Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
11.03.22. Галерея InGallery во Всероссийском музее декоративного искусства открыла выставку «Виктор Николаев. Дикая керамика», посвященную памяти художника-керамиста Виктора Николаева. Ретроспективная выставка охватит весь творческий путь художника. В экспозиции представлены более 100 работ: сосуды, скульптуры, керамические композиции, пласты, керамическая мебель из фарфора, шамота, керамических масс, составленных автором. В последние годы, увлекшись фарфором, художник нашел общий язык с этим сложнейшим материалом и сделал целую серию композиций, где фарфор выступает в не совсем привычной роли. Особое место в его творчестве занимают пласты – форма чистого искусства в керамике. Работы Виктора Николаева находятся в музеях и частных коллекциях России, Германии, Чехии, Индии, Китая и Японии. Выставка работает до 10.04.22.
Фотографии Cabinet de l’art
11.03.22. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил выставку художника, теоретика, педагога Николая Селиванова «LEGOАД и другие конструкторы», в рамках которой автор представляет несколько проектов — наборов для конструирования (construction set). Селиванов работает в формах гибридных художественных и образовательных проектов, светокинетических инсталляций, скульптуре, медиа- искусстве. Последние годы работает над теорией художественной конструктивной деятельности в контексте биосемиотики и энактивизма. Разрабатывает наборы для конструирования художественных образов, основанных на принципе сочетания репликации и импровизации — паттерны, виртуальные конструкторы, семантические конструкторы. Во всем мире хорошо известны такие конструкторы как LEGO, Meccano, ZOLO, Zometool. Выставка конструкторов Селиванова — иного типа. Живописный конструктор фантазий Иеронима Босха художник случайно открыл на оборотной стороне его «Видений загробного мира». Набор из профилей капителей известных античных памятников архитектуры, использованных в музейной игре с учениками в Эрмитаже служит тому, чтобы собрать с их помощью в единую структуру слова и образы художественного космоса европейской цивилизации, порожденного художниками Древней Греции, ни одного произведения которых не сохранилось. Видео-реконструкция старого проекта «После хирургии» (галерея «Школа», 1993) выражает авторскую концепцию трёхчастной модели семантического конструирования из трёх «первоэлементов» – Перцепции / Знака / «Живого» объекта. С него начинались исследования художника в сфере визуальной семиотики. Кинетическая инсталляция «Infinitum» рассказывает о том, как бесконечность вселенной ограничивают конструируемые людьми иллюзии, безмерно многозначные и неопределимые «великие» слова. LEGOАД – проект про сегодняшний день, про антропоцен и огромные усилия, превращающие землю в ад, где пластмасса – материал, из которого сделан ад, а LEGO – интеллект пластмассы, про конструирование постиндустриального мира на руинах мира индустриального. Всего на выставке представлено 13 проектов. Главная идея выставки — для конструирования необходимо делать конструктор, и для создания конструктора тоже нужен конструктор. Речь идёт о конструкторах, предназначенных для создания конструкторов (это, как кибернетика кибернетики Хайнца фон Фёрстера). Выставка состоит именно из таких проектов. Выставка «LEGOАД и другие конструкторы» является своеобразным эпиграфом для книги, которая готовится к печати. Это будет книга о конструкторах, их возникновении в древности, истории и современном развитии, о философии и психологии конструктивной деятельности. Выставка работает до 03.04.22.
Фотографии предоставлены ЦТИ «Фабрика»
15.03.22. Музей русского зарубежья имени Александра Солженицына в содружестве с галереей «Веллум» представил первый совместный выставочный проект — художественную выставку «Александр Альтман. Романтика предместий. Русский пейзаж Парижской школы». Выставка посвящена творчеству незаслуженно забытого русского художника, продолжателя традиций импрессионизма, прожившего почти всю свою жизнь во Франции — Александра Альтмана (1878-1932). Экспозиция включает около 40 работ, написанных художником «русского зарубежья», представителем «Парижской школы» в 1910-1930-х гг. Представленные на выставке работы из собрания Любови Агафоновой (галерея «Веллум») и других частных коллекций экспонируются впервые. Выставка призвана показать, чем именно для Альтмана, как и для других художников, развивавших традиции импрессионизма, был пленэр, что работа на открытом воздухе стала методом передачи тонких состояний окружающего мира. Проведенная при подготовке проекта научная работа нашла отражение во вступительной статье к каталогу. Любовью Агафоновой подробно изучены и выявлены ошибки, в результате которых имя художника было надолго забыто искусствоведческой наукой. Как, например, вычленены факты биографии Натана Альтмана, которые были перепутаны с биографией Александра, а также определен год смерти художника – 1932. Художественный ряд произведений Альтмана, дополнен коллекцией оригинальных открыток рубежа XIX-XX вв. из собрания Российской государственной библиотеки искусств, с изображениями живописных мест Франции и уникальные фотографии самого художника из фондов Литературного музея Пушкинского Дома (СПб). Куратор выставки: Любовь Агафонова. Выставка работает по 30.04.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой выставки
16.03.22. Государственный музей Востока представил выставку «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии». В экспозиции собраны экспонаты из фондов отдела истории материальной культуры и Древнего искусства Музея Востока. Большая часть экспонируемых предметов была получена в ходе раскопок, которые проводились археологическими экспедициями Государственного музея Востока на территории Северо-Западного Кавказа (Республика Адыгея и Краснодарский Край), Чукотки и Средней Азии (Республика Узбекистан). Часть предметов, экспонируемых на выставке, была передана в Музей Востока на постоянное хранение из Института этнологии и антропологии РАН и из Института Археологии РАН. У всех народов Земли существуют поверья о животных, которым приписывались необычайные и таинственные свойства. На базе этих представлений в первобытном обществе сложилась религиозная система – тотемизм. Это представление о сверхъестественной связи, родстве рода или племени людей с определённым видом животных. Тотем – это животное, которое считалось предком рода, его родоначальником. С доисторических времен животные были превращены людьми в объекты культуры. Они сделали их символами сверхъестественных сил, а также средством связи с божественным миром. В мифологической традиции герои наделялись качествами и сверхъестественными способностями животных. В политеистических религиях божества довольно часто представлялись в образах животных, а священные животные воспринимались как воплощение сущности богов. Особой группой являются изображения полиморфных фантастических существ, которые также являлись отражением мифологических, а зачастую, и космологических представлений. Куратор выставки: Сергей Болелов. Выставка работает до 10.05.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой музея Востока
17.03.22. Московский музей дизайна, постоянный резидент в Западном крыле Новой Третьяковки, представил обновленную экспозицию «История российского дизайна. Избранное II». В состав выставки входит более 150 новых экспонатов, среди которых актуальные работы современных российских дизайнеров и образцы советского дизайна. Обновленная экспозиция продолжает раскрывать главную тему выставки — эксперимент и массовое производство. Как показывает история, большинство дизайн-разработок в нашей стране не выпускалось массово. Кроме предметов тиражных, которые были в широком обиходе, на выставке представлены макеты, эскизы, чертежи дизайнерских разработок разных лет, так и не воплотившиеся в жизнь. Можно увидеть, как мастера авангарда, мечтая о новом быте, проектировали новаторские вещи, которые должны были делать жизнь удобнее и проще, в то время как в обычной жизни люди довольствовались предметами незатейливыми — теми, которыми пользовались еще в дореволюционный период. В обновленную экспозицию вошли образцы агитационного фарфора из частных собраний — работы выдающихся мастеров: Сергея Чехонина, Михаила Адамовича, Рудольфа Вильде. Представлены образцы графического дизайна Александра Родченко, эскизы одежды и тканей, созданные Варварой Степановой, подборка редкого агитационного текстиля из коллекции Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина. Среди вещей, широко бытовавших в 1920-е годы, есть табурет из архива Родченко. Этот экземпляр некогда служил студентам и преподавателям Высших художественно-технических мастерских. В новую редакцию выставки вошли знаковые тиражные вещи разных периодов российской истории: знаменитая «наркомовская» лампа, самовар «Спутник», сервиз «Радиоволны», знакомый многим снегокат «Чук и Гек», киноплакаты эпохи оттепели и другие символы советского дизайна. Футурологические разработки Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики показаны вместе с разработками космического архитектора Галины Балашовой, которые были внедрены на советских космических кораблях и орбитальных станциях. Современная часть экспозиции продолжает рассказывать о том, как российские дизайнеры переосмысливают опыт авангарда и советского периода, о поисках в области современных технологий и экологических материалов. Среди экспонатов — пальто из советских одеял бренда Husky Wear, вазы с рисунком, который образуют живые кристаллы, от керамического ателье CRTCL, обувь из виноградного жмыха от дизайнера Андрея Жакевича, минималистичная мебель из переработанного пластика от команды 99recycle, коллекция из переработанных винных бутылок от бренда Solid Water. Выставка проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и работает по 25.11.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи
17.03.22. В галерее Николая Козлова художник Юлия Волконская показывает свой выставочный проект «Дорога в Эдем», в котором представлены две грани её творчества: светлое и тёмное начало. В основу выставки легла часть проекта «Баталии за рай», над которым Волконская работа в 2020-2021 гг. Время работы над проектом оказалось очень непростым. Мир поменялся, изменилось сознание людей, изменились почти все аспекты жизни. Это не могло не отразиться на творчестве. Юлия Волконская: «На картинах изображены фантомы, призраки, обрывки воспоминаний, окрашенные в гипертрофированно яркие цвета. Картина «Возвращение в Эдем» является центральной работой выставки и олицетворяет собой переход от первой части работ ко второй. Яркие и светлые цвета гаснут, работа становится монохромной, в ней возникает ощущение опасности за счет композиционного и цветового решения. Герметичность создает ощущение нездешнего пространства. Но, возможно, состояние детства делает это правило менее жестким, размыкает автономию Рая». Выставка работает до 10.04.22.
Фотографии предоставлены автором
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель