Арт брют — искусство душевнобольных?

 

 

В разговорах о современном искусстве часто можно услышать: такое может создать только психически нездоровый человек. Однако у работ, созданных людьми, которые обществом и медициной признаны несостоятельными, есть собственное название и даже целые собрания музеев по всему миру.

Термин «Арт брют» (от фр. art brut — грубое, необработанное искусство) в 1945 году ввел французский художник Жан Дебюффе. Он увлекся творчеством душевнобольных и социально ограниченных людей, в чьих работах видел чистый творческий акт, свободный от культурных или иных навязанных шаблонов. Сам Дебюффе, Пикассо, Матисс, Клее, Эрнст вдохновлялись арт брютом и пытались создать работы в таком стиле.

Дебюффе считал, что работы арт брют не обременены ни философскими, ни социальными составляющими, а создатель не думал о представлении или продаже, поэтому такое творчество самое честное и чистое — искусство ради искусства. Работы арт брют часто тяжело понять, ведь их авторы — маргинальные фигуры, нередко страдающие психическими расстройствами. Тем интереснее, по мнению Дебюффе, выискивать в таких картинах смыслы, не укладывающиеся в привычные культурные нормы.

К 1970 году Дебюффе удалось привлечь широкое внимание к теме арт брюта, в том числе благодаря теоретическим работам, созданным еще в начале века немецким психиатром и по совместительству искусствоведом Х. Принцхорном. Автор разобрал в монографии «Артистизм душевнобольных» работы «мастеров-шизофреников» с углубленным эстетическим анализом.

Жан Дебюффе

В итоге арт брют полностью захватил умы творческой элиты и был восторженно принят людьми искусства, отчасти и потому, что такое творчество во многом было близко им самим. И представитель арт брюта, и представитель авангарда — это в обоих случаях художники, работающие для себя, открывающие глубины своего подсознания и выплескивающие содержимые образы и идеи наружу.

В 1971 году Жан Дебюффе передал около 5 000 картин и скульптур Лозанне, где теперь на основе его коллекции функционирует Музей Арт Брют (Collection de l’Art Brut). Цена многих произведений составляет несколько сотен тысяч долларов. Здесь представлены художники с такими диагнозами как «шизофрения», «синдром Дауна», а также Дебюффе включил в это собрание работы экстрасенсов, арестантов и бомжей.

Какой же интерес для людей представляет такого рода искусство? По мнению некоторых искусствоведов, мы настолько привыкли к выявлению причинно-следственных связей, что с трудом можем воспринять изображение, не являющееся репрезентацией окружающего мира, то есть без какого-либо сопроводительного текста. Для арт брюта таким материалом является информация о жизни и мироощущении автора. Она помогает зрителю при знакомстве с художественным произведением на эмоциональном и на логическом уровнях, она же служит доказательством причастности автора к категории аутсайдеров социума. Культурному человеку для «принятия» необходимо «понять», а для «понимания» необходимо «узнать». Стоит ли ориентироваться на такой разъяснительный подход или стоит оставить зрителя наедине с его ощущениями от увиденного?

Феномен арт брюта до сих пор осмысляется в качестве равноценного участника современного художественного процесса, однако уверенным билетом в историю искусства является факт наличия коллекций такого искусства в крупных музеях по всему миру — Париже, Нью-Йорке, Берлине, Вене, Роттердаме, Лозанне, Чикаго, Москве и Санкт-Петербурге.

Источник фото | | www.wikimedia.org
Автор || Саша Ришар @sasha.proart

 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ОСЕНЬ 2021

 

Поделиться: