Арт-календарь. Лето 2024

Мы подготовили обзор самых ожидаемых и рекомендуемых к посещению выставок этого лета.

 

 

ЖИВОПИСЬ НИТЬЮ

20 июня 2024 г. – 8 сентября 2024 г.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Москва, Андроньевская пл., 10

Выставка, посвященная лицевому шитью – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративноприкладного искусства. На ней представлены произведения XV-XX веков различного функционального назначения. Искусство средневекового церковного шитья до сих пор остается малоизвестным широкой аудитории. Памятники, созданные мастерицами несколько веков назад, относительно малочисленны – ввиду особенностей техники изготовления и материалов, а также из-за использования в богослужебном обиходе, они быстро становились ветхими и разрушались. Произведения лицевого шитья требуют особых условий хранения, что делает их редкими экспонатами в музейных экспозициях.

 

Фото: «Сошествие во ад. Воздух», конец XVIII – начало XIX веков. Грузия, шелковая ткань, золотные, серебряные пряденые и волоченые нити, шелковые нити, блестки, тесьма, шитье, www.rublev-museum.ru

 

МОСКВА – ЕРЕВАН – МОСКВА. МУЗЕЙ РУССКОГО ИСКУССТВА. КОЛЛЕКЦИЯ А.Я. АБРАМЯНА

5 июня 2024 г. – 11 августа 2024 г.
Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Москва, Лаврушинский пер., 12

Международный выставочный проект в Третьяковской галерее приурочен к 125-летию со дня рождения Арама Абрамяна – знаменитого московского врача, легендарного хирурга и ученого с мировым именем. Помимо медицины, на поприще которой Абрамян, создатель школы советской урологии, добился поразительных успехов, в его жизни была еще одна страсть – русская живопись. Искусством Абрамян интересовался с юности – ходил на выставки, общался с художниками, а в 1950-х годах начал собирать картины, со временем став одним из крупнейших коллекционеров живописи в Советском Союзе. Его собрание легло в основу Музея русского искусства, открывшегося в Ереване в 1984 году, – первого музея частной коллекции в СССР. Работы Гончаровой, Кустодиева, Ларионова, Петрова Водкина, Фалька, Кончаловского, Рериха, Бенуа, Попкова и многих других художников Абрамян, чувствующий себя наследником двух культур, передал в дар государству и армянскому народу. В Москве это собрание «армянского Третьякова» (по выражению друзей коллекционера), куда входит около 350 картин, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства, еще никогда не экспонировалось как единое целое.

 

Фото: К.А. Коровин. Натюрморт. 1916. Музей русского искусства, www.tretyakovgallery.ru

 

ТРИ ВРЕМЕНИ РИМА. АНТИЧНОСТЬ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. БАРОККО

18 июня 2024 г. – 15 сентября 2024 г.
ГМИИ им А.С. Пушкина
Москва, ул. Волхонка, 12

Ни один другой город мира не овеян таким количеством легенд, как Рим. В нем памятники разных эпох составляют единое целое. Кураторы предлагают проследить один из наиболее интересных процессов развития градостроительной мысли, зафиксированных человечеством. Проект призван осветить не только последовательное становление современного облика Рима, историю изменения его пространства и архитектуры в период с конца XV до середины XVIII века, но и сущностную для Рима идею Вечного города как самого большого целостного произведения искусства. В экспозиции представлено более 150 произведений.

 

Фото: ГМИИ им А.С. Пушкина, www.pushkinmuseum.art

 

КВАДРАТ И ПРОСТРАНСТВО. ОТ МАЛЕВИЧА ДО ГЭС-2

20 июня 2024 г. – 27 октября 2024 г.
Дом культуры «ГЭС-2»
Москва, Болотная набережная, 15

Выставка о влиянии творчества Казимира Малевича на искусство ХХ века и о взаимодействии зрителя с произведением и произведения со зрителем – международный проект с приглашенными кураторами Франческо Бонами и Зельфирой Трегуловой. В диалог с ключевыми произведениями Эрика Булатова, Фрэнсиса Бэкона, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Пабло Пикассо, Герхарда Рихтера, Александра Родченко, Энди Уорхола вступают не только работы конца XIX и начала XXI веков, но и само здание Дома культуры. Проект реконструкции архитектора Ренцо Пьяно становится одновременно и первым произведением, которое видит зритель, и фоном, на котором разворачивается история «Черного квадрата» – картины, вот уже более сотни лет предвещающей конец живописи и при этом до сих пор служащей стимулом для открытий и новых прочтений.

 

Фото: Казимир Малевич. Черный квадрат, около 1923, Государственный Русский музей, www.ges-2.org

 

ЖУРНАЛ КРАСИВОЙ ЖИЗНИ

20 июня 2024 г. – 6 октября 2024 г.
Музей русского импрессионизма
Москва, Ленинградский пр., 15, стр. 11

Музей русского импрессионизма представляет выставку о первом отечественном глянце «Столица и усадьба», выходившем с 1913 по 1917 год и адресованном аристократической и светской публике. В состав экспозиции входят произведения, опубликованные или описанные на страницах журнала, что позволяет посмотреть на русское искусство через призму вкусов и предпочтений элиты начала XX века. Посетители могут изучить живописные и графические работы Исаака Бродского, Николая Фешина, Александра Маковского, Анны Остроумовой-Лебедевой и других мастеров. Незрячие и слабовидящие посетители могут познакомиться с выставкой на экскурсиях с тифлокомментариями и с помощью четырех тактильных станций, созданных при участии партнера инклюзивной программы музея – Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Объемные макеты картин сопровождаются ароматами по мотивам произведений от ольфакторной художницы Анны Кабировой. По окончании проекта тактильные станции станут частью постоянных экспозиций музеев Астрахани, Архангельска, Владимира и Санкт-Петербурга.

 

Фото: Александр Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Галерея Ильи Глазунова, Москва, www.rusimp.su

 

ЭПОХА ДЮРЕРА. РИСУНКИ И ГРАВЮРЫ НЕМЕЦКОЙ ШКОЛЫ XV–XVI ВЕКОВ

19 июня 2024 г. – 29 сентября 2024 г.
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34

Период, который принято называть эпохой Дюрера, представлен произведениями графического искусства немецкой школы, в понятие которой входят также австрийские и швейцарские памятники. Открывают выставку работы мастеров XV века, включая самого значительного художника немецкой школы этого времени – Мартина Шонгауэра (1450–1491), получившего за красоту своих живописных произведений прозвище «Мартин Красивый». В его творчестве соединились передовые традиции немецкого искусства и влияние лучших образцов нидерландской живописи, немецкая эмоциональность и нидерландская красота и любовь к деталям.

 

Фото: Ганс Гольбейн Старший (Hans Holbein the Elder; 1465–1524). «Успение Марии». 1500–1502 гг, www.hermitagemuseum.org

 

КОНСТАНТИН КУЗНЕЦОВ. РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ В ПАРИЖЕ

29 июня 2024 г. – 13 октября 2024 г.
Эрмитаж-Урал
Екатеринбург, Свердловская обл., ул. Вайнера, 11

Ретроспективная выставка в Екатеринбургском музее изобразительных искусств впервые показывает произведения Константина Кузнецова на Урале. Масштабная экспозиция, организованная совместно с Фондом содействия сохранению творческого наследия Константина Павловича Кузнецова и собравшая в одном пространстве 85 произведений живописи и графики, охватывает три десятилетия жизни человека с поистине удивительной судьбой. Мастер оказался одним из немногих отечественных живописцев, органично воспринявшим традиции французского импрессионизма и транслировавшим его русскому зрителю.

Константин Кузнецов родился в 1863 году в селе Желнино Нижегородской губернии в состоятельной купеческой семье, которая видела сына продолжателем бизнеса, но юноша всерьез увлекся живописью и в тридцать три года поступил в художественную студию Фернана Кормона в Париже. Там он прошел основательную школу академического рисунка, которая заложила фундамент для его дальнейших живописных опытов. Впоследствии Кузнецов был принят в престижный Салон Национального общества изящных искусств, ежегодно участвовал в Салоне Независимых и Осеннем салоне. Его картины экспонировались на отечественных и зарубежных выставках наряду с произведениями Василия Кандинского, Виктора Борисова-Мусатова, Михаила Ларионова, Анри Матисса, Мориса Дени, Пьера Боннара.

 

Фото: Константин Кузнецов. Автопортрет, www.i-z-o.art/constitutor/centr-ermitazh-ural

 

ОТ Д’АРТАНЬЯНА ДО ФИГАРО

26 июня 2024 г. – 25 сентября 2024 г.
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород, Верхневолжская наб., 3

Хронологически экспозиция охватывает период с 1620-х годов, эпохи Людовика XIII, неразрывно связанной с образом Д’Артаньяна, до 1780-х, времени славы известного драматурга Бомарше и его остроумного героя Фигаро. За этот период европейский костюм прошел сложный путь, очень быстро и точно реагируя на любые изменения в жизни общества. Последовательно сменившиеся барокко и рококо, а также активно развивающийся в конце XVIII века классицизм, диктовали свои эстетические каноны. Внутренняя и внешняя политика, экономика, литература, философия и жизнь королевского двора находили отражение в формировании костюма.

 

Фото: НГХМ «От Д’Артаньяна до Фигаро», www.artmuseumnn.ru

 

12.07.2024
Автор || Анна Говердовская

 

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.