Арт-обзор 05.09-12.09.24

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

 

Главным арт-событием этой недели в Москве является ярмарка молодого современного искусства blazar. Спутник Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow проходит в этом году  с 12 по 15 сентября 2024 года в Музее Москвы. Миссия blazar — помогать талантливым художникам до 35 лет в поиске возможностей для самореализации и площадок, а также партнеров для сотрудничества.  Пятый выпуск blazar – это секция Искусства с 55 независимыми художниками, стендами 27 галерей из разных городов, 20 художников в секции цифрового искусства, а также стенд «Регион года», который представляет искусство Татарстана. Центр современной культуры «Смена» демонстрирует богатое разнообразие художественных инициатив, которые не ограничиваются только Казанью, а охватывают и другие города республики, такие как Набережные Челны («Дебаркадер-30») и Альметьевск («Открытые мастерские»). На стенде представлены работы художников «Смены»: Зухры Салаховой (Казань), Саши Шардак (Казань), Тани Бронниковой (Казань), Нурии Нургалиевой (Казань), Надежды Риговой (Зеленодольск) и Зульфии Илькаевой (Набережные Челны). В этом году в ярмарке blazar принимают участие дизайнеры и архитектурные бюро, работы которых представлены в секции blazar – Дизайн. Новая секция, курируемая Софьей Симаковой, искусствоведом, соучредителем галереи SAMPLE, Александрой Гинёвой и Александром Добровским, основателями архитектурного бюро Мастерская Б, познакомит широкую публику с актуальными направлениями в развитии современного дизайна и подчеркнет его силу в формировании окружающего нас мира.  «Прототип» – совместный проект Sample и мастерских «Своды» Дома культуры «ГЭС-2» является одним из ключевых событий секции. Проект воплощает одну из основных ценностей Дома культуры «ГЭС-2» — культурное производство. Мастерские «Сводов» Дома культуры «ГЭС-2» стали лабораторией для экспериментов: архитекторы использовали разные возможности профессионального оборудования (например, роборуки KUKA) и экспертизу мастеров, чтобы попробовать себя в новой для них области — проектировании и прототипировании объектов предметного дизайна. blazarпродолжает сотрудничать с Агентством креативных индустрий при Департаменте культуры города Москвы, который уже несколько лет выступает стратегическим партнером ярмарки. В рамках осеннего потока проекта «Арт-сезоны» работы художников на ярмарке blazar бесплатно представят 10 столичных галерей современного искусства: ART&BRUT Gallery, a—s—t—r—a, Devyatnadtsat, Flor et Lavr Gallery, Postrigay Gallery, Reloft ART Gallery,Shilo Gallery, szena gallery, ПиранезиLAB, Платформа Форма. Архитектуру пространства ярмарки вновь создала команда «Мастерская Б». Лекторий ярмарки молодого искусства blazar адресован молодым художникам, архитекторам, дизайнерам, а также начинающим профессионалам художественной и креативной индустрий. Специальными гостями лектория в этом году станут генеральный директор Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V-A-C Артем Бондаревский, художник Ирина Корина, куратор Центра художественного производства «Своды» Ольга Дружинина, директор Фонда «Институт развития городов Республики Татарстан» Наиля Зиннатуллина и другие профессионалы сферы искусства и креативных индустрий. Куратор лектория — Мария Кравцова, главный редактор издания о современном искусстве «Артгид». В субботу и воскресенье для юных коллекционеров будет организована детская программа совместно с арт-клубом Кристины Альтман KidsArtWeekend, которая позволит маленьким гостям ярмарки узнать больше о современном искусстве, о том, как устроен арт-мир и также обрести медиумы, чтобы научиться играть на струнах искусства. Дети смогут посетить уже ставшие традиционными Творческие мастерские «Я – художник, я так вижу», в которых дети, вдохновленные экспозицией ярмарки, смогут представить свое видение современного искусства, соединив в своих работах мотивы известных и молодых современных художников, и исполнить свои шедевры в различных художественных техниках. Официальный партнер ярмарки Самокат совместно с командой художников Flowgardenz бренд представляет в лаунж-зоне на первом этаже три мультимедийные скульптуры, погружающие в отдельные экосистемы: поле, лес, горы. Многомерные авторские ландшафты сочетают в себе виртуальный опыт высоких технологий и сенсорные переживания реального мира. Самокат также поддержит проект художницы Марии Федоровой в digital-секции ярмарки. Полная программа событий ярмарки и регистрация доступны на сайте ярмарки.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

09.09.24. Центр визуальной культуры Béton представил выставку «Город N и его обитатели. Фотография 19 – начала 20 веков». В экспозиции представлены около ста фотографий – оригинальные аутентичные работы, начиная с дагеротипов 1840-х годов до отпечатков 1910-х. На снимках – виды российских городов, портреты людей и жанровые сцены. Авторы проекта умышленно избегают привязки к местности – у города N нет координат. География условна, портреты горожан обезличены. Такой подход позволяет создать собирательный образ русской провинции и людей, которые в ней проживают. Русскую провинцию второй половины 19 века художники поэтизировали, а литераторы чаще высмеивали и обличали. Но все видели одно и то же: порядки, обычаи, патриархальность, нежелание перемен. Кто ратовал за прогресс видел в том архаизм, а кто искал корни и самобытность – умилялся. Постепенно провинция менялась, но новшества вводились и приживались постепенно и подолгу. И если в столицах и крупных городах, перемен ждали, и стремились их ускорить, то в провинции дело обстояло иначе. Слом традиционного уклада не всегда приносил сиюминутную пользу. Поэтому к новому порой относились настороженно и стремились встроить перемены в привычный порядок. Выставка «Город N и его обитатели. Фотография 19 – начала 20 веков» – исключительно художественный проект – погружение в нестоличную жизнь того времени, складывающуюся из разных деталей повседневности, запечатленных на фотографиях, пеструю мозаику провинциальной России. Выставка 0+ работает до 10.11.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

09.09.24. Галерея сцена/szena открыла новый галерейный сезон групповой выставкой «Хорошая живопись». Художники-участники выставки: Глеб Тришкин, Саша Куприянов, Полина Богочанова, Таисия Камышан, Артур Голяков, Леонид Костин, VITALY и VI. Выставочный проект дает возможность увидеть новейшие течения в современной живописи, реализованные локальными художниками, и траекторию движения самой галереи в пространстве художественной среды Москвы. За референс к выставке взята знаковая для истории современного искусства выставка «Sensation», которая проходила в Royal Academy of Arts в Лондоне в 1997 году. Чарльз Саатчи продемонстрировал свою коллекцию молодых британских художников, среди которых были Трейси Эмин, Дэмьен Хёрст, Маркус Харви, Рейчел Уайтред, Пол Финиган и другие представители сегодняшнего арт-истеблишмента Великобритании. Как и участники «Сенсации», авторы, представленные на выставке «Хорошая живопись», уже имеют признание в художественной среде, но все еще остаются незамеченными крупными институциями. Выставка работает до 01.11.24.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

09.09.24. В галерее PENNLAB состоялось открытие  выставки Дмитрия Маркова «Оптика надежды». Это продолжение проекта «Седьмое небо» в галерее Anna Nova, где представлены работы, созданные в период с 2014 по 2023 год. Дмитрий Марков — известный российский фотограф и волонтер, ушедший из жизни в феврале этого года. Он документировал жизнь в российской провинции через объектив своего смартфона. Его фотографии отражают повседневность и затрагивают важные социальные вопросы. Экспозиция состоит из 39 фотографий, не вошедших в проект «Седьмое небо», каждая из которых рассказывает свою историю. В сентябре 2023 года в поддержку выхода нового тиража своей второй книги Марков написал: «Я убежден, что в конечном итоге эти картинки мои настолько, насколько каждого из тех, кто увидел в них что-то личное. И даже если в какой-то момент покажется, что в мире не происходит ничего хорошего, фотографии напомнят, что было иначе. И подарят надежду, что так будет снова». Проект реализован совместно с галереей ANNA NOVA. Выставка работает до 03.11.24.

 

Фотографии предоставлены галереей

 

10.09.24. В Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», посвященной истории отъезда поэта за границу, его жизни в Европе и Америке. Экспозиция впервые подробно рассказывает о реальных маршрутах Бродского-эмигранта с 1972 по 1996 год и о его перемещениях в поэтических пространствах. Биографическое повествование выставки строится на мемориальных предметах из Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, музея «Полторы комнаты», Российской национальной библиотеки и частных собраний. Кураторы: Юлия Сенина, Мария Гадас. Выставка 18+ работает до 12.01.25.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой музея

 

10.09.24. VLADEY представил групповую выставку «Возвращенный взгляд», на которой будут представлены работы известных российских художников: Егора Кошелева и Леонида Цхэ, а также их последователей, молодых авторов: Larkandre (Андрея Жаворонкова) и Даниила Васильева.  Выставка навеяна архетипическими сюжетами из истории античной культуры: о Медузе Горгоне и Пигмалионе, которые известны по «Метаморфозам» Овидия. В мифе о Галатее кипрский скульптор Пигмалион влюбился в дело своих рук, воспылал к статуе желанием. В мифе о медузе Горгоне превращенная Афиной в чудовище прекрасная девушка обрела способность взглядом превращать людей в камень, то есть создавать произведения искусства. Иногда сама траектория взгляда на работы старых мастеров способна подтолкнуть художников к новым пластическим решениям. Каждый участник выставки обратился к знаменитым классическим сюжетам. У Цхэ это «Менины» Веласкеса, картина, в которой художник создал настоящий театр. Кошелев выбрал «Вывеску лавки Жерсена» Антуана Ватто, в которой посетители антикварной лавочки смотрят на разные предметы искусства. Также художники специально для выставки переосмысляют «Медузу Горгону» Караваджо в новых холстах. Возвращенный взгляд Даниила Васильева предполагает, что Ханс Мемлинг нечаянно увидел Бэнкси, а Адольф Менцель полюбил Питера Дойга. Larkandre же по-иному соединяет хип-хоп-стилистику и академизм. Объединяет экспозицию двойной автопортрет Кошелева и Цхэ и фильм о том, как он создавался. «Существует несколько уровней лабиринта, выстроенного взглядами: вечно недовольный взгляд самого художника, взгляд его коллег и учеников, взгляд его друзей/врагов, взгляд экспертов и просто любопытствующих»Сергей Хачатуров, куратор.Выставка в VLADEY Space работает до 27.10.24.

 

Фотографии предоставлены VLADEY

 

11.09.24. В торговом центре BoscoVesna на Новом Арбате открылась персональная выставка одного из пионеров медиа-арта в России Аристарха Чернышева «Техноорганика». Коллаборация посвящена размышлениям о синтезе технологических инноваций и природных элементов. Масштабный проект в общественном пространстве задействует фасад здания BoscoVesna, пространство атриума и несколько зон на этажах торгового центра. Аристарх Чернышев известен экспериментами с различными технологиями, включая искусственный интеллект, 3D-печать и DIY-электронику – «Эта серия рассказывает какой мне хотелось бы видеть технологию ближайшего будущего — такой, которая являются максимально близкой к природной технологии. Природная технология является безотходной: в природе все, что появляется и исчезает, вовлекается в новый оборот и цикл жизни. Хотелось бы, чтобы человеческие технологии были именно такими — без гор мусора и огромных полигонов с отходами, а самовоспроизводящимися, когда все от нее являются естественными и употребляются в природе во вторичный цикл. Идея коллаборации и сформировала такое название — «Техноорганика». Под «техникой» мы обычно подразумеваем какие-то жесткие конструкции, элементы, которые со временем нужно как-то утилизировать или перерабатывать, а «органика» говорит нам о тех вещах и явлениях, которые утилизировать не нужно, потому что все возвращается туда, откуда пришло». В своих проектах Аристарх часто использует методы спекулятивного дизайна и биомимикрии, высказываясь о будущем и исследуя новую эстетику, которая появляется благодаря новым технологиям и цифровым инструментам. Директор торгового центра BoscoVesna Игорь Казаков: «Наша коллаборация с Аристархом Чернышевым «Техноорганика» в рамках нашей долгосрочной инициативы по созданию арт-проектов в сотрудничестве с художниками продолжает исследовать и открывать для посетителей новые оригинальные интерпретации торгового центра, а также его функций и предназначения. Наши выставки доказывают, что современный торговый центр — нечто большее, чем место, предназначенное исключительно для покупок. где посетитель может не только приобрести новинки от любимых брендов, но и познакомиться с актуальным искусством и современными художниками, вместе с ними открыть новый взгляд на волнующие темы». На выставке Аристарха Чернышева в BoscoVesna можно увидеть, как цифровое искусство меняет городскую среду, и задуматься о том, что будущее может быть не только высокотехнологичным, но и гармоничным с природой. Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

11.09.24. В Зверевском центре свободного искусства открылся 5-й сезон «Охоты на растворимую рыбу». Название проекта восходит к названию поэтического сборника «Le Poisson Soluble», который стал приложением к «Манифесту сюрреалистов» Андре Бретона, созданному ровно 100 лет назад. У каждой ежегодной «Охоты» складывается внутренняя тема, и в этом сезоне она связана с придуманной сюрреалистами экспериментальной игровой практикой, в которой участники, не подглядывая, коллективно создают (дорисовывают, дописывают…) рисунки или тексты. Это способ обнаружить неожиданные творческие ходы, внезапные совпадения, совместить несовместимое. Художники-участники: Андрей Биргер, Андрей Соул, Анна Ким, Анна Руссова, Владимир Ленин, Владимир Потапов, Егор Кошелев, Григорий Грязнов, Дмитрий Запылихин, Женя Стерлягова, Женя Шарвина, Илья Пономарёв, Катя Сысоева, Ксения Шинковская, Лена Поповская, Лилия Баласанова, Ляля Ваганова, Марина Глебова, Мария Мичи, Мария Пинус, Наталия Кондратова, Наташа Корец, Наташа Топорова, Оксана Слободина, Олег Иванов, Ольга Оськина, Полина Гисич, Семён Агроскин, Сергей Катран, Сергей Хохлов, Софья Пятницкая, Юлия Баранюк, Юлия Резникова, Юлия Семченко. В рамках выставки 15 сентября состоится встреча-разговор о 50-летии Бульдозерной выставки, 20 сентября запланирован  концерт «Неуместный человек» – Андрей Биргер и 22 сентября – читка документальной пьесы «Аркаим»  драматурга Ксении Адамович. Выставка работает до 24.09.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой центра

 

12.09.24. VLADEY и OVCHARENKO представили выставку новых работ Леонида Цхэ «Каприччио».  Новая серия посвящена объятиям людей. В ней Цхэ продолжает работать на стыке классики и авангарда, как в классических произведениях жанра «каприччио», главной ценностью которых является свобода от всех догм и правил. «Каприччио» с итальянского переводится как каприз. Отчасти его новые работы — про христианские вечные сюжеты: «Встреча Марии и Елизаветы», «Поцелуй Иуды», «Снятие со Креста» и Пьета, в которых объятие становится важным символом. Тем не менее, объятия рождаются на холстах не из-за существующих сюжетов, а за счет уникального пластического языка художника. «Я всегда стараюсь избегать сюжета, потому что это может превратиться в иллюстрацию. Нужен какой-то баланс, чтобы фигура не стала рассказом. Когда я в музее смотрю на картины старых мастеров, я обращаю внимание на пространство и композицию, на то, как ведут себя силуэты в отношении тона и глубины пространства, как все это вместе, в сочетаниях работает — там возникают какие-то совершенно волшебные вещи. А на сюжеты картин я, честно говоря, не обращаю внимания, ведь можно все считать и понять по тому, как художник сформировал пространство», – Леонид Цхэ. В Петербургской академии художеств Цхэ стал виртуозным рисовальщиком, овладел культурой графического штриха. Сегодня Леонид Цхэ учится в магистратуре п профессора оффенбахской Академии Франкфурта-на-Майне Манфреда Штумпфа, легендарного мастера экспериментов с лаками, красками, соединениями и грунтами. Именно у него Цхэ перенял тему очеркового рисунка как анатомии языка искусства. «Леонид Цхэ, наверное, единственный сегодня мастер, кто способен дать ответ этим великим “каприсам” старых мастеров. Его серии — необычные эксперименты с формой и методом, которые неподвластны строгой аналитике», – считает искусствовед Сергей Хачатуров. Выставка в VLADEY  работает до 25.10.24.

 

Фотографии предоставлены VLADEY

 

12.09.24. Компания restore: совместно с галереей Ruarts галереей современного искусства Ruarts представили выставку лауреатов конкурса restore:digital art«Цветное vs. чёрно-белое». Проект restore: digital art направлен на оказание поддержки молодым художникам и развитие цифрового искусства в России. На протяжении 8 лет restore: является организатором конкурса для творческих людей в бесконечной диджитал вселенной. Тема выставки 2024 года «Цветное vs. чёрно-белое» – это вечный диалог противоположностей, который выходит за рамки визуальных искусств и пронизывает всю историю человечества. В этом сталкиваются не только цвета, но и философские категории: день и ночь, быстротечность и вечность, эмоции и рациональность. Эта игра контрастов находит отражение в работах участников, каждый из которых выразил своё понимание вечного вопроса цифровыми средствами. Как отмечает куратор выставки Катя Бочавар, «борьба цвета и его отсутствия — это не просто визуальный конфликт, но символический язык, общепонятный в самых разных культурах». В состав жюри конкурса вошли ведущие эксперты в сфере цифрового искусства. На выставке представлены 21 работа лауреатов в номинациях, которые раскрывают разнообразие цифрового искусства. Особое внимание уделено видеоработам, что подчеркивает их растущее значение в современном искусстве и роли технологий в создании новых художественных форм. В рамках выставки в галерее будет организована программа мероприятий: медиации, экскурсии для взрослых и детей, паблик токи и встречи с художниками. Расписание мероприятий опубликовано на сайте проекта  и в телеграм канале проекта, а также на сайте галереи. Куратор выставки: художник и куратор выставочных проектов Катя Бочавар.Выставка 6+ работает до 13.10.24.

 

Фотографии предоставлены Ruarts

 

12.09.24. В Галерея на Каширке Объединения «Выставочные залы Москвы»представила проект художника художника-экспрессиониста, реставратора обуви Артёма Суслова «Непрерывный пейзаж», в котором он обращается к проблеме восприятия и репрезентации окружающего ландшафта. В попытке преодолеть время кадр восприятия расширяется так, что в картине Суслов умещает несколько точек зрения и визуальных событий. На одном полотне зритель может наблюдать то, что невозможно ухватить взглядом. Художник демонстрирует пейзажный взгляд на окружающую действительность: изображения интерьеров собственного дома и «обувные» натюрморты — ещё одни постоянные мотивы в творчестве Суслова — также обретают ландшафтность. В диалоге с модернистами, такими, как Эдвард Мунк, Дэвид Хокни, Филип Гастон, Пьер Боннар, художник Артём Суслов создаёт картины в контексте собственных обстоятельств: бытового окружения, доступных окрестностей, личных аффектов. Куратор: Екатерина Павлова. Выставка работает по 06.10.24.

 

Фотографии предоставлены галереей

 

12.09.24. Государственная Третьяковская галерея представила выставочный проект, приуроченный к 140-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Моргунова (1884–1935), живописца-экспериментатора, друга и ближайшего сподвижника Михаила Ларионова, Казимира Малевича и Владимира Татлина. Стоявший у истоков русского авангарда, Алексей Моргунов оказался недооцененным современниками и потомками. Виной тому, возможно, был его характер. Выставочный проект направлен на то, чтобы подчеркнуть роль Алексея Моргунова в искусстве ХХ столетия. В монументальном каталоге, подготовленном к открытию, представлены картины, акварели и рисунки из более чем 30 музеев и частных собраний, включая крупнейшие коллекции из Узбекистана (Нукус) и Казахстана (Алма-Ата). Особый интерес представляют фотографии утраченных работ мастера 1913–1919 годов. Опубликованы теоретические и критические тексты, написанные Моргуновым в разные годы, и воспоминания о художнике.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой ГТГ

 

12.09.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: