Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
02.08.24. В Вологде в музейно-творческом центре народного художника России В. Н. Корбакова открылась выставка монументального искусства «ВРЕМЯ СОБИРАТЬ» художников творческого объединения «Пространство». Идея создания произведений искусства в органичной взаимосвязи с предметно-пространственной, в первую очередь, архитектурной средой, связывает участников объединения на протяжении всего их творческого пути.
Произведения художников-монументалистов создаются на поверхностях стен, куполов, сводов, в оконных проемах — это фрески, мозаики, сграффито, витражи. Выставка монументального искусства «ВРЕМЯ СОБИРАТЬ» в одном из выставочных комплексов Вологодской областной картинной галереи – совместный творческий проект Вологодского художественного музея и творческого объединения московских художников «Пространство». Авторы выставки – члены Московского Союза художников, Союза художников России. Художники создают мозаики (оформление собора Казанской иконы Божией матери в Казани, храма Св. Саввы в Белграде, в Сербии и др.), росписи общественных зданий (росписи детских больниц и образовательных учреждений в рамках проекта «Настенная энциклопедия живописи»), принимают участие в реставрации различных объектов художественного наследия (реставрация росписей Московского государственного театра эстрады, павильонов ВДНХ в г. Москве и др.) Члены объединения имеют награды и благодарности Академии Художеств РФ. Все работы объединяет позитивный, созидательный взгляд на мир, при этом темы, техники и материалы для произведений художники выбирают совершенно разные – от классических библейских сюжетов и парадных портретов полководцев до видов современных мегаполисов и фантастических пейзажей. В рамках работы выставки художники проведут авторские мастер-классы по мозаике для взрослых и по археологии для детей, будет организована мастерская «Я – творец». 3 августа во внутреннем дворике Главного здания Вологодской картинной галереи была организована совместная работа художников и посетителей музея над мозаичным панно. Выставка 6+ работает до 01.09.24.
Фотографии Ольги Серегиной
Блиц-интервью Анны Котельниковой, руководителя творческого объединения «Пространство», для Cabinet de l’art.
ОЛЬГА: Анна, несколько слов об Объединении «Пространство». И работы на выставке очень разные, и медиумы и темы — что вас объединяет?
АННА: Нас объединяет приверженность к монументальному искусству и идея продвижения монументального искусства как актуального и современного средства выражения непреходящих ценностей и смыслов.
ОЛЬГА: Как получилось, что «Пространство» представляет свой проект в Вологде? По каким критериям вы выбираете партнеров? Как строится работа по подготовке выставочного проекта? — ведь в Вологде выставка получилась масштабная.
АННА: В Вологде очень сильны традиции изобразительного искусства и монументального особенно. Именно поэтому выбор пал на Вологодскую областную картинную галерею. Подготовку мы всегда начинаем с изучения особенностей площадки, ее аудитории, экспозиционных возможностей, затем разрабатываем творческую концепцию, изготавливаем макет проекта и планируем сопутствующие мероприятия и создаем новые работы. В связи с этим хоту отметить высокий профессионализм руководства и коллектива галереи проект получился уникальным во многом благодаря их поддержке и открытости новым идеям.
ОЛЬГА: Ваш проект, это не только выставка, это еще и разнообразная параллельная программа? Как вы выстраиваете эту программу? На что и на кого ориентируетесь? Какие ставите цели?
АННА: Мы ставим перед собой задачу по вовлечению в мир искусства широких слоев населения. Поэтому мы не только показываем наше творчество, но и рассказываем о технологии создания произведений искусства, проводим мастер классы для детей и взрослых, психологические мастерские. Нам особенно приятно, что в Вологде в рамках проекта мы еще и подарили жителям новый монументальный арт-объект: мозаичное панно «Полет над лесом» украсившее внутренний двор главного здания Вологодской областной картинной галереи.
ОЛЬГА: Ваши впечатления от Вологды? На основе своего опыта вы ведете определенные нюансы, различия в том, как принимают ваши проекты? Есть мечта — где бы хотелось сделать проект объединения «Пространство»?
АННА: Мы уже работали во многих регионах и нас везде принимают очень тепло и доброжелательно и Вологда не исключение. Наша стратегия – это не точка, к которой мы бы хотели прийти, а путь, направление движения. Мы хотим ежегодно создавать для разных городов новые монументальные произведения, которые будут их украшать на века.
Фотография предоставлена Анной Котельниковой
06.08.24.Центр Творческих Индустрий «Фабрика» и экспериментальный проект«Галерея Сборка» представили выставку «Трёп-клуб» – четвертую из серии выставок «Галереи Сборка», в рамках которых художники, работающие в разных медиумах, пересобирают высказывания на тему личных, географических, телесных и социальных границ. «Трёп-клуб» объединил художниц, занимающихся текстильными практиками, и включает коллективные и индивидуальные работы, посвященные исследованию границ художественных практик, а также личных и общественных границ. Для проекта живущие в разных странах художники,Анна Журко, Надя Карпинская, Александра Островская, Кристина Пашкова, Мария Первушина, провели и записали совместные беседы о своих практиках, пространствах вокруг них, физических и других границах. Записи этих бесед, собранные в единый коллаж, объединены с текстильными инсталляциями, где множество нитей связываются в узлы, из которых собирается новое коллективное полотно. Индивидуальные художественные работы в рамках выставки включают в себя серию текстильных пространственных коллажей Анны Журко, объект в смешанной технике Александры Островской, работу с инструкцией от Нади Карпинской, в которой может поучаствовать каждый посетитель выставки. Мария Первушина проведет встречу с участием людей с особенностями зрения, а Кристина Пашкова представляет собственную текстильную работу крупного формата, а также организует коллективные практики для знакомства с техникой ткачества. Одна из целей «Трёп-клуба» – создание и экспериментирование с аурами пространства, где общее высказывание вовлекает и приглашает зрителя разделить процесс размышления над объединяющими нас связями в открытой и теплой атмосфере. У «Трёп-клуба» есть Youtube канал, чтобы те, кто не сможет дойти до выставки, смогли увидеть часть проекта онлайн. 10.08.24 в 15.00 состоится практика «Коллективное ткачество», 15.08.24 в 19.00 — онлайн-стрим по исследованию границ в видеоиграх, 20.08.24 в 17.00 — встреча «Диалог в пространстве мультимодального опыта». Выставка работает в пространстве Актового зала ЦТИ «Фабрика» до 24.08.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой ЦТИ «Фабрика»
08.08.24. Центр «Зотов» представил выставку «Мем. Маяковский медиа» к 105-летию «Окон РОСТА», посвященную яркому явлению авангардного искусства и творчества Владимира Маяковского — «Окнам РОСТА». «Окна» появились во время Гражданской войны и объединили в себе идеи конструктивизма, литературу, изобразительное искусство, рекламу и сатиру, создав новый язык коммуникации с аудиторией. Эти агитационные, злободневные плакаты на понятном языке информировали людей о последних новостях и выполняли функцию социальной рекламы. Размещались они в пустующих витринах города (отсюда «окна» в названии) и сменялись еженедельно. Значительная часть из них была придумана и создана Владимиром Маяковским.
«Окна сатиры РОСТА» («Окна РОСТА») стали ярким примером искусства начала XX века, встроенного в контекст социополитической и культурной реальности. Сегодня «Окна» можно интерпретировать как художественное пространство мемов, глубоко связанных с народным сознанием. Плакаты создавались и работали по законам современных нам массмедиа и включали приемы влияния на восприятие зрителя: яркие запоминающиеся образы, актуальные темы, понятный язык, взаимодействие через игру и юмор. В этом виде творчества Владимир Маяковский ярко реализовал роль художника нового времени — генератора креативных идей, автора и продюсера. Поэт создавал «мемы» — новый, понятный и простой язык, разъясняющий стремительно меняющийся мир — а затем сам превратился в фигуру-мем, миф советской идеологии и символический образ постмодернизма.
В экспозицию входит свыше 170 экспонатов, хранящихся в 14 музеях и личных собраниях, в частности: Государственном музее В.В. Маяковского, МИРА коллекции, Российском государственном архиве литературы и искусства, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, архиве Александра Родченко и Варвары Степановой, Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, Государственной публичной исторической библиотеке России, Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля, коллекции Андрея Хлобыстина и других. Центральными экспонатами выставки стали «Окна РОСТА» — более 100 подлинных плакатов, придуманных и созданных Маяковским. Также в экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, фотографии, лубки, плакаты, книги, газеты, фрагменты кино и спектаклей, аудиофрагменты стихотворений Маяковского.
Экспозиция состоит из 5 тематических разделов — «Образ», «Метод», «Окна РОСТА», «Миф» и «Клуб друзей Маяковского». Раздел «Образ» рассказывает о поэте от первого лица и увидеть его глазами современников через фотографии, шаржи, записки, тексты о себе. Раздел «Метод» предлагает взглянуть на слои художественной культуры, из которых собирается плакатное искусство, созданное Маяковским. В разделе «Окна РОСТА» продемонстрированы сами произведения («Окна») — прообраз современных мемов. Превращению Маяковского в советский миф и мем посвящен раздел «Миф», а дальнейшему переосмыслению творчества и фигуры поэта в современном искусстве — раздел «Клуб друзей Маяковского». В «Клубе друзей Маяковского» представлены работы участников одноименного клуба, организованного в 1986 году с целью рефлексии авангарда, — Тимура Новикова, Георгия Гурьянова, Андрея Хлобыстина и Дениса Егельского. Раздел также включает работы современных авторов, в том числе московского художника-иллюстратора Антона Гудима (Gudim), известного короткими ироничными веб-комиксами об окружающей действительности, специально для выставки он создал пять комиксов. Дополняет разделы экспозиции постепенно наполняющаяся произведениями «Мем-лаборатория», приглашающая посетителей создать свое «окно».
К открытию выставки «Мем. Маяковский медиа» во второй раз пройдет Маяковский Weekend. В течение трех дней посетителей ждут мероприятия, посвященные жизни и творчеству поэта. В программе — Book Speed Dating; книжный своп, где изданиями можно будет обменяться с известными блогерами и амбассадорами центра; авторские экскурсии по новой выставке; книжный клуб; специальные кинопоказы от Союзмультфильма для всей семьи; распродажа в магазине «Зотов. Вещь!» и другие мероприятия. Партнер уикенда: Государственный музеей В.В. Маяковского. В рамках параллельной программы к выставке пройдут лекции о мемах с антропологической точки зрения, типографике, зарождении и развитии рекламы в России. Также состоятся серия мастер-классов для подростков по созданию зинов и семейные воркшопы по плакатному искусству. «Зотов.Кино» и Московская школа кино представят тематическую программу к выставке. В рамках программы также пройдет фильм-концерт «Барышня и хулиган» в живой озвучке современных музыкантов.К выставке организована инклюзивная программа. Кураторы: Полина Стрельцова, Наталья Стрижкова, Гаянэ Арутюнян. Выставка работает до 20.10.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой Центра «Зотов»
08.08.24. В Государственном Музее Востока состоялось открытие зала «Искусство Северной Азии». Начальник Чукотской археологической экспедиции Кирилл Днепровский рассказал, как были найдены предметы искусства, ставшие центральной частью экспозиции. Руководитель Московского этнографического общества Юрий Габров продемонстрирует звучание народных арктических инструментов, на которых играли в каменном и бронзовом веках. Они давно исчезли, но были реконструированы в рамках этномузыковедческого проекта «Usi»: инуитский таутирут – смычковаяцитра коренных жителей Канады, инструменты палеоазиатского населения – ванны-ярар, въюлгын и другие.
Экспозиция «Искусство Северной Азии» в Музее Востока открылась в 1993 году. За 30 лет научные сотрудники провели значимые исследования в области культуры и искусства коренных народов Севера. Коллекцию Музея пополнило множество ценных находок. Обновленная экспозиция состоит из двух частей: «Археология Чукотки» и «Декоративно-прикладное искусство Якутии, Таймыра, Приамурья и Чукотки». Коллекция чукотских древностей музея Востока – одна из самых крупных в стране. Для открытия новой экспозиции потребовалась серьезная реставраторская работа. Сотрудники реставрационного отдела Музея привели в порядок 25 предметов. По словам Михаила Абрагина, новая экспозиция получилась поистине уникальной, благодаря усилиям сотрудников Музея Востока познания в области древней истории Чукотки вышли на принципиально новый уровень. Хранитель экспозиции искусствовед Михаил Абрагин: «Мы показываем уникальную реконструкцию так называемого «гарпунного комплекса» – орудия древних морских зверобоев Чукотки. Археологам за всю историю исследований известен всего один такой предмет. Кроме того, теперь здесь можно увидеть элементы древнеэскимосского жилища H-18, единственного полностью раскопанного жилища азиатских эскимосов. Вклад Чукотской археологической экспедиции Музея и её руководителя Кирилла Днепровского в изучение палеоазиатских жилищ и поселений без преувеличения бесценен. До нее фокус исследователей был сосредоточен на могильниках».
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея
08.08.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель