парижской школы – Андрея Ланского, Сергея Полякова, Петра Гримма, Николя де Сталя. «Антикварные сезоны» выставляют поэтический летний пейзаж Константина Коровина 1920 года, а Галерея «Петербург» показывает пейзаж кисти Игоря Грабаря, который он привез из путешествия по Северной Двине. На выставке представлены и декоративно-прикладные изделия. Например, ковш работы серебряных дел мастера Петра Баскакова, серебряные предметы мастерских Карла Фаберже, Петра Овсянникова, Ивана Хлебникова, полный комплект стульев «Павлин» по проекту архитектора Карла Рахау, «Кабинет коллекционера», созданный дизайнером Алексеем Бочковым с использованием мебели конца XIX века.

Уже четвертый год Антикварный Салон уделяет особое внимание ювелирному искусству. «Ювелирная улица» объединяет 40 российских ювелирных домов и брендов из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Челябинска.

Специальный проект Lifestyle «Искусство интерьера» посвящен процессу создания внутреннего пространства дома, которое начинается с разработки общей дизайн-концепции и заканчивается выбором конкретных предметов и элементов оформления.

Деловая программа 49 Российского Антикварного Салона & Lifestyle «Искусство интерьера» даст возможность познакомиться с главными лицами современной российской дизайн-сцены. В круглых столах, дискуссиях и паблик-толках выступят владельцы галерей, российские дизайнеры, дилеры и коллекционеры. 49-ый Российский Антикварный Салон & Lifestyle «Искусство интерьера» работает в Гостином дворе по 26.11.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Салона

21.11.23. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил персональную выставку Оли Махно «Может ещё разок, а?». Это третья выставка из серии персональных презентаций резидентов программы «Фабричные мастерские». Экспозиционно выставка «Может ещё разок, а?» образует трёхчастную структуру: это две масштабные инсталляции и серия керамических работ. Проект обращается к вопросу внутреннего и внешнего дома, физического тела и памяти, как дома непостоянного, имеющего склонность к самовольному перестраиванию и изменению. В своей художественной практике Оля Махно часто говорит о возможности многократного изматывающего переживания и проживания одних и тех же событий в собственном физическом пространстве — теле. Оля Махно: «Часто мы стигматизируем собственный опыт, порождая зацикленное блуждание в пространстве, искаженном маленькими тайнами до неузнаваемости. И, может, нам стоит прожить всё ещё и ещё раз, раз мы не научились говорить вслух о том, что нас так тревожит?». В масштабной инсталляции «Я больше не боюсь твоих призраков» зритель попадает в некое пространство раны-квартиры, в лабиринте которой скрыты уязвимые «секреты» автора. В минималистичной инсталляции «Может еще разок?» проёмы дверей собираются в каркас позвоночника: это словно туннель или портал. Завершает трилогию проект из керамики «Тихий час». Экспозиция располагается в изначально не-выставочном пространстве — в «Цехе Отделки» Центра творческих индустрий «Фабрика», так как автору было важно размещение проекта непосредственно в открытом пространстве, которое предоставляет возможность сокращения дистанции между зрителем и объектами. С инсталляциями можно взаимодействовать, исследуя объекты и, таким образом, вступая в диалог с автором. Куратор выставки: Ира Конюхова. Выставка работает в «Цехе отделки» до 07.01.24.

Оля Махно, Миша Левин, холст, масло, 2022

Фотографии предоставлены pr-службой ЦТИ «Фабрика»

23.11.23. Фонд Ruarts представил выставку приобретений фонда за последние три года «New Now» — это 41 художник, более 60 работ, многие из которых экспонируются впервые. На выставке представлены 0331с, AES+F, ZOOM, Илья Slak – Aesthetics group, Назар Ишью, Дима Retro, Миша Most, Евгений Антуфьев, Леонид Борисов, Сергей Борисов, Полина Борисова, Николай Вечтомов, Андрей Горбунов, Гриша, Франциско Инфанте-Аран, Платон Инфанте, Диана Капизова, Родион Китаев, Борис Кошелохов, Оля Кройтор, Кирилл (Лебедев) Кто, Алексей Лука, Александра Митлянская, Кирилл Михайлин, Игорь Мухин, Иван Найнти, Ирина Нахова, Владимир Немухин, Никола Овчинников, Анастасия Прахова, Алексей Партола, Катерина Серьезная, Олег Устинов, Дмитрий Цветков, Иван Чуйков, Юрий Шабельников, Матвей Шапиро, Игорь Шелковский, Сергей Шутов, Нестор Энгельке, Кир Эсадов. Купленные в период с 2020 по 2023 год они точно отображают события, происходящие за пределами мира искусства, тонко подчеркивая эмоциональный фон и не покидающее ощущение тревоги, хотя сами произведения, представленные на выставке, были созданы в абсолютно разные годы. Три работы: <Тоска> Катерины Серьезной, «Так тому и быть» Матвея Шапиро 2018 гада, и завершающая работа на предстоящей выставке «Конец фильм» Юрия Шабельникова 2008 года, несмотря на говорящие названия, дают осознание, что все конечно, а искусство нет. «Мы хотим и надеемся, что выставка станет знаковым событием для любителей современного искусства, предоставит ценную информацию о разнообразии и значимости собрания Ruarts для экспертов и прочную основу для дальнейших исследований», — Марианна Сардарова.

Фонд Ruarts, основанный коллекционером и меценатом Марианной Сардаровой в 2003 году, на сегодняшний день является одним из крупнейших частных фондов современного искусства в России. Основу его коллекции составляет неофициальное искусство послевоенного периода и современное российское искусство. За последние три года фонд работал над расширением собрания нонконформистов и художников уличной волны, одновременно уделяя пристальное внимание экспериментальным женским практикам, кинетическому искусству и видео-арту. С момента открытия пространства фонда для посетителей в 2021 году был подготовлен ряд серьезных выставочных проектов таких, как «Мягкая родина», “True Ли”, «Все в сад!», «Великая пустота», «Поля-двойники», с целью постепенно познакомить публику с обширной коллекцией фонда. Например, выставка «Великая пустота», где были представлены только художницы, дала возможность пополнить коллекцию фонда женскими именами. Разнородность художественных практик, жанров и затрагиваемых тематик отражает изначально заложенные ценности фонда: открытость изменениям и современной повестке, отказ от обобщений и окончательных интерпретаций, открытое взаимодействие с аудиторией и профессиональным сообществом.  Куратор выставки «New Now»: арт-директор фонда Ruarts Катрин Борисов. Выставка 18+ работает до 19.05.24.

 

Фотографии предоставлены pr-службой Фонда

 

23.11.23. «Открытый клуб» представил выставку «Мир в интенциях Глеба Вяткина» советского и российского художника-монументалиста Глеба Михайловича Вяткина (1934—2021). Создавая яркие и самобытные произведения, в которых явно прослеживается влияние кубизма, Вяткин стоит особняком в истории советского искусства, так как его нельзя отнести ни к официальному направлению, ни к оппозиционному. В экспозицию выставки входят живописные работы, созданные художником с 1980-х по 2019 год, что позволяет проследить эволюцию его художественного метода. Конец 1990-х и начало 2000-х стали наиболее плодотворным периодом в творчестве Вяткина; этот период представлен на выставке двумя знаковыми работами: «Пилигрим» (2004) и «Сусанна и старцы» (2014). Музыка и живопись были неразделимыми составляющими жизни и творчества Глеба Михайловича, который в юности получил музыкальное образование и хорошо владел скрипкой. Музыка не только служила ему вдохновением, но и была излюбленным сюжетом его работ: художник многократно изображал скрипку, решая при этом разнообразные пластические задачи, часто писал жанровые сцены, главными героями которых становились музыканты. Выставка работает по 05.12.23.

Фотографии предоставлены pr-службой галереи

 

23.11.23. В пространстве VLADEY на Неглинной состоялось открытие предаукционной выставки работ, представляющей полный срез отечественного искусства, начиная от икон XVI века до произведений современников. VLADEY традиционно проводит вечерние торги дважды в год. Итоговый аукцион в 2023 году пройдет 04.12.23.  Аукционы важны для российского арт-рынка, они напрямую влияют на оценку его состояния. В рамках направления VLADEY MODERN представлены иконописные произведения с XVI по XIX век из коллекции сооснователя рок-группы «Звуки Му» Александра Липницкого. Иконы из его коллекции выставлялись на выставке в Музее им. Андрея Рублева. Раздел соцреализма представлен работами классиков этого направления — Александра Дейнеки, Гелия Коржева, Юрия Пименова, подборкой оригиналов, с которых печатались киноплакаты 1920—30-х годов. Впервые в истории аукционного дома представлена уникальная коллекция оригиналов плакатов к популярным отечественным и зарубежным фильмам 1920—1930-х годов. Плакаты из собрания преимущественно созданы одним из ведущих мастеров советского киноплаката Анатолием Бельским. Раздел советской фотографии представлен оригинальными отпечатками классиков: Александра Абазы, Виктора Ахломова, Дмитрия Бальтерманца, Александра Родченко, Евгения Халдея. В современном разделе VLADEY RUSSIA традиционно представлены работы художников-нонконформистов, чьи имена стали частью истории отечественного искусства, среди них работа Олега Целкова, произведение основателя легендарной «Лианозовской группы» Оскара Рабина, а также оргалит от мастера авторской техники панического реализма Петра Беленка. Петербургский андерграунд представлен подборкой работ Георгия Гурьянова, Виктора Цоя и Владислава Мамышева-Монро. Специально к выставке организована экскурсионная программа. Выставка открыта для посещения с 24.11.23 по 04.12.23.

Фотографии предоставлены pr-службой VLADEY

 

23.11.23. Крокин галерея представила выставку Александра Константинова «Формулируя пейзаж», предваряющую две последующие – в Доме Культуры «ГЭС – 2» и Государственной Третьяковской галерее. Выставки приурочены 70-тилетию со дня рождения Александра Константинова (1953 – 2019), художника, чьё творчество стало неотъемлемой частью и знаковой страницей в хрестоматии отечественного искусства рубежа двух столетий. Крокин галерея многие годы сотрудничала с художником и осуществила четыре персональных проекта Александра Константинова.

Выставка Александр Константинов «Формулируя пейзаж» включает малоизвестную, но принципиальную для автора страницу творческой биографии. Произведения живописи и графики середины 80-х годов в рамках единой экспозиции показываются впервые. Графические листы воспроизводят особый стилистический метод, ставший в последующие годы непременным составляющим и выразительным атрибутом его поиска. Живописные произведения уникальны тем, что это практически неизвестная область его творчества. В содержательном плане Константинов обращается к такому жанру, как пейзаж, но пейзаж как некая матрица, объект изучения, формулируя в пределах им разработанной системы новое смысловое пространство. Выставка «Формулируя пейзаж» раскрывает период возникновения и первых этапов многосложной художественной системы Александра Константинова, её содержательного плана и пластической реализации — стиля, кристаллизующегося в последующих произведениях графики, объектов, архитектуре. Выставка работает с 24.11.23. по 24.12.23.

Фотографии Ольги Серегиной

23.11.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: