Арт-обзор 14.10-21.11.24

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

Александр Савко, Из серии «Морски»

 

19.11.24. Всероссийский музей декоративного искусства в партнерстве с суздальской культурной институцией «МИРА» представил выставку «ВО ВСЕМ БЛЕСКЕ. Хрусталь от формы до огранки». В экспозиции экспонаты из собрания Музея — знаковые образцы стекла и хрусталя XVIII–XXI веков представлены в сопровождении работы из собрания «МИРА» — произведений художников авангарда, оттепели и современности, на выставке также показаны работы из частных коллекций. Коллекция художественного стекла Всероссийского музея декоративного искусства включает более 5000 предметов, в собрании отражены все этапы истории русского стеклоделия от стекольных предприятий Российской империи, советских стекольных заводов до студий современных художников. В восьми разделах выставки, каждый из которых соответствует технике работы или свойству материала, представлены фондовые предметы музея и работы-ассоциации: живопись, графика, фотографии, видео и арт-объекты. Так прослеживается единая линия в развитии русского искусства – станкового, декоративного, прикладного и тиражного – от классицизма до постмодерна. Многие из работ современных авторов созданы специально для проекта. Это хрустальный торшер Александры Нестёркиной, кружева в металле Марго Макаровой, «стеклянная выдувная» скульптура Александры Фроловой и керамический «хрустальный» сервиз Ирины Кориной. Архитектор и автор идеи выставки Ольга Трейвас представляет свою новую работу – разъемный объект из цветного хрусталя. Выставка продолжается и во внутреннем дворе Всероссийского музея декоративного искусства, где инсталлирована серия объектов команды художников FRESH.GLASS: это отшлифованные и нарощенные дополнительными элементами прозрачные глыбы, оставшиеся после технического слива стекломассы из печи. Кураторы выставки: Ольга Трейвас, Елена Коваленко, Анастасия Григорян. Организатор проекта Фонд «Связь эпох». Выставка работает до 19.01.25.

 

Одна из комнат кинетического лабиринта, Лев Нусберг, 1968, Картон, гуашь, 500×900 @МИРА коллекция

Фотографии предоставлены пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства

 

20.11.24. Фонд Ruarts представил масштабную выставку современных российских художников «Чересчур». Групповая выставка демонстрирует широкий спектр визуальных решений, стилей и техник, включая живопись, графику, фотографию, видео, инсталляцию и скульптуру. В представленном выставочном проекте кураторы сосредоточились на феномене китча, рассматривая его на материале современного искусства с ранних постсоветских лет до наших дней. На выставке китч осмысляется как важный элемент современной визуальной культуры, и через взаимные отсылки и символические связи проясняются его запутанные диалектические отношения с искусством. Экспозиция выставки построена на нескольких расхожих китчевых сюжетах. Среди них – райская жизнь, раскрывающаяся в близости природе, культ селебрити и стандарты телесной и духовной красоты, высокая культура и ее эстетический канон. В своем основополагающем эссе «Авангард и китч» американский художественный критик Клемент Гринберг подчеркивает, насколько широко распространенным стал китч после промышленной революции. Его утверждение, сделанное в 1939 году, остается по-прежнему актуальным. Он писал, что китч — это «симулякр подлинной культуры», что он «механичен и действует по формулам… Он – воплощение всего, что является поддельным в жизни нашего времени». Алексей Масляев, куратор проекта: «Выставка «Чересчур» предоставляет возможность для критического взгляда на определяющие черты китча – позитивное содержание, простота и однозначность, пародийность, сентиментальность и формульность, а также демонстрирует устойчивые признаки его визуального языка и образной системы — цветы, драгоценности, дети, мифологические персонажи и существа, медийные личности, влюбленные и любовники. Выставка позволяет обнаружить огромный потенциал китча для изучения современной культуры, коллективных и индивидуальных ценностей, а также для художественной рефлексии». Основу проекта составляют работы из коллекции Фонда Ruarts, в которой представлены художники разных поколений. Экспозицию дополняют работы из музеев, галерей и частных коллекций. Среди основных произведений – культовая работа AES+F «Who wants to live forever…», миниатюры Александра Захарова, важные работы из серии «Униженные и окрыленные» Ирины Кориной, фантазийные фотографии Ивана Горшкова, произведения арт-дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, коллекция работ из серии «Секретные материалы 2» Мамышева-Монро, объекты Даниила Антропова, шелкография Айдан Салаховой, работы Александра Савко и Ольги Тобрелутс, видеоарт «Озеро» группы «Синий суп», корпус работ художников уличной волны: GIWE, 0331с, Гриши, серия «Trading» Александра Егорова и другие. Кураторы выставки: арт-директор фонда Ruarts Катрин Борисов и независимый куратор, преподаватель Алексей Масляев. Выставка работает до 11.05.25.

 

Тим Парщиков, Times New Roman Episode III. Moscow. 2011-2012. 73×110 см. Цифровая печать на Hahnemuhle Baryta. Предоставлено автором

Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда Ruarts

 

20.11.24. Галерея ARTSTORY представила выставку «Совпадение горизонта» с участием Владимира Мигачева и Александра Кабина, приуроченную к 10-летию галереи ArtStory и завершающую юбилейный сезон. Экспозиция разделена на две части. В малых залах экспонируются работы из коллекции ArtStory – это выбор основателей галереи Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма. В большом зале и в коридоре представлены новые работы художников, воплощающие актуальные для авторов проблемы. Выбор коллекционера и художника не всегда совпадает. Художник стремится показывать публике свои последние произведения. Коллекционер же обращается к творчеству автора в целом, часто выбирая работы, может быть, даже уже и потерявшие актуальность для самого художника. Выставка «Совпадение горизонта» строится на диалогах. Причем не только на диалоге двух художников – перед зрителем открывается возможность посмотреть на взаимодействие работ художника и пространства, на диалог художника и коллекционера. Владимир Мигачев и Александр Кабин обращаются в своем творчестве к схожим темам: они работают с темами памяти, событий, процессов и явлений настоящего и прошлого; оба исследуют пейзаж на предмет места силы или пустоты, энтропии, как соотношение величин человек-природа-стихия, человек- машина. Линия становится контуром, которым художники намечают вектор своего движения, очерчивает горизонт  – недостижимое пространство. Подобно идеалу, горизонт всегда остается вне зоны доступа, стремящегося к нему человека. Владимир Мигачев: «Линия горизонта – один из основных элементов пейзажа. Чаще горизонт присутствует в пространстве пейзажа, либо подразумевается. Художники, приоритетом в творчестве которых является пространство (ландшафт, пейзаж), предпринимают попытку через этот жанр осмыслить социальные, культурные явления, происходящие в обществе… Линия горизонта не повторяется, но иногда совпадает, как совпадают или являются противоположными взгляды или мнения участников». Выставка работает до 05.01.25.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

20.11.24. В галерее «Е.К.АртБюро» состоялось открытие первой персональной выставки графических работ Василия Шомова «КОМНАТЫ», в качестве эпиграфа к которой автор выбрал строчки стихотворения Иосифа Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…». Цикл «КОМНАТЫ», начатый во время пандемии, посвящен осмыслению дома, как места вынужденного заточения и, в то же время, спасительного пристанища. «КОМНАТЫ» Шомова лишены присутствия людей. Это странные, упрощенные, лаконичные пространства с нарушенной геометрий и перспективой.  «КОМНАТЫ» — подсознательное ощущение замкнувшейся жизни, которая, чтобы не казаться пустой, компенсаторно наполняется воспоминаниями, фантазиями и послевкусием некогда происходивших в ней историй. Параллельно автор пополнил серию «БЛИЖНИЙ КОСМОС», идея которой возникла еще в начале 90-х и стала идеологическим продолжением цикла «КОМНАТЫ»: выход из замкнутого контура вынужденного пристанища, но не в сегодняшний день, а в покой безлюдных неземных пространств. Выставка работает до 16.12.25.

 

Балалайка Архиповского (Русский космизм 1) Тонированная бумага, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, линеры, 210х297, 2023

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

21.11.24. К своему второму дню рождения, Центр «Зотов» представил выставку «Русское невероятное». Проект предлагает исследовать феномены в культуре, которые нашли отражение в методах конструктивизма. Экспозиция объединяет произведения отечественного искусства от Средних веков до наших дней: древнерусскую живопись и кинетизм, конструктивизм и нонконформизм, авангард и современное искусство. Среди вопросов, что такое конструктивизм и как его понимать, есть еще один — откуда он возник. Историческая картина зарождения конструктивизма воссоздана исследователями достаточно точно и полно, но она противоречива. Конструктивисты в 1920-х заявляли: конструктивизм — это метод, стремились к единой теоретически обоснованной концепции. Но он оказался многоликим и неоднозначным. В чем причина противоречивости конструктивизма и почему он получился именно таким? Ответ на этот вопрос кураторы предлагают искать, анализируя особенности пространства, мышления и архетипы, характерные для русского культурного ландшафта. Экспозиция ведет посетителя путем исканий и открытий художников сквозь подразделы выставки «Безмерно», «Навеки», «Вот-вот», «Посреди», «Живо», «Ввысь», «Лихо», «Неудержимо», «Запредельно», «Вопреки». В основу выбора тем и экспонатов положен трансисторический подход, подразумевающий выстраивание диалога между различными направлениями. Он позволяет сместить фокус внимания с хронологии конструктивизма на понимание глубинной сути этого художественно-культурного явления. С экспонатами конструктивистов соседствуют как работы нонконформистов, так и современных художников, которые помещают конструктивизм в более широкий культурный контекст, рождая неожиданные пересечения. На выставке собраны живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, видеоарт и инсталляция. Всего в экспозиции 144 экспоната из 29 государственных музеев и галерей, а также 8 частных коллекций. Экспериментальность выставочного проекта поддержана музыкальной средой, созданной внутри экспозиции композитором Николаем Комягиным. Выставку будет сопровождать насыщенная параллельная программа. В рамках музыкальной программы пройдет диджей-сет электронного музыканта Яны Кедриной (Kedr Livanskiy) и концерт композитора Владимира Мартынова. «Зотов.Кино» представит кураторскую программу «Небывальщина». Куратор арт-клуба для детей и подростков Центра «Зотов» Лада Шаповалова представит новые авторские курсы. Лекторий к выставке открылся до старта работы проекта, 5 ноября, циклом «Беседы о пространстве». Кураторы выставки «Русское невероятное»:  Анна Замрий, Татьяна Шулика, Андрей Чернихов, Александр Ермолаев. Выставка работает до 23.03.25.

 

© Синие носы. Из серии «Русские чудовища». 2012

Фотографии предоставлены пресс-службой Центра «Зотов»

 

21.11.24. Галерея Serene представила выставку «Пасхальный букет»Александры Катьер. Серия «Пасхальный букет» – результат резиденции в Foundation des Artists, где художница провела год, наблюдая за обитателями дома престарелых. Александра Катьер: «Фотография для меня – это диалог. Диалог со светом, с пленкой, с ошибками, которые возникают по пути, и, конечно, с моментом и сюжетом съемки. В этой беседе при лучшем стечении обстоятельств рождается новое». Работы Александры полны размышлений о времени и пространстве, что перекликается с мыслями каждого человека. Александра Катьер родилась в Минске в 1978 году, окончила Минский государственный лингвистический университет, обучалась в Международном центре фотографии (International Center of Photography) в Нью-Йорке, постигая технику фотопечати в нью-йоркской студии Ирвинга Пенна. В 2005 году вошла в список 20 лучших молодых фотографов Нью-Йорка. В 2006-м удостоена Первого приза на конкурсе Московского Дома Фотографии «Серебряная камера» (номинация «Лица»). Первая персональная выставка I cannot give you anything but love прошла в 2009 году в нью-йоркской Miyako Yoshinaga Gallery. В 2010-м персональная выставка «ММХ» состоялась в московской галерее «Победа» в рамках Московской международной биеннале молодого искусства. 2013 — персональная выставка «Там за туманами» в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке. Александра — участник фотобиеннале в Испании и Швеции, а также международных фотофестивалей во Франции, Японии, Италии. Живет и работает в Париже. Куратор выставки: Нина Гомиашвили.Выставка работает до 18.01.24.

 

Натюрморт с яблоками. Ножан-Сюр-Марн, 2023. 100х137 см, Пигментная печать giclee, архивная бумага Baryta Rag

Фотографии предоставлены галереей

 

21.11.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: