Арт-обзор 1.12-9.12.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

01.12.22. В галерее Дамирова представлена выставка «Принятие». Двадцать семь очень разных современных художников начали разговор со зрителем о своем прочтении темы эмоционального переживания и рефлексии. Цель выставки – разобраться, что именно проходит человек, пережив те или иные трудности, которые преподносит ему судьба. Художники на собственном опыте рассказывают это своим творческим языком – на выставке собрана реалистическая живопись, абстракция, минимализм, наивное искусство, деревянная скульптура, объекты из ткани, фотография, видео-арт. В экспозиции работы авторов из Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Саранска, Нижнего Новгорода по итогу открытого опен-колла.  представили разнообразное искусство. Какие бы испытания ни вставали на жизненном пути человека, в большинстве случаев, в конце всего стоит принятие: принятие себя, своего тела, своей души или разума, обстоятельств извне. Возрастное ограничение (18+). Выставка работает до 11.02.22.

Фотографии предоставлены галереей Дамирова

 02.12.22. Клуб Коллекционеров Графики & In artibus Foundation представили девятую выставку Клуба коллекционеров графики. Экспозиция посвящена искусству автопортрета в исторической перспективе с XVII века до 1950 года. Тема художественного «селфи» всегда интересовала и самих мастеров, и собирателей. Подобранные для выставки работы привязаны к череде сменяющихся эпох и демонстрируют некоторые любопытные образцы этого жанра, что позволяет видеть, как трансформировалось самовосприятие   художников от Рембрандта до Шагала. Здесь есть и изображения, наполненные и пафосной напыщенностью, и демонстративной простотой. Кто-то запечатлел себя романтическим мастером с карандашом в руке, а кто-то – службистом с соответствующими погонами на мундире. Интересно видеть автопортреты в историческом контексте. Выставка работает на первом этаже выставочного пространства Фонда In artibus до 15.01.23.

Фотографии предоставлены Клубом Коллекционеров Графики

В основных залах своего выставочного пространства Фонд In artibus представляет выставку индийского современного искусства и тканей из собрания коллекционеров Екатерины и Андрея Теребениных «Индия. Отражения». Екатерина и Андрей Теребенины провели в Индии семь лет. За это время они составили обширную коллекцию современного искусства Индии и предметов индийской культуры. Коллекция получилась на стыке современного искусства и традиционного ручного ткачества. «Индия — мощная цивилизация с четырьмя тысячами лет истории и современная страна, находящаяся в непрерывном развитии. Сочетание социальных и религиозных традиций, ответов на глобальные вызовы, практик решения задач экономического развития и трансформации создало неповторимый симбиоз современной индийской культуры», — Екатерина и Андрей Теребенины. Выставка дает возможность познакомиться с совершенно особенной цивилизацией, в которой нет противоречия прошлого и настоящего, где художественные приемы, стили и эпохи не столько сменяют, сколько дополняют друг друга. Целостность этого процесса помогает не привыкшему к восприятию иной реальности глазу выстроить мнимый хаос в единую линию. Поиск такого единого в индийском многообразии и является темой настоящей выставки. Выставку курирует индийский искусствовед Тунти Чаухан, ее галерея современного искусства Threshold в Дели отмечает в этом году 25-летие. Дизайн выставки выполнен Константином Лариным. Выставка работает до 05.02.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда In artibus

03.12.22. В Музее АРТ4 прошла презентация Limonov Art Foundation в рамках выставки «Настройка по умолчанию» художницы Matiush First. Limonov Art Foundation — некоммерческий негосударственный фонд поддержки и развития современного российского искусства в Санкт-Петербурге, созданный коллекционером Сергеем Лимоновым в 2022 году. Фонд работает с художниками и кураторами, соединяя их, предоставляя возможность реализации масштабных и самых смелых художественных идей. Команда фонда ставит перед собой задачи продвижения современного российского искусства в России и за рубежом путём выстраивания грамотного взаимообмена и сотрудничества. Первым проектом фонда стал специальный некоммерческий павильон арт-группы «Цветы Джонджоли» (субпроект объединения «Север-7») под названием «Фантомная семья Каспара Хаузера» в рамках международной ярмарки современного искусства Cosmoscow 2022. Вторым проектом фонда стала выставка Matiush First «Настройка по умолчанию» в Музее ART4, куратор выставки — Алексей Масляев, культуролог, заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА). В планах фонда: проведение персональных и групповых выставок художников фонда в пространствах партнеров, презентация художников фонда на международных ярмарках современного искусства и помощь художникам с подачей портфолио на международные арт-резиденции. За новостями фонда Limonov Art Foundation можно следить здесь.

Одновременно прошла презентация ярмарки музея ART4 «Тупик 20 22» — ярмарки нового типа, где каждый художник выступает как независимый автор. Новый проект музея, ярмарка «Тупик 20 22» пройдет в ART4 с 16 по 18 декабря 2022. В событии примут участие около 50 участников, отобранных с помощью проведенного ранее open call и экспертным советом. Большая часть представленных на ярмарке работ не были показаны ранее. Ярмарка станет первым подобным проектом в истории музея, для команды которого это, прежде всего, возможность поддержать и объединить талантливых художников в сложное время. В рамках проведения ярмарки музей также учредил Премию АРТ4. По итогам «Тупика 20 22» участники смогут выиграть один из призов: денежное вознаграждение; реализацию персонального проекта в АРТ4; выкуп работы в коллекцию АРТ4 (работу выберет основатель музея Игорь Маркин). Кураторы ярмарки: художница Лиза Бобкова и партнер проекта Deep List Даша Ярцева.

Фотографии предоставлены PR -поддержкой Фонда

 

05.12.22.  Департамент культуры города Москвы, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и Галерея «Веллум» представили выставочный проект

«Константин Коровин и его круг. Москва–Париж». Выставка приурочена ко дню рождения Константина Коровина. Особое внимание устроители выставки уделяют взаимовлиянию художника и его круга, в который входили друзья: Нестеров, Серов, Чехов, Шаляпин, Станиславский и ученики: Виноградов, Герасимов, Иогансон, Фальк, Гончарова. Коровин оказался метеором-педагогом, который умел дать своим ученикам импульс и направление. Одни становились его прямыми последователями, другие стали совершенно не похожими на преподавателя, но навсегда сохраняли в себе «коровинский импульс». В числе авторов, работы которых представлены на выставке, — сам Константин Коровин, его друзья, ученики и последователи: В. Серов, Н. Гончарова, М. Ларионов, Р. Фальк, М. Нестеров, С. Виноградов, С. Герасимов, П. Вильямс, А. Исупов, Ф. Федоровский, Г. Лапшин, А. Шевченко. Также представлены архивные документы из фондов Дома русского зарубежья: подлинные машинописные и рукописные листы литературных произведений К. Коровина, опубликованные в парижских газетах и журналах, письма, записки, буклет к опере «Снегурочка» частной парижской оперы, оригинал справки о смерти и погребении художника. Выставка работает в выставочном зале Дома русского зарубежья по 23.03.23.

К_Коровин_Букет_в_вазе_Нач_XX_в_

Фотографии предоставлены PR -поддержкой проекта

06.12.22. В ЦСИ Винзавод состоялось открытие итоговой выставки восьмого сезона Открытых студий Винзавода «Легенда». Выставка «Легенда» возникает на основе сказочных, около мифических и футурологических мотивов в произведениях резидентов Открытых студий Винзавода, делающих несостоятельными устойчивые представления об окружающем мире и располагающих к их пересмотру. Алексей Масляев, ментор восьмого сезона Открытых студий Винзавода: «Название итоговой выставки «Легенда» — может быть прочитано по-разному. Первый вариант имеет отношение к моему субъективному, сугубо личному восприятию резиденток_в. Отношения, возникшие за время пребывания в Студиях, и приобретенный участниками опыт в моих глазах наделяет их этим символическим статусом. Они все — легенды. Вторая интерпретация названия связана с определенной повествовательной формой, характеризующейся непротиворечивым присутствием сказочного, чудесного, фантастического наряду с историческими событиями. В таком ракурсе значение слова «легенда» — то, что должно быть прочитано (буквальный перевод с латинского legenda) — приобретает формулировку «то, с чем нужно ознакомиться», и я уверен, что резидент_ки и их проекты такого внимания требуют». Художники сезона: Полина Абина, Таня Прыставка, Катика, Василиса Лебедева, Катя Попченко, Катя Афонина, Анастасия Ковалева, Аня Комарова, Лина Хасанова, Кирилл Манчунский, Алексей Рябов, Юлия Власова. Ментор сезона: Алексей Масляев. Выставка «Легенда» завершает восьмой сезон. За семь сезонов выпускниками Студий стали более 60 художников. Выставка работает на Винзаводе в пространстве Открытые Студии (5 подъезд), СТАРТ (9 подъезд) до 25.12.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦСИ Винзавод

06.12.22. Галерея pop/off/art представила персональную выставку петербургского художника Владимира Шинкарева «Рим зимой». Художественный метод Шинкарева заключается в формировании лаконичного высказывания, что создает почву для продолжительного интереса к теме. Данная живописная серия – это возвращение к сюжетам на протяжении длительного времени, во время которого создаются новые живописные варианты уже имеющихся композиций. В экспозиции представлены новые работы последних нескольких лет наравне с более ранними работами. Это позволяет полностью проследить художественный процесс. Виды Рима дополняют несколько полотен из известной серии художника «Всемирный кинематограф». Кадры с героями шедевров Федерико Феллини и Микеланджело Антониони становятся проводниками по римским пейзажам. Выставка работает до 18.01.23.

07.12.22. В галерее Давыдково Объединения «Выставочные залы Москвы» совместно с отделом «Музей русского лубка и наивного искусства» Галереи Ильи Глазунова открылась художественная выставка «В мире без греха», посвящённая анималистическим образам в наивном искусстве. Анималистика как жанр в истории искусства часто связана с символизмом и аллегорией, образно описывающими мир. В залах галереи представлены живописные работы, а также наивная деревянная скульптура. Наивное искусство — одно из направлений искусства XVIII—XXI вв., включающее изобразительное творчество художников-самоучек. Наивные живописцы вызывают всё больший интерес среди художников, знатоков искусства и любителей живописи. Куратор: Артамонова Мария. Выставка работает до 10.01.23.

Фотографии предоставлены галереей Давыдково

07.12.22. По случаю своего восемнадцатилетия галерея Ruarts открыла коллективную ретроспективную выставку «Личное пространство». На выставке представлены значимые работы российских и зарубежных художников, которые принимали участие в персональных или групповых выставках галереи. Открытие галереи коллекционером Марианной Сардаровой в «музейном квартале» в самом центре города состоялось 2004. Пространство галереи спроектировано по проекту архитекторов Антона Надточия и Веры Бутко (АБ «Атриум»). Первая выставка одной из ведущих галерей современного искусства в Москве «Искусство – это иллюзия» была посвящена появлению и развитию новых медиа в современном искусстве, далее последовал проект куратора Антонио Джеузы «Фабула российского видеоарта», знакомивший с историей развития этого вида искусства в России с начала 1990-х до конца тысячелетия. За 18 лет в галерее прошло более 100 персональных и групповых выставок — самые разные, неизменно самого высокого уровня выставочные проекты всегда в русле стратегической линии галереи  — поддерживать и продвигать искусство российских и зарубежных художников, работающих в разнообразных техниках современной художественной практики. Ruarts показала работы выдающихся зарубежных авторов, в том числе Спенсера Туника (Spencer Tunick), Эрвина Олафа (Erwin Olaf), Нобуёси Араки (Nobuyoshi Araki), Нобуко Ватабики (Nobuko Watabiki), Эрве Ика (Herve Ic) и Кимико Йошида (Kimiko Yoshida), Ноэ Сендаса (Noe Sendas). С галереей работают как уже признанные мастера — номинанты и лауреаты премий современного искусства, чьи работы находятся в музейных собраниях, — так и молодые перспективные художники. Авторы галереи Ruarts: 0331с, Nazar ISSUE, Cornelie Tollens, Spencer Tunick, Kimiko Yoshida, Дмитрий Аске, Сергей Борисов, Вита Буйвид, Гриша, Александр Егоров, Александр Захаров, Алексей Лука, Марат Морик, Иван Найнти, Алексей Партола, Михаил Розанов, Дмитрий Цветков, Кир Эсадов.

Выставка «Личное пространство» — совпадение чувственного эротичного подтекста с «совершеннолетием» галереи не является чистой случайностью, а срежиссировано куратором Катрин Борисов. Обращение к смелым, порой табуированным темам формировали программу и имидж галереи Ruarts на протяжении почти двух десятилетий. Экспозиция раскрывает разные уровни понимания личного пространства, внутренних и внешних границ, зоны интимности и этики телесности. Название выставке «Личное пространство» дала работа Алексея Луки, скульптура, напоминающая старую дачу, где всегда спокойно и очень уютно. В трактовке куратора старые работы любимых художников приобретают новые смыслы, так Кимико Йошида поднимает вопросы о самоидентификации, Корнели Толленс о союзе духовного и плотского, Влад Локтев о флюидности желания, Вита Буйвид о стереотипном мышлении, Сергей Борисов и Спенсер Туник о значимости хрупкого человеческого тела и его территории, южнокорейский скульптор Йи Хван Квон об искажении представления о собственном теле, Юн Чжон Ми и Александр Егоров о глобализации и консюмеризме. Архитектура выставки опирается на само пространство галереи Ruarts, которое за эти годы стало легендарным. Возраст: 18+.  Выставка работает до 29.01.23.

Фотографии предоставлены галереей Ruarts

08.12.22. В Московском музее современного искусства (ММОМА) в Ермолаевском переулке MR Group и ММОМА представили новый проект и объявили имена художников, которые будут работать над созданием парка скульптур на территории жилого комплекса MOD, который будет открыт к 2024 году. Парк скульптур станет музеем под открытым небом и новой культурной точкой на карте столицы. Уникальная коллаборация подчеркивает важную связь искусства, архитектуры и строительства. Создание Парка скульптур — важное событие для Москвы. Для проекта каждый автор представит свою новую уникальную работу. Сохраняя индивидуальность собственного стиля, скульпторы выполнят объекты в духе модернизма XX столетия — архитектурного направления, которым вдохновлялись и архитекторы жилого комплекса MOD. Помимо новых произведений одним из главных событий коллаборации станет воссоздание одной из скульптур советского художника Вадима Сидура (1924-1986 гг.) — яркого представителя неофициального искусства второй половины XX века — на основе эскизов нереализованного наследия мастера. Экспертный совет ММОМА выбрал для работы над проектом авторов современного российского искусства, владеющих совершенно разными творческими подходами и работающих в различных техниках. Василий Церетели, исполнительный директор ММОМА, член экспертного совета: «Сегодня жилая среда мегаполиса, кварталы новых микрорайонов немыслимы без очагов современной культуры – центров творчества, галерей, малых музеев. Ну, а в данном случае, искусство практически приходит к людям в дом, чтобы быть рядом на долгие годы.

Для меня большая честь, что именно команде экспертов ММОМА доверили выбор авторов для реализации скульптурного парка. Художники, чьи работы украсят парковую территорию, хорошо известны и востребованы на российской арт-сцене. Для них характерен творческий эксперимент, работа с необычным материалом, яркая, позитивная основа образов. Надеюсь, что скульптурный парк порадует абсолютно всех, кто живет рядом с ним, вне зависимости от их возраста и социального положения, и станет новой достопримечательностью нашей стремительно развивающейся столицы». Презентация скульптурного парка, а также имена художников, которые создадут работы для проекта, были объявлены на пресс-конференции, которая состоялась в ММОМА (Ермолаевский переулок, 17) 8 декабря. Авторами-участниками проекта стали: Айдан Салахова, Игорь Шелковский, Ольга и Олег Татаринцевы, Александр Повзнер и Саша Фролова.  В этот же день в Образовательном центре ММОМА состоялся интерактивный вернисаж. На каждом этаже музея представлены интерактивные точки, образно рассказывающие о концепции проекта MOD. Путешествие начинается с посещения залов экспозиции. На первом этаже есть возможность попробовать дегустационное сет-меню от самого молодого обладателя звезды гида Michelin в России и шеф-повара ресторана Beluga Евгения Викентьева, в библиотеке — познакомиться со звуковой инсталляцией от Евгения Чебаткова, в гостиной — с экспозицией личной коллекции предметов современного искусства Ксении Чилингаровой. Куратор этой выставки и креативнй директор проекта презентации проекта сотрудничества ММОМА & MOD: Игорь Шиленков.  Четвертый этаж превратился в диджитал-пространство и представляет гостям инсталляцию «Сад», образно представляющий будущий проект. 9 декабря вернисаж смогут посетить гости по регистрации.     

08.12.22. Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представили персональный проект художника и куратора Александра Плюснина «Мир без людей мне не интересен». В своих проектах художник обращается к различными медиумам, включая инсталляцию, скульптуру, живопись, фотографию и компьютерную графику. Выставка Плюснина в Музее Сидура – это единая инсталляция, состоящую из 11 объектов, выполненных в разных жанрах и расположенных в двух залах Музея Сидура. Художник наполняет экспозицию объектами, связывающими прошлое, настоящее и будущее. Все работы одной инсталляции Плюснина размещены по пространству неслучайно: они как части метафорического мультитула – многофункционального инструмента на все случаи. Колесо Дхармы или молитвенный барабан из автомобильных шин, металлический мультитул, в котором угадывается карта музея или зафиксированные в фотоснимке руины предыдущей эпохи – это одновременно технологическая составляющая нынешнего мира и мира-призрака. Часть работ, созданных в рамках проекта, приглашают зрителя к взаимодействию. А к некоторым из них прикоснуться не удастся: они останутся в стенах музея в течение следующих 50 лет в виде капсул времени – посланий будущим поколениям. Выставка работает в Музее Вадима Сидура до 29.01.23.

Выставка Александра Плюснина «Мир без людей мне не интересен»

Фотографии предоставлены PR-отделом Музея Вадима Сидура 

08.12.22. В Государственном историко–художественном музее «Новый Иерусалим» была представлена выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». В экспозиции собрано 67 знаковых произведений известных мастеров эпохи расцвета фламандского искусства. Ключевым образом экспозиции является никогда не выставлявшаяся в России работа Питера Пауля Рубенса, чья фигура и творчество стали смысловым центром всего проекта. XVII век — золотая эпоха фламандской живописи, время ее блестящего, хоть и непродолжительного расцвета, отправным импульсом которого стала фигура Питера Пауля Рубенса. Возглавив национальную художественную школу первой половины XVII века, он надолго сделал ее главным явлением культурной жизни Фландрии. Формирование хрестоматийных жанров, становление вкусов заказчика, активный спрос на произведения фламандцев и многое другое происходило именно «под знаком Рубенса». В экспозицию включены работы, вышедшие из мастерских главных художников фламандской школы: Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса Младшего и самого Питера Пауля РУБЕНСА, а также чрезвычайно редкие произведения авторов, чье художественное наследие исчисляется сегодня единичными экземплярами, например, единственная подписная работа женщины-художницы того периода Йоанны Вергаувен. Куратор выставки: Вадим Садков, доктор искусствоведения, профессор: «Именно демонстрация разнообразия работ фламандцев и эволюции их жанровой типологии — основная смысловая ось выставки. Другая ее важная задача — исследование проблемы взаимоотношений ярких творческих индивидуальностей, возглавлявших и организовывавших деятельность процветавших художественных мастерских, их учеников и ассистентов, коллективно трудившихся над исполнением многочисленных, подчас трудоемких, заказов». Выставка состоит из трех основных разделов. Экспозиция раскрывает организационно-деловые и творческие взаимоотношения: с одной стороны, между художниками, учениками и подмастерьями, с другой – между авторами живописных произведений, арт-дилерами и коллекционерами. Концепция выставки отражает историю формирования нового художественного рынка во Фландрии на протяжении XVII века. Коллекционеры разных уровней, профессиональные арт-дилеры, благодаря которым сформировался свободный художественный рынок и широкий экспорт фламандской живописи – также стали героями этой выставки. Проект объединил работы из 9 музеев, среди которых Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Музей-усадьба «Архангельское», Воронежский областной художественный музей, Серпуховский историко-художественный музей, Тульский музей изобразительных искусств, Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей, Ярославский художественный музей и государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим». Также в экспозиции представлены работы из частных собраний Владимира Некрасова, Валерии и Константина Мауергауз, Дмитрия Гарибяна, Алексея Сёмина, галереи «Центр искусств. Москва». В процессе подготовки выставки отобранные для показа картины были всесторонне изучены. Некоторые из них получили новые атрибуции, во многих случаях также уточнены датировки и история прежнего бытования. В работе над составлением научного каталога приняли активное участие сотрудники региональных музеев — партнеров этого проекта. Выпущенный к выставке каталог рассказывает о развитии и многообразии фламандской живописи, истории коллекционирования фламандцев в России, а также о подходах к собирательству работ старых мастеров в Западной Европе и в России на протяжении трех веков. Выставку сопровождает обширная дополнительная программа, включающая лекции, тематические и интерактивные экскурсии, концертные мероприятия. Выставка работает в музее «Новый Иерусалим», Московская область, Истра, Ново–Иерусалимская набережная, 1 до 14.05.23.

Фотографии предоставлены prbureau vesnaskoro

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: