Арт-обзор 08.02-15.02.24

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

Михаил Розанов. Из серии Натурфилософия. Сан-Суси. 2018

 

09.02.24. Галерея 11.12 представила новый выставочный проект Кирилла Яковлева«Кальки». Первый этап проектирования у архитекторов, начиная со студенчества, — это практика калькирования, сбор информации и погружение в тему. Архитектор просматривает и просеивает весь доступный материал на заданный вопрос, отбирает все самое ценное, полезное, интересное, созданное в разных местах и в разные времена, копируя изображения на прозрачную бумагу. То же самое происходит и у студентов, учащихся академической живописи: сначала мастерство оттачивается в копировании признанных шедевров или натуры, а уже потом — создание собственных произведений. Кирилл Яковлев показывает, как принцип калькирования становится не только основным способом в создании произведений, но и превращается в метод организации выставки целиком, становясь её единым смыслом. Основной объект воспроизведения — архитектура в широком понимании её значения: планы, фасады, эскизы, разрезы, даже предметы дизайна и интерьер, а также всё то, что может быть так или иначе связано с архитектурой. Художник оставляет за собой возможность незначительного редактирования, например, раскрашивания или изменения пропорций относительно взятых образцов. Наброски и чертежи известных архитекторов и дизайнеров используются так, как если бы они были сделаны не для создания функциональных проектов, а в качестве предварительных эскизов для живописи. Рисунок пытается скрыться в теле красочного слоя, стать репродуцируемой частью картины, которая, в освою очередь, хочет освободиться от рисунка. На их основе Кирилл Яковлев стремится создать «идеальную картину», опираясь в том числе на манифест Эда Рейнхардта «12 правил для новой Академии». Согласно ему, из произведений должно быть исключено всякое субъективное начало, а внимание зрителя нужно сосредоточить на восприятие красочного слоя как такового. Именно поэтому, Яковлев использует в качестве основы только те произведения, которые можно считать объективной «классикой», прошедшей проверку временем. Своеобразная история искусства в иллюстрированном формате. На сайте выставки у каждой картины (если на нее кликнуть) есть страница с первоисточником, с которого сделана картина. На выставке под каждой картиной есть куаркод, ведущий на данную страницу. Выставка работает до 02.03.24.

 

Фотографии предоставлены автором Кириллом Яковлевым

 

13.02.24. Московский музей современного искусства представил персональный проект Марии Кулагиной «9 комнат, без конца и начала» — размышление автора о вечных вопросах: о смысле драмы бытия, её цикличности и о том, что без разного рода испытаний невозможно рождение нового. Основной темой творчества Марии Кулагиной стало изучение пластического начала живописи. Наиболее характерные для художника произведения — крупноформатные живописные рельефы. Кулагину занимает закон, действующий и в природе, и в обществе: что бы ни происходило в мире, на микро- или макроуровне, после катаклизмов жизнь возобновляется снова и снова. На выставке представлены как ранние, чисто живописные работы Марии Кулагиной, так и ее многие пространственные произведения последних лет, а также специально созданные для проекта объекты «Ангел входящий», «Ангел обнимающий», видео- и звуковая инсталляция с общим названием «Ход времени». Художник предлагает зрителю пройти некий маршрут по экспозиции, каждый зал которой посвящен своей теме, и ощутить себя в пространстве «большой истории». Объединяющей для всех залов становится идея бесконечности жизни. О добром начале мира, о высшем смысле претерпеваемых испытаний говорят ключевые для проекта произведения: «Ангел входящий», встречающий гостей вначале, и «Ангел обнимающий» — в конце экспозиции. Такое решение призвано обозначить кругообразность времени и условность конца. Выставка работает до 24.03.24.

 

Фотографии предоставлены прессслужбой ММОМА

 

14.02.24. Галерея «Тираж 1/1» (Tirage Unique) представила выставку живописца, художника-постановщика театра и телевидения, реставратора икон Натальи Касаткиной «История одной художницы». Творчество Натальи остается в большей степени неизвестно широкому кругу зрителей. В 2015 году силами Михаила Алшибая и Игоря Шелковского была организована ее первая (увы, посмертная) выставка. Однако в 2020 году вышла книга, включающая в себя рассказы и письма, позволяющие посмотреть на мир художницы ее глазами. Главной задачей выставки в галерее «Тираж 1/1» (Tirage Unique) стало соединение воедино, в одном пространстве, литературного и живописного таланта забытой художницы. Куратор выставки Григорий Корбасов: «Перенос ощущения счастья на холст возможно и станет главным сюжетом в работах Натальи, а их искренность поможет распознать его даже зрителям далеким от всех контекстов. Ее натюрморты озаряют цветом и теплом, напоминая французскую школу, а пейзажи могли бы с легкостью занять свое место в залах искусства стран Европы Пушкинского музея. Давид Бурлюк во время одной из встреч спросил не училась ли она в Париже, а получив отрицательный ответ возразил: “И напрасно, там есть очень хорошие преподаватели!”»

Наталья Касаткина (1932–2012) входит в круг авангардных художников 1950–1960-х гг., среди которых такие имена, как Анатолий Зверев, Игорь Шелковский, Владимир Слепян, Юрий Злотников, Эдуард Штейнберг, Леонид Енгибаров, Ирина Ватагина. Еще до окончания театрального отделения Московского художественного училища памяти 1905 года, в начале своей творческой карьеры, на третьем курсе училища, Наталья, по совету своего наставника Шестакова, начала работать художником в цирке. Дебютом Натальи Касаткиной в качестве художника-постановщика стал спектакль «Сержант милиции». Позже она ставила спектакли во многих российских городах. В 60-е годы Наталья работала на телевидении. В 80-х Касаткина начала активно заниматься реставрацией икон. Игорь Шелковский вспоминает общие студенческие годы с Натальей Касаткиной: «То, что было до «ледяного» сталинского периода мы только начинали понемногу узнавать. В музее Пушкина после совершенно не интересной выставки «Подарки Сталину» (вазы, ковры, оружие) начали потихоньку крошечными дозами вывешивать французских импрессионистов из бывшего Музея нового западного искусства: Моне, Сислей, Писсаро. Потом появился «Круг заключенных» Ван Гога. Каждое такое появление было для нас сенсацией. В стремлении обрести хоть какую-то почву под ногами, узнать, что было до пресловутого культа личности, нам помогало то, что прошло сравнительно мало времени с авангардного периода и оставались в живых кое-кто из участников того пиршественного стола.  Нашим художественным руководителем на отделении был Виктор Алексеевич Шестаков — бывший главный художник театра Мейерхольда. После его смерти мы позвали «на царство» Исаака Моисеевича Рабиновича (главного художника Вахтанговского театра), также прославившегося в 1920-е годы. Конечно, они были отчасти сломленные, с трудом выжившие в эпоху соцреализма. Но все-таки что-то осталось и от тех завидных времен, когда художник был свободен и делал то, что он хотел делать.  Были живы еще Татлин, Удальцова, Родченко, Крученых, Леонидов, Мельников. Оказывали влияние на умы и активно тогда работавшие Фальк и Фаворский. Некоторые из авангардистов стали бедными больными стариками. Наташа с родителями жила на Тверском бульваре, во дворе, относящемся к знаменитому Дому Герцена, Литературному институту, по соседству со зданием бывшего Камерного театра. Говорят, что дворником в этом дворе работал тогда Андрей Платонов. И мы обходили сугробы или осенние листья, наметенные им, ничего не зная ни о писателе, ни о его произведениях. Я провожал ее до дому почти ежедневно. Мы шли пешком и оживленно что-то обсуждали. … Квартира Касаткиных представляла из себя «дуплекс»: наверх в кабинет папы Наташи Александра Никаноровича Зуева, писателя, только недавно вернувшегося из сталинских лагерей, вела скрипучая винтовая лестница. Оттуда доносился ароматный запах трубочного табака. Квартира почти ежедневно наполнялась гостями: мама Наташи, Агния Александровна, готовила чай и бутерброды. Искусствовед Федоров-Данилов, семья Мазелей, скульптор Шалимов — все были людьми 1920-х годов, и им было что вспомнить и что рассказать. Часто бывал там Александр Февральский, бывший литературный консультант театра Мейерхольда. Осенью 1954 года по училищу прошел слух, что в Музее Пушкина повесили картину Матисса. Мы бросились туда после занятий, музей тогда закрывался поздно. Действительно, в одной из комнат, противоположных входу, висела картина «Ваза на голубой скатерти». У картины стоял высокий человек с кудрявой головой и белым воротничком. Мы разговорились и так познакомились с художником Семеновым-Амурским, оказавшим на нас очень большое влияние и своими работами, и образом жизни. Наташа активно работала, писала яркие натюрморты с цветами, пересекающиеся с Гогеном и Матиссом. Одна из работ была выставлена на Кузнецком и отмечена писателем Луи Арагоном».

Наталья Касаткина писала рассказы. Первая книга Касаткиной «Мой мир: рассказы и письма художницы» издана при финансовой поддержке галереи «Тираж 1/1» (Tirage Unique). В издание включено около 50 автобиографических рассказов, а также письма к друзьям-художникам Любови Поповой и Игорю Шелковскому. Книга проиллюстрирована и дополнена примечаниями, именным указателем и хронологией основных событий жизни Н. Касаткиной. Выставка в галерее «Тираж 1/1» (Tirage Unique) работает до 22.03.24.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

14.02.24.  В школе masters открылась выставка Аси Заславской «1415». Ася Заславская — мультидисциплинарный художник, работает с живописью, инсталляцией, перформансом, скульптурой, вышивкой и видео-артом. Ученица архитектурной студии ДЭЗ No5 М. Лабазова, окончила реставрационное училище, Московскую архитектурную школу МАРШ по специальности «Архитектура и урбанизм». Проект исследует сакрализацию тематических праздников, традицию украшения пространств в современной культуре к 14 февраля. Название выставки отсылает к году написания самой первой датированной валентинки. Центральной работой на выставке стал эксперимент художницы — создание инсталляции из наждачной бумаги. Выбор материала не случаен — работа отсылает к размышлениям о любви, которая часто стирает недостатки. Бывает шершавой. Может ранить. Устраняет неровности. Цепляет, трется, шлифует, и всегда создаёт новое. Художественная практика Заславской направлена на создание, выявление и материальную фиксацию отношений между прошлым, настоящим и будущим. Искания человека, вопросы религии, локальные социокультурные нарративы, создают одновременно и экзистенциальные и ироничные объекты. Во многих своих работах художница изучает проявления памяти в настоящем. Настоящее в этих работах транслируется через зеркало, занимая таким образом центральное место как формально, так и семантически. Поиск связей между прошлым и настоящим становится поводом для размышлений о будущем. Выставка работает до 31.03.24.

 

Фотографии пресс-службой школы masters

 

15.02.24. Галерея Ruаrts представила выставку «Натурфилософия» – визуальную серию фотографа Михаила Розанова и научные комментарии историка и писателяАндрея Карагодина, посвященную паркам России и Европы. Садово-парковый ансамбль служит средством художественного воспитания и является неотъемлемой частью представления о картине мира. «Натурфилософией с античных времен называлось стремление человека объяснить природу, найти в ней систему и порядок. Садово-парковое творчество не зря считается самым сложным из искусств: прочтение великих садов, как визуальное, так и смысловое, требует глубокого погружения в историю и культуру, ее мифы и сюжеты», —  Андрей Карагодин. Михаил Розанов известен главным образом как фотограф архитектуры, работающий преимущественно в монохромной технике. Его произведения отличает предельный минимализм, академическая строгость и сдержанность, а сюжетами становятся архитектурные и природные ландшафты. Он всегда начинает свою художественную практику с глубокого изучения и эстетического осмысления объекта. Съемка в каждом парке занимала несколько часов, в то время как изучение, наблюдение и обработка снимков длилась месяцы. В архитектурной съемке главная цель Розанова – показать чистую модель, первоначальную идею архитектора, и живые элементы – растения, люди – часто убираются в процессе постобработки как мешающие и избыточные. В проекте «Натурфилософия» вечно меняющиеся природные формы становятся основой сюжета. Сохраняя свой неизменно строгий стиль Розанову удалось прочувствовать природу живого. «Мне показалось важным раскрыть сад не как буйство красок, а как сложное многоуровневое произведение искусства, продемонстрировать его архитектурность, структуру, композицию, смену стилей. Все парки, попавшие в объектив, были спроектированы по заранее определенному плану, в них нет ничего случайного, и я фотографировал их именно как архитектуру», — Михаил Розанов. На выставке в галерее Ruarts представлены фотографии шести садовых ансамблей: виллы императора Адриана, садов Баболи, Версаля, Сан-Суси, Царского Села и Павловска. Проект был создан при поддержке фонда Ruarts и в 2019 году показан в павильоне «Адмиралтейство» в Екатерининском парке музея-заповедника «Царское Село». В Москве представлен впервые. C 2015 года Михаил Розанов работает эксклюзивно с галереей Ruarts в Москве. Куратор: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов. Выставка работает до 24.03.24.

 

Фотографии пресс-службой галереи

 

15.02.24
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.