Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
15.04.22. Галерея «Агентство. Art Ru» представила ретроспективную выставку «Вертикаль молчания: Постскриптум» Леонида Пелиха. В экспозиции собраны работы разных периодов творчества художника-графика, от нефигуративной графики через объекты и печатные формы к масштабной инсталляции. Пятна света, в случайном порядке разбросанные по поверхности; беглые наброски текста, на поверку оказывающегося только лишь орнаментом; чередование плотных и разреженных слоев цвета, цвета и монохрома взаимодействуют друг с другом в духе своеобразной диалектики нефигуративных форм. Визуальный язык Леонида Пелиха балансирует между органическим и геометрическим, между системным и случайным — это язык тишины, вовлекающий зрителя в близкое пространство работ, и требующий созерцания, погружения, осязания. Работы предлагают зрителю возможные интерпретации его собственного опыта – редкий шанс диалога не столько с автором, сколько с самим собой. Наделив особым значением пустоту, Пелих акцентирует ее через фиксацию живых текстур: земли, металла, воздуха и света. Порой лишённые узнаваемой формы, эти структуры пронзают поле бумаги с заданной амплитудой и вибрацией. Подводя зрителя к механике сотворения из пустоты в вечное, художник подводит к мысли, когда с уверенностью можно отметить: «там нечто есть». Леонид Пелих не даёт прямых ответов, не заключает в рамки, но лишь размечает пунктирное направление, которое относит соучастника-созерцателя в тихие воды дао. Выставка работает до 13.05.22.
Фотографии предоставлены галереей «Агентство. Art Ru»
19.04.22. Музей истории ГУЛАГа и Московская школа современного искусства представили выставку-интервенцию «Сохранить как…» – переосмысление молодыми художниками тяжелейшего периода истории XX века и связанных с ним контекстов. Выставка-интервенция стала результатом преддипломного образовательного блока «коллективная практика». Художники объединились в группы и обращаются к экспозиции Музея истории ГУЛАГа и связанным контекстам, осмысляют их и создают собственное высказывание в диалоге с существующей экспозицией. Подобно персональному компьютеру, предлагающему опции сохранения файла, художники предлагают свои место/формат/название/и т.д. для сохранения истории. Всего на выставке представлено более 25 произведений, выполненных в различных медиа: живопись, видео, перформанс и др. Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства, куратор выставки: «Избегая отстраненного взгляда на болезненные события прошлого, выставка «Сохранить как…» призвана продемонстрировать вариативность художественной рефлексии, сконцентрированной на проблеме памяти. Разделяя ключевое положение memory studies о том, что прошлое является не стабильным конструктом, а процессом; что память отдельных сообществ, как и общества в целом, подвергается постоянной реорганизации в соответствии с запросами современности, авторы (объединившись в группы) предлагают собственные интерпретации экспозиционного нарратива. Переосмысление сегодняшних практик коммеморации, конструирование индивидуальной и коллективной идентичности, рассмотрение «Большой истории» через истории конкретных людей («History» vs story), критический анализ травматичных событий советской действительности и сами возможности «сохранения» важных событий в памяти современного человека, находящегося в дихотомичной реальности — вот далеко не весь список важных тем, поднятых художниками». К выставке напечатан зин и открыта его интернет-версия. В рамках проекта пройдет публичная программа. Расписание событий — на сайте проекта. Куратор/автор идеи: Михаил Левин. Куратор: Константин Плотников. Выставка работает до 22.05.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой Московской школы современного искусства
19.04.22. В Москве открылось новое арт- пространство 5 ART GALLERY — два отдельных здания исторического особняка в центре города стали единым пространством галереи. Концепция 5 ART GROUP, основателями которой стала команда из 5 девушек, проживающих в четырех разных странах, состоит в создании творческой экосистемы из 5 проектов. 5 ART GALLERY это сердце всего проекта 5 ART GROUP, в который входит продюсерский центр 5 ART Production, образовательный центр 5 ART Education, и три галереи: Москва, Нью- Йорк, Порту. Свою цель и задачу 5 ART GROUP, в первую очередь, видит в том, чтобы предоставить возможность художникам работать в мировом пространстве, невзирая на физические границы. Выставки, проходящие в 5 ART GALLERY в Москве, будут параллельно проходить в галереях в США и Европе. Первая смежная выставка Москва — Нью- Йорк запланирована на середину лета. Галерея 5 ART GALLERY имеет две площадки на территории одного пространства. Здесь располагаются залы, в которых представлены постоянные резиденты галереи — молодые современные художники, охватывающие в своём творчестве сразу несколько медиа форматов: станковая живопись, скульптура, цифровое искусство, видео-арт, инсталляции. Отдельный зал предназначен для временных выставок различных современных художников, как персональных, так и групповых. Открылась 5 ART GALLERY представлением проекта 5 ART GROUP и выставкой резидентов галереи. На выставке собраны живопись, скульптуры, цифровое искусство. Выставка открыта для посещения по 26.04.22.
Фотографии Cabinet de l’art
20.04.22. Московский музей современного искусства совместно с Крокин галереей представили монографическую выставку «Машинерия зрелищ» дуэта художников Алексея Политова и Марины Беловой. В своих работах Политов и Белова зачастую переосмысливают классическое и актуальное искусство через понятие карнавальной культуры и традиционного русского лубка, выявляют связи между первобытной человеческой природой и уличным искусством, ар-брют и концептуализмом. Универсальность художников проявляется как в способности встраивать один медиум в другой, так и в умении перерабатывать образы масс-медиа в многослойные послания и философские максимы. Придуманное куратором Сергеем Хачатуровым название наиболее точно описывает выставочный проект – в каждом из экспозиционных залов, помимо графики и скульптуры, присутствуют театральные элементы, благодаря которым зритель может поучаствовать в балаганных и карнавальных потехах. Кульминацией задуман раздел «Волшебный фонарь» – масштабная светотеневая инсталляция, метафора побега из пещеры Платона. В роли путеводителя выставки выступает созданный художниками проводник-трикстер. Отбрасывая тени, он становится неуловимым рассказчиком историй, связанных с произведениями того или иного раздела экспозиции. Выставка работает в ММОМА Гоголевский, 10 до 03.07.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
Галерея ARTSTORY представила выставочный проект Наташи Шалиной «Письма из детства». В экспозиции представлены живописные произведения, а также объекты, живопись по ткани, работы с использованием фрагментов старой мебели, инсталляция. Все работы объединены размышлениями-воспоминаниями о детстве. Светлом времени, полным радости и игр, а порой и страхов, и переживаний, – отдельном мистическом мире давно ушедшего времени. Наташа Шалина: «это размышления о детстве с его первыми открытиями, радостью и любовью, страхами и потерями. Наша память укладывает все события нашей жизни слоями, так глубоко, что мы порой не помним ничего. Как давным-давно маленькая девочка делала «секретик»… Взрослея, теряя близких, любимых и дорогих людей, мы опять начинаем находить наши «секретики», смахивая с них большой слой земли, с замиранием сердца мы вглядываемся в наши сокровища, которые рассыпаются в прах прямо у нас на глазах». Художница не ограничивается созданием картин и объектов, она подчиняет своему искусству все пространство выставочных залов, вовлекая зрителя в большое путешествие, в игру с собственной памятью, предлагая полностью погрузиться в эту вселенную, где нет ни правил, ни определенного итога. Выставка работает по 19.06.22.
Фотографии предоставлены галереей ARTSTORY
20.04.22. В Галерее классической фотографии открылась выставка «Восемь миллионов четыреста тысяч шагов» фотографа Ананта Даса, настоящее имя Аркадий Холопенко. В экспозицию входит 50 пейзажей, портретов и жанровых сценок из жизни Индии, в которых автор трансформирует документальное фото в художественное. Большинство снимков сделаны в маленьком провинциальном городке Вриндаване, являющимся одним из крупнейших мест паломничества и духовным сердцем Индии.
Ананта Даса провёл в этой стране около 30 лет, перенимая традиции, практики и привычки индуистов. Это дало ему возможность заглянуть в сердца и души местных жителей и запечатлеть свои открытия фотографически. Именно поэтому его фотографии нельзя назвать привычным взглядом европейского человека на Индию и индийцев. Это взгляд изнутри на простую и красивую жизнь людей, который невозможен для обычного туриста. «Много лет назад я принёс близкому мне человеку свои фотографии. Он посмотрел на них и сказал удивительную фразу: «Это окно в другой мир». Поэтому я рад, что у каждого есть такая возможность заглянуть в иной мир, а каким вы его увидите — это уже другой вопрос», — Ананта Даса. Работы Даса уникальны тем, что не являются постановочными, люди на них практически не улыбаются, как на обычных туристических фотографиях из страны махараджей и заклинателей змей. Создается впечатление, что эти снимки могли быть сделаны в любой другой стране мира, и выхваченные моменты происходили когда-то очень давно, а может быть, ещё только произойдут в будущем. «По представлениям древних индийцев в материальной вселенной существует восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни. Человеческая душа проходит эволюцию, рождаясь и умирая, пока она не обретёт божественную форму. Я попытался передать ощущение нереальности, божественной сути происходящего, сакрального смысла буквально каждого вздоха, движения в пространстве…», — писал Даса. Выставка работает по 10.08.22.
21.04.22. Проектом «Кто есть кто» в центре Москвы открылась новая галерея The 3-rd floor gallery. В планы галереи входит проводить цикл камерных выставок произведений современных российских художников, имеющих как эстетическую, так и инвестиционную ценность. Каждую выставку будет сопровождать образовательная программа. В экспозиции представлены произведения Юлии Кривозубовой, Макса Орлицкого и Анастасии Даниленко, исследующих внутренний мир человека. Художники, работающие в разных стилях и форматах, превращают эмоции в фигуративные образы, без колебаний отрывая их от контекста внешних обстоятельств и конкретизации личности, оставляя открытым вопрос — кто есть кто. Часть прибыли будет перечислена в фонд помощи детям «Чистые души». Выставка работает по предварительной записи с 23.04 по 25.05.22.
Фотографии предоставлены The 3-rd floor gallery
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель