Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
15.01.21. Галерея Файн Арт в своем пространстве на Винзаводе совместно с независимым Московским театром БАГАЖ запустили новый арт-проект, проведя первый спектакль «ЗЕЛЁНЫЕ БЕРЕГА». В 2021 году галерея планирует расширить спектр своего общения с аудиторией и предложить программу театральных событий, визуальным рядом которых будут выступать работы художников галереи. Так визуальным аккомпанементом к постановке «ЗЕЛЁНЫЕ БЕРЕГА» стали картины художника Константина ZMOGK. Спектакль поставлен по роману Геннадия Алексеева, сценическая версия Лилии Борнашовой. Программа предстоящих спектаклей в галерее Файн Арт будет представлена на ее сайте и странице в соцсетях.
Фотография предоставлена галереей Файн Арт
18.01.21. С 18 января по 31 января 2021 года в России на федеральном уровне проходит седьмая ежегодная «Неделя памяти» — цикл мемориальных и образовательных мероприятий, приуроченный к Международному дню памяти жертв Холокоста 27 января. Часть мероприятий «Недели памяти» пройдет в этом году в режиме онлайн. Ключевые события решено провести в очном формате с соблюдением всех мер санитарно-эпидемической безопасности. 18 января «Неделя памяти» открылась новой выставкой «Холокост: уничтожение, сопротивление, спасение», подготовленной Центром «Холокост» при участии РЕК, в Российском академическом молодёжном театре. Центральным событием «Недели памяти» станет мемориальный вечер «Хранитель памяти», который пройдет 27 января в театре «Геликон-опера». В этот же день, 27 января, в Совете Федерации РФ будет представлена выставка «Лучи света: Судьба женщины в годы Холокоста», подготовленная израильским мемориалом «Яд Вашем». Кинособытием мемориальной недели станет фестиваль фильмов «Хроники Катастрофы», показ пройдет как в кинотеатрах, так и в онлайн-режиме на телеканале «Дождь». В дни «Недели памяти» в социальных сетях вновь пройдет международная акция «Мы помним»/«We remember». Театральным событием стал показ 18 января в Центре им. Вс. Мейерхольда спектакля «Чёрная книга Эстер» по пьесе Андрея Стадникова. Музыкальный перформанс в постановке Евгении Беркович раскрывает тему ксенофобии как общую цивилизационную проблему, принимающую разные формы на разных этапах истории человечества. События, описанные в древних канонических текстах, переплетаются с документальными свидетельствами ХХ века, создавая особый сюрреалистический мир вне времени и пространства. «Мы хотим «растормошить» зрителей, коснуться их самых глубинных чувств. Нам важно, чтобы люди задумались, а не просто вышли со спектакля со слезами, как часто бывает. Человек и человечество абсолютно ничему не учатся…всегда будет нужен такой чеховский «человек с молоточком», который ходит и напоминает, что такое настоящая катастрофа», — режиссер спектакля Евгения Беркович. Визуальный код спектакля художницы Ксении Сорокиной и музыкальная партитура композитора Андрея Бесогонова основаны на карнавальных реминисценциях Пуримшпиля. Спектакль подготовлен Бюро художественного проектирования при поддержке Российского еврейского конгресса и Мастерской Брусникина, партнер проекта музей МХАТ. Полная программа мероприятий, запланированных как в Москве, так и в регионах, опубликована на сайте memoryweek.ru.
Фотография предоставлена PR-агентство «Бедуш & Маренникова»
19.01.21. Галерея pop/off/art открыла для посещения персональный проект Вики Шумской «Измеряя пустоту…». Это четвертая выставка художницы в пространстве галереи. Новая серия живописных работ Вики носит поэтическое название «Измеряя пустоту простотой касания двух линий или…». В них Шумская продолжает совершенствовать художественный язык абстракции, когда не новостная повестка формирует высказывание, а потребность художника в поиске ответов на вопросы, которые ставит практика живописи и искусства. Вика Шумская расширяет спектр технических приемов, совмещая геометрические формы и паттерны с красочными пятнами и градиентами, артикулируя через живописную практику такое философское понятие как пустота. Для художницы пустота – это пауза, итог медитативного состояния, поиск равновесия в смутное время. Вика Шумская: «Я умышленно отказываюсь от темных цветов. С помощью цвета работая в один прием, я пробую уловить, почувствовать и следовать за цветом, лаконичностью и его легкостью. Сохранить состояние уверенности, помочь при помощи цвета достичь зрения, понимания и убеждения нас в том, что у нас у всех есть шанс …». Выставка работает по 28.01.2021.
Фотографии предоставлены галереей pop/off/art
19.01.21. Галерея Iragui (Москва), продолжая тему галерейной солидарности 2020 года, представила свой совместный проект с MYTH gallery (Санкт-Петербург): Лиза Бобкова «Мне все время снится катастрофа». Проект охватывает все пространство галереи, превращая её в тотальную инсталляцию из 16 стальных сфер с окрашенным в ядовито-розовый цвет песком внутри. «Эта работа – огромный ежедневный труд: гнутьё на станке нержавеющего проката, сварка колец, ручная окраска песка – тонны кварцевого песка ядовитыми красителями. Неделя за неделей. Длительность процесса для меня – неотъемлемая часть результата. Но насколько бы ни была сложна работа, никто не должен видеть, чего это стоило. Должно казаться, что это – легко и непринуждённо, вдох и выдох. Будто и не было.» — Лиза Бобкова. Также для понимания выставки художницей создан специальный глоссарий:
— Цвет
Розовый. Он эволюционировал от нежного оттенка милого детского платья в самый ядовитый из всех цветов. Это цвет разрушения, стыда, насилия. На розовом песке установлена форма.
— Форма
Шар – единственная из всех фигур, находящаяся в постоянном движении, её
самообновление происходит без внешних усилий. Это идеал цикличности. Повторяемость силуэта делает форму наполненной пустотой.
⁃ Пустота
Художник каждый раз создает что-то из ничто.
Человеческому существу надо совсем немного для жизни – линия, рисующая круг. Круги собираются в шары, шары образуют пространство.
⁃ Катастрофа
Это знак разрушения, за которым следует новый цикл всего сущего. Конец –неизбежно – обозначение начала. Катастрофа – форма преломления старого уклада. Отказываясь от старого, человек продуцирует новое пространство.
Выставка работает до 19.03.21.
Фотографии предоставлены галерея Iragui
19.01.21. Галереями арт-пространства Cube.Moscow были представлены новые экспозиции и с 20.01.21 все галереи арт-пространства вернулись к полноценной работе.
Галерея Syntax представила проект Александра Косолапова «DTM», галерея Roza Azora подготовила экспозицию работ художника Ивана Лунгина «Единственный», Boccara Art впервые представила российским зрителям кинетическую скульптуру «I-Ya» («Ая») русско-испанской художницы Evfrosina, и показала экспозицию работ Владимира Клавихо-Телепенева — классика российской художественной фотографии.
В экспозициях галерей-резидентов арт-пространства Cube.Moscow также представлены произведения Алексея Дубинского, Олега Хвостова, Саманты Тэрроу, Татьяны Ян и других современных авторов.
Александр Косолапов — российский художник, живописец, график, скульптор, одна из ключевых фигур соц-арта, его работы находятся в коллекциях MоMA в Нью-Йорке, Третьяковской галерее, Русском музее и многих других. В новой выставке DTM Косолапов распоряжается наследием дадаизма, авангарда, Ренессанса и поп-арта. DTM — аббревиатура «Дюшан, Малевич, Татлин». В своих комбинациях художник двигает эти буквы-мемы-знаки как фигуры шахмат по клетчатому полю. «Башня III Интернационалу» Татлина, «Черный квадрат» Малевича, «Фонтан. R.Mutt» (писсуар) Дюшана, автомат Калашникова выступают гимнастическими снарядами на параде физкультурниц. Создается интенсивное, но потаенное эротическое напряжение между тоталитарным коллективным телом спортсменок Лени Рифеншталь, советских физкультурниц и артефактами авангарда, которые, как и автомат Калашникова, оказываются подобием игрушек, снарядов, символов. Портрет «Путин – Мона Лиза» раскрывается в движении, в длительном созерцании красиво написанных живописных слоев. В галерее Syntax выставка DTM работает до 26.02.21.
Художник Иван Лунгин, сын режиссера Павла Лунгина, всегда балансировал между жесткой (иногда даже жестокой) деконструкцией окружающего мира и его абсолютной (иногда почти восторженной) поэтизацией. Цикл היחיד («Единственный») не исключение и не продвижение, а скорее осознанное усложнение задачи. И сложность эта, как это всегда и бывает, требует идеальной простоты, минимизации возможных предложенных смыслов. Работы Ивана Лунгина находятся в коллекциях ММОМА в Москве и Alberto Sandretti Foundation в Милане. Выставка в галерее Roza Azora работает до 19.02.21.
Международная сеть галерей современного искусства BOCCARA ART Galleries подготовила две премьеры в рамках новой экспозиции. Это кинетическая скульптуру «I-Ya» («Ая») русско-испанской художницы Evfrosina, деляющей в своём творчестве акцент на движении человеческого тела, рассматривающей его как мощный инструмент работы с сознанием и энергией. Новая скульптура-талисман олицетворяет гармоничную чакру: полная жизни и энергии улыбчивая девочка имеет доступ ко всем материальным благам и готова делиться настроением на успех и благополучие со зрителями. Ранее в Москве персональные выставки Евфросины проходили на таких известных выставочных площадках, как галерея RuArts, Центр фотографии им. Братьев Люмьер, в Мультимедиа Арт музее. Вторая часть новой экспозиции – это работы классика российской художественной фотографии Владимира Клавихо-Телепнева, делающего в своих работах акцент на чувственности изображаемого и магии искусственно состаренных снимков. Неизменным в его творчестве остаётся монохромная палитра с добавлением сепии и сложных нюансов цветовых оттенков. Владимир Клавихо-Телепнев назван одним из двух лучших фотографов России (по версии «Коммерсантъ»). Отмечен главным призом Международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Получал призы за лучшую обложку молодежного журнала и за лучший фотопроект на конкурсе парфюмерии Expo Beauty. Его альбом Imperfecto в 2002 году стал «Лучшим фотоальбом Восточной Европы». В 2010 году Владимир Клавихо-Телепнев стал единственным российским фотографом, чьи работы ГМИИ им. А.С. Пушкина включил в экспозицию выставки, посвященной 100-летию музея, наряду с картинами Боттичелли, Рубенса, ван Дейка, Гойи, Мурильо и Ренуара. Работы участвовали в аукционных торгах на PHILLIPS de Pury в 2003 в Нью-Йорке, в 2008 в Лондоне и Нью-Йорке, в 2010 в Нью-Йорке, на GENE SHAPIRO в 2008, 2009, 2010, 2011 в Нью-Йорке и HERITAGE AUCTIONS в 2011 в Нью-Йорке.
Фотографии предоставлены pr-службой арт-пространства Cube.Moscow
20.01.21. Музей современного искусства АРТ4 открыл групповую выставку «Это сработает, если закроешь глаза». Представленный проект — попытка пересмотреть отношение к смерти, выявить возможные траектории будущего и осознать границы понимания этих взаимосвязей. Куратор Музея АРТ4 Катя Кабалина – «Выставка состоит из нескольких связанных между собой повествований, которые путем пересечений создают новые смыслы, отношения и опыты.» Первый проект после музейного локдауна открывается вопросом на очередной вызов беспощадной реальности — Что происходит по ту сторону? Тема апокалипсиса, конец существования, грань между жизнью и смертью? Свои ответы и версии дают современные российские художники, работающие в самых различных медиумах: живопись, графика, видео, инсталляция, фото, скульптура, аудио-визуальные перформансы. Среди участников выставки как признанные, так и молодые авторы: AES+F, Алексей Бевза, Дмитрий Венков, Александра Карелина, Ирина Корина, Дарья Кузнецова, Миша Максимов, Павел Миляков, Партия Мертвых, Александр Повзнер, Данила Поляков, ПРОВМЫЗА, Евгений Рухин, Илья Смирнов, Хаим Сокол, Данила Ткаченко, Илья Федотов-Федоров, Светлана Холлис, Устина Яковлева. Куратор выставки Катя Кабалина выстраивает диалог между исследователями областей социального и гуманитарного знания, таких как: антропология, социология, культурология, искусствоведение и художественным сообществом. В экспозиции представлены знаковые работы признанных мастеров российской современной арт-сцены: AES+F показывают серию работ «Дефиле» 2000-2007 года, в которой художники сопоставляют образ красоты с образом смерти, как способ избавления от страха встречи с неизбежным, Ирина Корина представляет фрагмент проекта «Неизвестное конечно» из персональной выставки в XL Галерее 2018 года, где использованы фотографии витражей советских зданий — Чернобыльской АЭС, метрополитена в Харькове, которые из мемориальной архитектуры перешли в состояние художественного объекта. В проекте также участвует работа Саши Повзнера «Лодка» 2009 года, застывшая в ожидании то ли всемирного потопа, то ли отправления в подземное царство; специально для выставки подготовленная художником Ильей Федотовым-Федоровым инсталляция — трехканальную видео-работа, в которой автор обращается к вопросам, связанным с изоляцией, где несколько сюжетных линий тонко переплетены между собой; новый проект «Кислота» Данилы Ткаченко, лауреата World Press Photo и The LensCulture Exposure Awards. Помимо экспозиционной части проекта в рамках выставки состоится лекционно-дискуссионная программа. В качестве спикеров выступят исследователи Илья Будрайтскис, Александр Евангели, Оксана Мороз, Глеб Напреенко, Александр Эткинд и др. Полное расписание программы анонсировано на сайте и в социальных сетях АРТ4. Музей современного искусства АРТ4 благодарит Еврейский музей и центр толерантности и Центр Вознесенского за поддержку проекта. Выставка работает до 26.02.21.
Фотографии предоставлены Музеем современного искусства АРТ4
21.01.21. Арт-пространство Surface Lab Art представило коллективный проект «Холодец». На выставке показаны работы мнимого товарищества художников. Это не арт-группа или художественное объединение, но скорее меняющееся в составе творческое сообщество, объединенное общим отношением к миру, альтернативным способом его видения. Идея проекта возникла в результате попытки осмысления общественного кризиса, длящегося и тянущегося около года. Оказавшись в условиях социальной, материальной, психологической и даже экологической отчужденности, несколько художников посредством видео и инсталляций попытались зафиксировать свои ощущения от происходящего. Оказалось, что знакомые и привычные понятия, погруженные в радикально изменившийся контекст, приобретают новый смысл, а каждый автор интуитивно начинает вести диалог уже за границами видимой реальности. Изначально «Холодец» представлялся его создателям как некая новая субстанция искусства. На данном этапе проект представляет собой смесь видеоарта и домашнего видео, объектов из пластмассы и золота, традиционной живописи и графики, в которой причудливо переплетаются реальность и фантазия. Спустя год участники проекта представляют первый результат творческого процесса — «Холодец» — выражение психогеографии внутреннего пространства каждого художника. Объекты, изолированные друг от друга тематически и смыслово, вместе с тем, взращены и выдержаны в общей творческой среде, в continuous’е «Холодца». Куратор проекта Алексей Михеев — художник и куратор из Санкт-Петербурга. Создает скульптурные объекты, дополняя их мозаикой, а также живописные работы, был участником III Московской Международной Биеннале молодого искусства, MANIFESTA 10, был номинирован на Премию им. Сергея Курёхина. Участники выставки: Павел Бушуев, Дарья Гамулина, Андрей Кузнецов, Анастасия Николаева, Алексей Михеев, Александр Трубин, Костя Фёдоров, Сергей Колосов, Алексей Алёхин, POPCHENCO, Николай Чирятьев, Александр Коряшкин, Владимир Горбунов, Николай Бакулев, Дарья Молодцова. Посещение выставки возможно по предварительной записи. Выставка работает до 11.02.21.
Фотографии предоставлены PR-менеджером Surface Lab Art
21.01.21. В «Президент-отеле» представлена экспозиция работ художника Николая Чередниченко «Города в городе». В трех залах собраны 32 работы разных периодов. Объединяющей для них является тема противоречивости жизни в городе. При этом каждая работа — это отдельное размышление о городской среде: о суете и вдохновении, однообразии и изменчивости, скепсисе и волшебстве, страхе и восторге. Картины «Цветы», «Ритм», «Аплодисменты ночи», «Театр» и другие приоткрывают то, что наполняет город и делает его живым. С работами могут познакомиться все гости «Президент-Отеля» до 01.03.21.
Фотография предоставлена автором
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель