Арт-обзор 15.07-22.07.21

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

16.07.21. Gallery 22 представила групповой выставочный проект «Возможно, ты не уснешь», в котором художники рассматривают мир сна с разных сторон. Сон — это то, с чем человек соприкасается ежедневно, без чего он не может существовать, однако одновременно и явление, которое не изучено до конца. Авторы размышляют о самых разных гранях этого феномена, это и мистические прозрения, воздействие на психику и сознание, шаманские практики, бессознательное. Куратор: Тома Имасс. Участники выставки: Инна Гришечкина, Олег Семёновых, Артем Мунтян, Тома Имасс, Ирина Гулякина, Анастасия Марковская, Анна Митерева, Елена Шмакова, Анна Пряхина, Светлана Дёмина, Филипп Шувалов, Светлана Шиланкова, Диана Лозко, Маша Неверова, Константин Байдаков, все они являются резидентами 22 Gallery — сообщества, открытого для всех заинтересованных творческих людей. Выставка работает до 30.07.21.

Фотографии предоставлены Gallery 22

17.07.21. ЦТИ «Фабрика» представила выставочный проект «Кодекс немолчания», посвященный вопросам гендерного равенства в семье, на законодательном уровне и в профессиональных сферах, в частности, в сфере искусства. Его задача в том, чтобы проанализировать предпосылки и последствия консервативного поворота и укрепления патриархальных систем во многих современных обществах. Кураторы и участники проекта акцентируют внимание на том, что в последние несколько лет мы наблюдаем ряд законодательных инициатив, направленных на ограничение прав женщин: декриминализация домашнего насилия в России, выход Турции из Стамбульской конвенции, новые законы о запрете абортов и наказании за них в США и Польше. Помимо репродуктивных, нарушение экономических прав женщин, которые в большинстве стран до сих пор зарабатывают меньше мужчин. Выставка также стремится привлечь внимание к историческим достижениям женщин в борьбе за закрепление своих прав на законодательном уровне. Одной из отправных точек концепции выставки стала влиятельная работа Александры Коллонтай «Социальные основы женского вопроса», которая снова оказывается актуальной несмотря на то, что появилась в 1909 году. Даже более ста лет спустя во всем мире продолжается борьба за равноправие женщин в условиях законодательных систем, для которых женщины и мужчины оказываются не равны. Кураторы: Творческое объединение кураторов ТОК  / Анна Биткина и Мария Вейц. В выставке участвуют Петра Бауэр и Ребекка Кац Тор, Сара Браун, Олеся Бессмельцева и Филипп Фенгхауз, Маша Годованная, Ника Дубровская и The Yes Women, Полина Заславская, Соня Казовски, Алевтина Кахидзе, Офри Лапид, Наталья Никуленкова. Выставка работает до 19.09.21.

Фотографии предоставлены pr-службой ЦТИ «Фабрика»

 

20.07.21. В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» организаторы выставки-фестиваля «Театрократия. Екатерина II и опера» провели встречу с представителями СМИ и рассказали о концепции и программе предстоящего фестиваля. С 19 сентября 2021 года по 9 января 2022 года московский музей-заповедник «Царицыно» проведет выставку-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера», посвященный становлению русского музыкального театра в XVIII веке. Театрократия – определение, которое дал историк театрального искусства Николай Евреинов русскому XVIII веку, обозначая им всепроникающую власть театра. С одной стороны это способность видеть театральность во всем происходящем, с другой стороны – стремление упорядочивать жизнь в соответствии с сценическими законами. «Театрократия. Екатерина II и опера» — это многослойное исследование «мании театрализации», которую Евреинов считал свойством русской жизни. В рамках музейно-театрального проекта будут представлены исторические материалы и произведения искусства из 27 российских музеев, две театральные премьеры и многоплановая публичная программу для широкой и профессиональной аудитории. В его создании задействована большая команда кураторов и специалистов из музейной и театральной сфер. Выставка представит императрицу Екатерину II как театрального деятеля, чьи взгляды и подходы к созданию театральных работ в XVIII веке очень созвучны тому, как мы воспринимаем театр в XXI веке. Кураторы выставки-фестиваля: доктор искусствоведения Анна Корндорф, театровед, драматург и музыкальный критик Илья Кухаренко, художник, сценограф и архитектор Алексей Трегубов, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Екатерина Орехова. Участниками театральной и музыкальной частей проекта станут актриса Ингеборга Дапкунайте, оркестр Questa Musica и дирижёр Филипп Чижевский, лауреаты фестиваля «Золотая Маска» режиссер-документалист Михаил Патласов, театр «Трикстер, Петр Айду. Публичную программу «Театр и музей. Опыты взаимодействия» курируют Антон Флеров и Мария Бейлина (Институт Театра), а также театральный просветитель Алиса Спирина (театр «Новая Опера имени Е.В. Колобова). Экспозиции выставки складывается из разделов: «Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом», пространство которых оформляет художник и архитектор Алексей Трегубов. Последний зал приводит на сцену барочного театра, и финалом путешествия станет VR-спектакль по мотивам русских и итальянских опер, любимых Екатериной II или написанных по ее заказу. Камерная опера Кристофа Виллибальда Глюка «Китаянки» — копродукция музея-заповедника «Царицыно» с театром «Трикстер», Петром Айду, музыкантами «Персимфанса» и ансамблем «Интрада». Музыка Глюка часто звучала при дворе Екатерины II, в Царицыно будет возможность услышать это редко исполняемое сегодня произведение в жанре кукольной оперы. Еще один спектакль, который будет частью выставки – космоопера «Дидона и Эней» на музыку Генри Перселла в постановке театра «Трикстер». Известно, что Екатерина II ассоциировала себя с карфагенской царицей Дидоной, а опера Перселла — одна из самых известных музыкальных интерпретаций этого античного мифа о трагической любви. Премьера спектакля состоялась в 2019 году в рамках лаборатории Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория». Публичная программа выставки-фестиваля включает в себя более 40 образовательных мероприятий для широкой аудитории. В партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина в рамках выставки-фестиваля разработана профессиональная образовательная программа «Театр и музей. Опыты взаимодействия». С сентября по декабрь 2021 в «Царицыно» пройдет образовательный курс «Театр и музей. Социальная миссия». Экспертами курса выступят представители оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе, Берлинского Филармонического оркестра, научно-технологического центра The Tech Interactive в Калифорнии и фестиваля искусств Kunstenfestivaldesarts в Брюсселе. Сайт проекта: http://teatrocratia.tsaritsyno-museum.ru  Выставка-фестиваль будет проходить в Большом Дворце Музея-заповедника «Царицыно». Даты проведения: 19.09.21 – 09.01.22.  

Фотографии предоставлены Cultural PR & texts

20.07.21. Галерея «ГУМ-Red-Line» представила персональную выставку Николая Полисского «Русская античность». Пионер российского лэнд-арта Николай Полисский – основатель артели «Николо-Ленивецкие промыслы» и фестиваля «Архстояние». Экспозиция выставки объединяет в единое целое два смысловых уровня: ландшафт земли и ландшафт неба. Первый слой —  базовый, связанный корнями с творчеством автора. Эту часть экспозиции составляют деревянные скульптуры Николая Полисского и «Никола-Ленивецких промыслов» — серия «Русская античность», здесь античность представлена, как если бы она рождалась в русской деревне.

Николай Полисский и его соавторы создают колонны, базы и архитравы не из мрамора и гипса, а из древесины кустарника, обильно растущего в лесах вокруг  деревни Никола-Ленивец. Серия «Русская античность» развивает традицию, сложившуюся с первых лет деятельности Николая Полисского и его артели в Никола-Ленивце. С 2000 года художники переосмысливают архитектурные «бренды»: в 2000 году был возведен месопотамский «Зиккурат» из сена, в 2001-м — «Акведук» из снега, в 2002-м — «Дровник»-замок, в 2003-м — «Медиабашня». «К 2020–2021 году пришло время обратиться к началу — подпитаться от античного искусства, заложившего принципы и основы дальнейшей истории градостроения» — Николай Полисский.

Второй слой экспозиции — нематериальный, являющий собой энергию художественного творчества      и  эксперимента с территорией, поиска места жизни и в искусстве. Слой представлен проектами, реализующимися на территории Никола-Ленивца: фестивалем «Архстояние», «Ночью новых медиа», «Архстоянием Детским», а также другими событиями разного масштаба. Экспозиция включает в себя медиапроекты «Архстояния»: перформансы, видеофильмы и другие арт-проекты, запечатленные за шестнадцать лет   существования фестиваля. Многие из них будут показаны впервые, в том числе видеоперформанс немецкого художника Марка Форманека длительностью 32 часа и несколько документальных фильмов об «Архстоянии». Проект курирует Антон Кочуркин, продюсерами выступили            Юлия Бычкова и Иван Полисский. Дуалистическая концепция проекта позволяет показать весь диапазон происходящих   в           Никола-Ленивце процессов.  

Также до 31 августа на Красной площади у стен ГУМа работает еще один совместный проект галереи «ГУМ-Red-Line» и фестиваля «Архстояние» — фестиваль паблик-арта «Красный сад», который представляет собой сад скульптур, созданных известными российскими художниками: Николаем Полисским, Аристархом Чернышевым, Ринатом Волигамси, Романом Ермаковым, Дмитрием Аске, Дмитрием Жуковым, Андреем Филипповым, Василисой Прокопчук и Евгением Брагиным. В основе экспозиции, в которую вошла и работа Николая Полисского «Колонна» из той же серии «Русская античность». Выставка Николая Полисского «Русская античность» в галерее «ГУМ-Red-Line» работает до 12.09.21.

Фотографии предоставлены PR-службой проекта

 

21.07.21. Московский музей современного искусства представил монографическую выставку Стаса Намина «Противостояние», которая стала первым событием в череде мероприятий, приуроченных к 70-летию одного из самых известных деятелей отечественной культуры. В программе юбилейного года — концерты, выставки, вернисажи, кинопоказы и спектакли, охватывающие весь спектр творческих амплуа музыканта, художника, композитора, театрального и кинорежиссера, продюсера и фотографа.

Название проекта в ММОМА отсылает к одноименному произведению Стаса Намина «Противостояние». В нем наиболее ярко выражена авторская философия: основа всего сущего на земле заключается в неизбежном единстве противоположностей — света и тьмы, тепла и холода, живого и искусственного, мужского и женского, жизни и смерти, которые одновременно и притягиваются, и отталкиваются друг от друга. Динамику этого взаимодействия художник исследует и воплощает в большинстве своих работ.

В экспозиции представлены живописные произведения, графика, скульптура, объекты декоративно-прикладного искусства, фотографии, видеоарт и инсталляции, созданные за последние два десятилетия. В рамках проекта есть возможность проследить трансформацию творческого подхода автора, начинавшего свой путь с досконального изучения окружающего мира, его фиксации в фотографии, передачи реальности в первозданном виде, и дошедшего в процессе рефлексии до собственноручного достраивания действительности, передачи вовне личного послания и собственной философии. Каждый зал музея посвящен одному из направлений изобразительного творчества Стаса Намина. Кроме того, экспозицию дополняют предметы из личной коллекции художника — это артефакты, привезенные им из путешествий в отдаленные, малоизученные уголки Земли и дающие представление об источниках его вдохновения.

Один из ключевых объектов экспозиции – мультимедийная инсталляция «Невыносимо долгие объятия» представляет собой скульптурную группу и видео-мэппинг. Работа была создана художником специально для выставки, источником вдохновения для нее послужила одноименная пьеса Ивана Вырыпаева, которую Намин поставил в своем театре. На выставке также впервые анимирована масштабная инсталляция «Новый Вавилон». Автор дополнил опыт визуального восприятия звуковыми эффектами: в зале, где представлена работа, зрители услышат отрывок из симфонии Стаса Намина Centuria S-Quark в исполнении Лондонского симфонического оркестра. Часть экспозиции иллюстрирует и интерес автора к русскому авангарду начала XX века. Так на выставке представлены супрематический чайный сервиз, отлитый на Императорском фарфоровом заводе (Санкт-Петербург) по эскизам Казимира Малевича, с ручной росписью Намина в стилистике конструктивизма и фотографии кульминационных сцен первой русской авангардной оперы «Победа над Солнцем», реконструкция которой была осуществлена Наминым в своем театре при поддержке Государственного Русского музея. Таким образом, выставка в ММОМА становится синтезом разных видов искусства и личных интересов уникальной творческой личности — Стаса Намина. Куратор: Катерина Зайцева. Выставка работает до 28.08.21.

Фотографии предоставлены pr-службой ММОМА

 

21.07.21. В Оперном доме музея-заповедника «Царицыно» торжественно открылась выставка «Стрелы Амура», подготовленная музеем-усадьбой «Останкино» и посвященная образу бога любви в искусстве и толкованию символики его изображений. Галантный XVIII век был веком страстей и наслаждений, прорвавшихся наружу сквозь барочное осознание важности человеческих эмоций. Энергия, воплотившаяся в наивысшем проявлении человеческой чувственности, любви, стала основной темой в художественном и декоративно-прикладном искусстве того времени. Образ Амура восходит к мифологическому божеству Эроту. Именно изображение бога любви стало одной из главных тем пластики галантного века. Многочисленные амуры украшали разнообразные предметы быта и модные аксессуары XVIII столетия. Особенно часто их можно было увидеть на веерах, коллекция которых, принадлежащая музею-усадьбе «Останкино», является одной из богатейших в России. В экспозиции выставки представлены всего пять вееров, но все они шедевры. Помимо вееров на выставке собраны редкие гравюры с изображением Амура, вазы, миниатюры, табакерки и шкатулки из собрания музея-усадьбы Останкино. Выставка «Стрелы Амура» в Оперном доме удачно дополняет коллекцию скульптуры из Останкинского дворца, переместившуюся несколько лет назад в музей-заповедник «Царицыно» на время реставрационных работ. Куратор выставки «Стрелы Амура» Ирина Ефремова, кандидат искусствоведения, хранитель уникальной коллекций предметов ДПИ музея-усадьбы «Останкино», ведущий эксперт по культурным ценностям, аттестованный и уполномоченный член Минкультуры России. Выставка работает по 24.10.21.

Веер plié «Триумф Галатеи». Франция, 1760-е

Фотографии предоставлены пресс-службой музея-заповедника «Царицыно»

 

22.07.21. Британская высшая школа дизайна провела превью выставки Britanka Degree Show 2021 в студиях Британской высшей школы дизайна в центре дизайна Артплей.  Britanka Degree Show является частью ежегодного фестиваля творческой инновации студентов и выпускников британского отделения БВШД Britanka New Creatives. Вступительное слово произнесла Екатерина Черкес-заде, директора Universal University, была организована прямая трансляция мероприятия. В рамках выставки студенты бакалавриата Британки представляют свои разработки по направлениям графический и текстильный дизайн, fashion-дизайн, иллюстрация, фотография, дизайн и архитектура интерьера, промышленный дизайн, а также маркетинг. Частью Britanka Degree Show 2021 станет образовательная программа лекций и воркшопов. «Britanka Degree Show — событие, которое закрывает учебный год и приоткрывает дверь в будущее креативных индустрий. Выпускники БВШД 2021 года — это те, кто уже завтра изменит наше представление о дизайне, моде, искусстве и фотографии…На Britanka Degree Show вы увидите британский подход в действии: полная свобода творчества в условиях ограничений, эксперименты при закрытых границах, переосмысление роли технологий в жизни человека и креативное изменение его личного пространства» — Екатерина Черкес-заде, директор Universal University, в состав которого входит БВШД. Публичная программа обновляется на сайте. Ежегодный смотр дипломных проектов Britanka Degree Show проходит 24.07.21-01.08.21.

Фотографии предоставлены pr-службой БВШД

 

22.07.21. Состоялось превью XVI МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ЛАНДШАФТНЫХ ОБЪЕКТОВ «АРХСТОЯНИЕ» в Арт-парке Никола-Ленивец. Куратор: Антон Кочуркин. Продюсер: Юлия Бычкова. Тема в этом году — «Личное». Последние события в мире изменили все, к чему мы привыкли. Но изменилось ли наше Личное? Прочтение этой темы в своих работах представляют: главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, художники Владимир Наседкин, Елена Ковылина, Георгий Острецов, Ирина Корина, Таисия Короткова, Устина Яковлева, Данини. Участники музыкальной программы: Mujuice, Миша Мищенко, Дмитрий Баталов, Ксения Федорова, Синекдоха Монток, Kymatic Ensemble, Leveldvа. Все исполнители выступят со специальной программой, созвучной каждому отдельно взятому месту арт-парка Никола-Ленивец. О личном взгляде на фестиваль, лэнд-арт, о своем творчестве и представленном на фестивале объекте Cabinet de lart рассказал участник Архстояния 2021 Владимир Наседкин (читайте интервью на сайте)

«Блуждающие огни _ Les feux follets». Опера Адриана Мокану. Архстояние 2019. Кадр из видеодокументации

Фотографии предоставлены PR-службой проекта «Русская античность» в галерее «ГУМ-Red-Line»

Поделиться: