#Арт-обзор 11.02-18.02.21

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Павел Пепперштейн, Соня Стереостырски Lady Gaga, 2020

11.02.21. В Арт-пространстве отеля «Рихтер» был представлен совместный проект петербургской галереи MYTH Gallery и «Рихтера»

выставки художников Никиты Селезнева и Вадима Михайлова. Они продолжают ряд совместных проектов Рихтера и галереи MYTH.

На выставке Вадима Михайлова «Tyranosaurus Sanctus» представлена серию работ, включающая новые произведения, созданные по итогам участия художника в творческой резиденции «Мастерских Рихтера», а также недавние объекты (2020). Новая пятиметровая работа, подготовленная под впечатлением от событий недавних месяцев, объединяет персонажей русских лубков, динозавра и летучих мышей. В последних работах, выполненных в характерной технике сграффито, в качестве основы Вадим Михайлов использует найденные объекты, дополняя их небольшими игрушками, глиняными фигурками и корнями деревьев с берегов Смоленки.

Проект «В долине» Никиты Селезнева построен в диалоге с архитектором Григорием Балуевым специально для «Рихтера». Инсталляция включает в себя объекты, выполненные из бетона и биоразлагаемого пластика (3d печать), экраны с 3d рендерами и графические изображения. Понятие, которое стало основным для этого проекта – Зловещая долина (Uncanny valley). Эффект «зловещей долины» — явление, основанное на гипотезе, сформулированной японским учёным-робототехником и инженером Масахиро Мори. Она подразумевает, что робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек, вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. Обе выставки в пространстве отеля «Рихтер» открыты для посещения до 07.03.2021.

Фотография предоставлена Арт-пространством отеля «Рихтер»
Фотографии Cabinet de lart

11.02.21. Галерея Ruarts представила выставку скульптора Айдына Зейналова «Наблюдатель». Мир на протяжении всего своего существования находится на тонкой грани войны и мира. Разница религий, культурных и коммуникационных кодов, проблемы межконфессиональных и межэтнических противоречий, геополитические интересы провоцируют кровавые конфликты. «Человек – агрессивное существо, которое пытается решить любой спор силой», – Айдын Зейналов, — «Но рождается ребёнок, и появляется надежда на безопасную жизнь, детский мир с невинными игрушками». 

Выставка – это рефлексия художника на тему межкультурных коммуникаций, осмысление личного опыта на тему что есть оружие. В экспозиции представлено 17 бронзовых работ, выполненных с 2018 по 2020 год, и фотографии из личного архива художника. Айдын развивает идею о трагическом в повседневности, фокусирует внимание на психофизических патологиях военных конфликтов, не разделяя их причину, время, географию. Выставка работает по 28.03.21.

Фотографии предоставлены галереей Ruarts

12.02.21. В галерейном пространстве «Агентство.Арт ру» состоялось открытие совместной выставки «Спектр» Платона Инфанте и Дарьи Коноваловой-Инфанте. Новый проект расширяет предыдущие кинетические и оптические практики художников путем переосмысления восприятия цвета. Границы реального и виртуального в современном мире стираются, становясь почти незаметными, с ними трансформируется и восприятие цвета: радуга на мониторе компьютера и радуга после дождя имеют разную природу. Спектр же связан со светом, частотой, длиной волны: здесь художники ищут возможности нового измерения цвета, оставаясь при этом в пределах визуальной сферы. Не прибегая к традиционным медиа, художники преобразуют видимое излучение электромагнитной волны в графические линии и переносят их на «носители»: плазменные экраны, объёмные арт-объекты и скульптуры. У Дарьи цвет измеряется объемом: он существует дискретно, распространяясь по плоскости-слою в деревянной скульптуре и противостоит зеркальным поверхностям в скульптурах из металла. Платон располагает цвет между реальностью и виртуальностью — на территории последней цвет создает парадоксальные ситуации, невозможные в реальных условиях бумаги и холста. Выставка работает до 09.04.21.  

Дарья Коновалова-Инфанте, объект, дерево

Фотографии предоставлены галереей «Агентство.Арт ру»

 

13.02.21. 25Kadr Gallery представила групповую выставку «Охота на белого единорога». Художники-участники проекта исследуют в своих работах гносеологическую проблематику. Куратор выставки Алиса Николаева предложила порассуждать на тему мифического единорога.

Единорог, за которым каждый ведет охоту, не представляет собой одиночную, четко определенную сущность, а волшебное существо, являющее себя как образ иррационального и нереального. Охота на белого единорога, нагруженного большим количеством смыслов в мировой культуре, – одновременно процесс мистификации и попытка познать непознаваемое.

В своих работах художники размышляют над такими вопросами, как: Что есть единорог сегодня? Где и каким образом его искать? Однако, обобщение этих субъективных суждений неминуемо заставляет сомневаться в объективности той реальности, в которой мы сосуществуем, и выделяет новый круг вопросов, приглашая к диалогу зрителей. Выставка работает до 13.03.21

Фотографии Cabinet de l’art

 

16.02.21. В фонде «Екатерина» галерея OVCHARENKO и Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» представили художественный проект «Видения звёзд» арт-группы ППСС (Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски). Арт-группа ППСС занимается изобразительным искусством, а также полевыми исследованиями. Это первая масштабная выставка российского художника, писателя, музыкального исполнителя, теоретика искусства Павла Пепперштейна после ретроспективы «Человек как рамка для ландшафта» 2019 года в Музее «Гараж». На выставке демонстрируется новый фильм дуэта «Белый шум», более 50 живописных работ художников, а также графические иллюстрации к сказке «Алиса в стране чудес». Проект «Видения звёзд» посвящён певцам и певицам, которые оставили мощный след в коллективном сознании и, соответственно, в коллективном бессознательном. Павел Пепперштейн: «Список этих иконических персонажей мы составляли достаточно произвольно, руководствуясь своего рода капризом, но тем не менее этот каприз достаточно симптоматичен. Мы попытались проследить определенный узор, то есть создать экспериментальную планкарту на теле коллективного бессознательного… Мы находимся в стандартной роли воспринимающих, «как все»…Медитация на этих персонажей, на этих певцов и певиц, выводит нас на очень важную мыслеформу ВСЕ. Кто такие ВСЕ?…  Не следует думать, что это всего лишь ирония или насмешка над попкультурой — ничего подобного. Мы сразу хотим резко отмежеваться от подобных прочтений. Речь идет об исследовательской работе, наполненной любовью, уважением, благодарностью, но и терапевтической осторожностью. Без упомянутой осторожности не следует соприкасаться с такого рода материалами, как волнующие всех «позывные». В данном случае мы предпочитаем слово «песни» кодировать выражением «позывные». Эти позывные проникают в уши, сердца, мозги…, и таким образом связывают всех воедино, и тут мы делаем следующий неизбежный шаг. Вслед за понятием ВСЕ возникает гигантское и гораздо более необозримое понятие ВСЁ. Стоит лишь коснуться ВСЕХ, сразу же перед нами разверзается ВСЁ. Данный проект — это попытка медитировать на отношения между этими двумя понятиями — ВСЕ и ВСЁ. Собственно, вот и ВСЁ». Выставка работает в фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» до 04.04.21.

Фотографии предоставлены Фондом культуры «ЕКАТЕРИНА» 

 

16.02.21.  В новом выставочном пространстве мастерских Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина состоялся вернисаж-новоселье. «Открывающей» новую локацию Фонда на исторической территории завода «Фазотрон», построенной в 1917 году между Пресненским Валом и Грузинским переулком стала выставка по итогам резиденции Анны Таганцевой-Кобзевой и Кати Грановой. Изначальным источником проекта «Акт 1. Явление 5. Комната в замке» стал интерес Анны Таганцевой-Кобзевой к средневековой мистике и метафорической сцене диалога Гамлета с призраком. Художницу заинтересовала возможность объединить в одном проекте свое прочтение темы с театрально-барочной эстетикой работ Кати Грановой и, таким образом, создать многоуровневое смысловое поле. Во время работы над проектом художницы нашли много пересечений и различий в своих методологиях, в первую очередь, касающихся способов взаимодействия с субъективными прочтениями прошлого. Анна Таганцева-Кобзева использует в работах свой язык — символы уходят корнями в иероглифическое и руническое письмо. Ей интересен процесс сочетание архаичной и техногенной среды. Катя Гранова в своей практике видит живопись как телесный акт взаимодействия с поверхностью. Проецируя старые фотографии на холсты больших форматов и внедряя в них свое присутствие с помощью открытых живописных жестов, художница создает ситуацию спекулятивного проникновения в документацию прошлого. Даты работы выставки: 17-21.02.21.  

17.02.21. В Электротеатре Станиславский прошло официальное открытие сезона и премьера мультимедийного спектакля «Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона» режиссера Андрея Сильвестрова.

Авторы сценария: Ури Гершович, Люся Артемьева, Андрей Сильвестров, по книге Соломона Маймона «Автобиография» (под общей редакцией Семена Якерсона). Музыка: Алексей Наджаров, Мария Логофет, Григорий Сандомирский. В ролях: Павел Кравец, Павел Шумский, Алла Казакова, Екатерина Андреева, Ксения Савкина. Проект стал победителем Второго конкурса музейно-выставочных грантов Российского еврейского конгресса. Действие представляет из себя череду притч, в которых одна разрушенная иллюзия сменяется другой, а каждая новая — сильнее предыдущих. В автобиографическом стиле повествования тесно переплетены идеи немецкого Просвещения и традиции плутовского романа. Каждая из двадцати одной сцен медиаспектакля посвящена конкретному случаю из жизни героя — порой занимательному, порой смешному, порой просто очень важному. «О жанре и форме. Как объяснить то, чего никогда не было, а при этом так очевидно, что кажется, существовало всегда? Можно попробовать через систему отрицаний: это не спектакль, так как в нем нет живых актеров; это не фильм, так как изображение не помещается на экран; это не инсталляция, так как основным содержанием не является визуальный образ. Или, наоборот, через принятие — поглощение: это спектакль, так как расположен в театре и актеры (хоть и не живые) играют на воображаемой сцене; это фильм, так как все действие транслирует проекция (и ничего более); это инсталляция в том смысле, что это специально созданная самодостаточная конструкция, производящая действие, образы и смыслы. Можно попробовать конструировать новые словосочетания: медиатеатр, цифровой вертеп, киноинсталляция и т.д.» —  Андрей Сильвестров

 

17.02.21. Московский музей современного искусства представил персональную выставку Ирины Петраковой, посвященную меняющимся отношениям между телом и окружающей его средой – «Проявляется исчезновением».  В то время как понятия присутствия и дистанции продолжают переосмысливаться по всему миру, проект обращает внимание на роль, которую занимает бессознательное и случайное действие в процессе обживания телом пространства. Выставка проходит в двух залах ММОМА на Петровке. В первом представлена графика, вышивка, скульптура и видео, над которыми автор работала в период с 2015 по 2020 год. Серии работ исследуют множество тем и выполнены в широком разнообразии техник. В этом многоголосии рождается гармония: в центре каждой работы находится тело — оно пытается вписать себя в пространство, обнаруживает себя в нем или же не в силах его покинуть. В небольшой комнате напротив основного зала Ирина Петракова покрывает стены новыми рисунками каждый день в первые две недели работы выставки. Перформанс проходит за закрытой дверью, в то время как посетители могут наблюдать за работой художника по видеотрансляции в основном пространстве проекта. Эта дистанция обусловлена не только мерами безопасности, но также необходима, чтобы представить телесное освоение среды как персональный опыт. С завершением работы художника двери зала откроются к посещению. Зритель окажется в месте, которое было преобразовано посредством телесных практик автора, от присутствия которого остаются лишь образы. Место органических следов, присущих человеку, в этом пространстве займет живопись и графика — человеческое подменяется искусственным, рисование становится проживанием. Спустя неделю после демонстрации результатов перформанса начнется открытый демонтаж — посетители смогут наблюдать за тем, как рисунки постепенно исчезают под слоями белой краски. Посетив все три стадии развития перформативной части проекта, гости станут свидетелями того, как «тело»–произведение пройдет полный жизненный цикл в пространстве музея. Куратор: Николай Алутин, приглашенный исследователь Центра современного искусства de Appel (Амстердам). Даты проведения выставки в ММОМА, Петровка 25: 19.02. – 28.03.21.

Фотографии предоставлены Московским музеем современного искусства

 

18.02.21. В галерее «Наши художники» состоялось открытие выставки «Масочный режим». Это специальный проект журнала «Декоративное искусство», издания советской эпохи об искусстве, которое сейчас переживает реинкарнацию. Именно в этом журнале, начавшем свою историю в 1957 году, впервые на русском языке прозвучало слово «дизайн» и появилась статья на тему дизайна. Сегодня «Декоративное искусство» продолжает задавать и обсуждать темы, связанные с предметным искусством, с самыми новыми формами искусства. Выставку открывает исторический зал, где представлены более 50-и журналов за все годы, начиная с первого типографского номера 1957 года и заканчивая номером 2020 года. Эта подборка позволяет понять, как менялось отношение к предметному образному миру за последние десятилетия. В номере №455 опубликован специальный проект «Масочный режим», участниками которого стали 12 художников, которые отозвались на ситуацию пандемического времени работами разных форматов и смыслов. Для участия в проекте были приглашены как известных художников, так и молодых начинающих авторов. Многие российские авторы, задействованные в проекте, живут далеко за пределами родины, например, Виталий Комар создавал свою работу в Нью-Йорке, Юрий Альберт – в Кельне, группа AES+F – в Берлине. Выбор авторов, весьма контрастных, иногда даже полярных по своим взглядам и творческому почерку — принцип концепции проекта. Маска стала способом самовыражения. Иногда даже лозунгом. Это явление новой культуры кураторы предложили художникам перевести на предметно-образный язык. Результаты этого эксперимента представлены на выставке. Отдельный зал экспозиции отведен видео-арт проектам. Основной зал выставки представляет работы всех участников большими постерами — авторские фото составили основу проекта в журнале, и самими произведениями авторов — масками и арт-объектами. Среди них есть исключительный участник — один из революционеров начала ХХ века Лев Бакст. Четвертый зал выставки – пространство вокруг диско-маски Андрея Бартенева. Художник рисует вирусы на плоскости маски, которые «раскачиваются от напора дыхания — у них дискотека!». Участники проекта: AES+F, Юрий Альберт, Лев Бакст (галерея «Наши художники»), Андрей Бартенев, Константин Бенькович, Мила Долман, Алексей Иорш, Лиза Иршаи, Виталий Комар, Павел Пепперштейн, Ольга и Олег Татаринцевы, Татьяна Шерстюк,Сергей Катран, Маша Ив. Кураторы: Дмитрий Гражевич, Мария Москвичева. Выставочный проект журнала «Масочный режим» открывает серию оффлайн и онлайн-экспериментов, которые будут создавать новое поле для культурного диалога. В рамках выставки запланирована серия дискуссий о масках как социо-культурном явлении и восприятии декоративного искусства в наши дни. Встречи пройдут в пространстве арт-кафе «Просвет» (Фадеева, 10). Проект организован Фондом поддержки современного искусства «Артпроект» при спонсорской и дизайнерской поддержке компании Quality Life. Выставка в пространстве галереи «Наши художники» работает до 28.03.21.

Фотографии предоставлены куратором выставки Марией Москвичевой

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.