В интервью с автором обложки зимнего номера Александром Яковлевым мы поговорили о вдохновении, творчестве и балете.
— с детства мечтал посвятить себя изобразительному искусству, но обучение в профессиональном училище так и не сложилось;
— закончил юридический факультет РГГУ;
— помимо собственного проекта The Mirages, как фотограф работал с такими проектами как Grishko, Modern, The Bolshoi Theatre и другими;
— создавал проект “The Mirages” с 2014 года. Это радикально новый взгляд на классический балет и язык тела в целом. Проект моментально завоевал мировую известность в социальных сетях и был представлен на выставке в Кремлёвском дворце (Москва,2015) и в Gallery Factory (Сеул, 2018).
ОЛЕСЯ: Александр, как вы стали фотографом?
АЛЕКСАНДР: Если честно, я всегда любил рисовать, и моей мечтой была далеко не профессия фотографа. Я посвящал много времени обучению изобразительному искусству, но в профессиональное училище я так и не поступил. Наверное, это к лучшему. Будучи студентом юридического факультета, я подрабатывал в фотомагазине, где и приобрел свою первую фотокамеру. Кстати, диплом юриста я все-таки получил.
Как вы знаете, в 2000-х не было не то что курсов, а даже специалистов, у которых возможно было получить хотя бы технические знания по фотографии. Единственным, и, наверное, верным решением было пойти ассистентом к уже работающему фотографу. Я хочу отметить, что мне действительно повезло попасть ассистентом к самому топовому фотографу того времени, с которым я проработал четыре года и получил огромный опыт и знания. Этот опыт — сейчас моя база и фундамент.
ОЛЕСЯ: Вы снимаете в основном балет. Почему вас это привлекает? Вы сами занимались балетом?
АЛЕКСАНДР: Поначалу я считал, что снимать танцоров — это самый простой путь. Фотография и танец — немые виды искусства, но при этом громко говорящие. Танцоры имеют уже свой неповторимый язык — язык тела. Я думал: “Чего уж там, бери и снимай!”
На деле же оказалось все не так просто. Чтобы снять язык тела, необходимо его для начала изучить, попробовать его “произнести” через фотографию. Очень много нюансов: чувство позы, знание линий и балетных позиций и так далее. Несмотря на все сложности, я осознал, что снимать балет, передавать особенности этого вида искусства – это уникально. И, да, теперь я знаю такие термины, например, как Battement tendu (прим. ред. от фр. battement — “взмах, удар” и tendu — “вытянутый” — отведение и приведение вытянутой ноги, не отделяя носок от пола, в сторону, вперед и назад).
ОЛЕСЯ: Как рождаются сюжеты ваших снимков? Что вас вдохновляет?
АЛЕКСАНДР: Я не люблю слова “вдохновение и творчество”. Я считаю, это самые “ненадежные подруги”. Я люблю людей и настоящие истории. Все идеи рождаются из этого. Моя задача перевести новые знания и эмоции, которые я получаю в настоящей жизни, на язык эстетики и фотографии.
“Балет — самое простое и, в тоже время, самое сложное направление, которое я когда-либо снимал. Этим оно и уникально. Сейчас я могу смело сказать, что говорю на языке танца практически свободно. Конечно, только через призму фотографии”.
ОЛЕСЯ: Какие, по вашему мнению, самые главные составляющие хорошей фотографии?
АЛЕКСАНДР: Хорошая фотография — это всегда неточное определение. Хорошая фотография, зачастую для большинства, – это просто мнение. Для меня хорошая фотография складывается всегда из нескольких факторов: честная эмоция, образ человека и его суть.
ОЛЕСЯ: Фотография сейчас — это модно?
АЛЕКСАНДР: Фотография — это, в первую очередь, не мода, а искусство. Как и любой другой вид искусства, фотография сегодня должна развиваться, идти в ногу со временем, и, конечно, неизбежно переживать кризис, который необходим для внедрения чего-то абсолютно нового.
ОЛЕСЯ: Что необходимо начинающему фотографу, чтобы добиться успеха?
АЛЕКСАНДР: Не рискну давать советы начинающим фотографам. Но важная черта для абсолютно любой профессии – смелость!
ОЛЕСЯ: Тема этого номера: «Новый устойчивый мир». Как найти гармонию в жизни?
АЛЕКСАНДР: Наверное, это тот самый вопрос, который каждый человек задал себе хотя бы раз. Новый мир для меня — это скорость и гибкость. Умение быстро адаптироваться под ежедневно меняющийся мир, тенденции, обстоятельства от нас независящие, умение быть гибким к остроте этих обстоятельств. Все это позволяет не найти гармонию, а создать ее.
Фото || Александр Яковлев
Автор || Олеся Суджан, главный редактор
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЗИМА 2020/2021