В 2022 году Благотворительный аукцион Фонда Cosmoscow в 9-ый раз пройдет 5 июня при поддержке проекта Lunar от Hutton Development и Ultima Яндекс Go.
С момента своего основания в 2014 году аукцион стал одним из важных культурных событий, в рамках которого на продажу традиционно предлагаются работы известных и молодых художников. В общей сложности за 8 лет на аукционе было выставлено более 130 работ более сотни современных художников, некоторые из которых были представлены публике впервые. Три года подряд (с 2014 по 2016 годы) аукцион сотрудничал с Фондом «Обнаженные сердца», собрав за это время более €550 000. В 2017 и 2018 годах аукцион проводился совместно с аукционным домом Phillips. В 2019 году благотворительный аукцион прошел в Образовательном центре ММОМА, в 2020 в рамках ярмарки Cosmoscow в Гостином дворе, а в 2021 в Мультимедиа Арт Музее, Москва. За последние пять лет общая выручка аукциона составила более €700 000, а все средства были перечислены в Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow и направлены на реализацию программ Фонда. В этом году предаукционная выставка будет открыта с 2 по 4 июня в Доме творчества Переделкино.
На выставке будет представлено более 20 лотов аукциона, что даёт уникальную возможностью увидеть в едином выставочном пространстве работы, которые после аукциона отправятся в частные коллекции. Специальные лоты представят ДТ Переделкино и Diana Vishneva Foundation. 2 июня, в день открытия выставки, будут объявлены победители ежегодных программ Фонда Cosmoscow. Для аукциона были выбраны работы следующих художников: Мария Агуреева, Сергей Бояринцев, Паша Бумажный, Евгения Буравлева, Александр Гронский, Миша Гудвин, Виктор Жданов, Влад Кульков, Кирилл Манчунский, Владислав Муханов, Егор Плотников, Александр Плюснин, арт-группа «Провмыза», Софья Скидан, Глеб Скубачевский, Альберт Солдатов, Олег Фролов, Валерий Чтак, Андрей Шкарин и Мария Ефимова, Дишон Юлдаш и Zoika. Лоты предоставлены лично художниками, а также галереями: 11.12 GALLERY (Москва), Anna Nova (Санкт-Петербург), ASKERI GALLERY (Москва), a-s-t-r-a (Москва), DiDi Gallery (Санкт-Петербург), fābula (Москва), FUTURO (Нижний Новгород), Omelchenko Gallery (Москва), pop/off/art (Москва), Temnikova & Kasela Gallery (Таллин), «Алиса» (Москва), «КультПроект» (Москва).
Для благотворительного аукциона Фонда Cosmoscow подготовлен специальный двойной лот-проект «Танец и современное искусство» от Diana Vishneva Foundation и фестиваля современной хореографии Context. Лот включает в себя два короткометражных фильма «Место действия» и «Неравные окончания» в жанре кинотанец. Работы созданы во взаимодействии с «Художником года» Cosmoscow, который будет объявлен на открытии предаукционной выставки, и обращены к его творчеству. Хореографами проекта выступили Ольга Тимошенко, Алексей Нарутто и Илья Манылов. Средства, вырученные от продажи лота, будут направлены на реализацию спектакля, приуроченного к 10-летию ярмарки Cosmoscow и 10-летию фестиваля Context в 2022 году. Каждый участник аукциона сможет стать частным патроном проекта и получить специальные привилегии в рамках показов спектакля осенью. Алексей Масляев, куратор Фонда Cosmoscow: «В этом сложном году – году парализованной речи и отсутствующих слов – мы отходим от привычной модели проведения аукциона и предлагаем встретиться в неформальной обстановке в компании друзей и единомышленников, для которых идея поддержки культуры не теряет актуальности даже в самые драматичные времена.»
По результатам проведения благотворительного аукциона средства будут в равных долях распределены между художниками-участниками, Фондом Cosmoscow (на создание новых художественных работ, закупку в коллекции российских музеев и организацию образовательных программ), а также студией «Новые городские художники», которая поддерживает художников с особой ментальностью.
Фонд Cosmoscow основан в 2017 году, став логичным продолжением некоммерческой деятельности Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Главной целью Фонда является системная поддержка современного искусства в России, его интеграция в международное культурное пространство, содействие молодым художникам и развитие меценатства в России.
Фотографии работ художников на предаукционной выставке в Переделкино предоставлены отделом PR Cosmoscow
Студия «Новые городские художники»
«Новые городские художники» — кураторский проект, созданный в 2018 году в Санкт-Петербурге. Резиденты студии — художники с особой ментальностью, ограниченным культурным и социальным опытом. Большинство авторов проживает изолированно от общества. За 5 лет существования студия смогла познакомить широкую аудиторию с творчеством нескольких десятков ранее неизвестных художников на ведущих площадках страны и войти в шорт-лист Премии в области современного искусства им. Сергея Курёхина. Выставки резидентов студии прошли в ЦСИ им. Сергея Курехина, Ruarts Gallery, РОСИЗО, Namegallery, Винзавод, Navicula artis и др. Работы «Новых городских художников» находятся в частных собраниях. Инициатором общественного проекта, одним из создателей студии выступила Евгения Штиль.
ИНТЕРВЬЮ С ОДНИМ ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ СТУДИИ «НОВЫЕ ГОРОДСКИЕ ХУДОЖНИТКИ» КУРАТОРОМ ЕВГЕНИЕЙ ШТИЛЬ
Фотография предоставлена Евгенией Штиль
ОЛЬГА: Евгения, организационно «Новые городские художники» — что это? — кураторский проект, объединение, студия? Вы, как куратор, ищите талантливых людей? Где и как?
ЕВГЕНИЯ: Организационно мы общественная организация, это примерно то же самое, что благотворительный фонд. Мы ищем талантливых, да. Это такие регулярные экспедиции по странным местам, интернатам и рехабам. Мы ищем художников там, где их никто не думал искать. И находим. Всех их объединяет опыт социальной изолированности в силу разных причин. Кто-то вследствие особой ментальности, врожденной инаковости, кто-то благодаря своему травматичному социальному опыту оказался в аутсайде. Большинство найденных авторов не могут сами приезжать в студию, мы их привозим. Есть реальные визионеры, есть концептуально замороченные самобытные художники. Но никто из них понятия не имел о современном искусстве, это точно.
Вообще мы все больше становимся похожи на арт-резиденцию. Самобытные авторы с нулевым опытом в искусстве погружаются в контекст, начинают осмыслять художественную среду и как-то рефлексировать. У них появляются крутые проводники. Первым из них был Стас Багс, известный стрит арт художник. Мы много где бываем с нашими резидентами. Да и само по себе круто иметь студию, где с одной стороны в одном квартале мастерская Петра Белого, а в соседнем доме живет Владимир Абих, а если еще чуть пройтись пешком то вот и галерея Марины Гисич. От этого в мастерской Новых городских всегда полно примечательных гостей. Площадку мы арендуем у города. Я надеюсь, в ближайшем будущем мы сможем принимать у себя интересных авторов из других городов.
ОЛЬГА: Работы Новых городских художников вызывают интерес коллекционеров, продаются на аукционах, ваши авторы участвуют в выставках. Самые с вашей точки зрения значимые выставки Новых городских художников за почти пятилетнюю историю?
ЕВГЕНИЯ: Первое появление на публике Новых городских художников состоялось в 2019 году в Центре современного искусства им. С. Курёхина. На нашей выставке «Оргалиты» побывали все: от Павла Пригары до Бугаева-Африки и всей Пушкинской-10. За эту выставку проект позже вошел в шорт-лист премии Курехина. В 2020 мы сделали большой показ в Москве на площадке РОСИЗО. Художницу Zoika подхватила Namegallery, выставка наделала много шума, а вслед за ней взошла звезда Виталия Чистякова: сначала его показала старейшая питерская галерея Navicula artis, а потом у Виталика случилась персональная выставка в Ruarts Gallery. За три месяца, ее посетили почти 4 тысячи человек!
ОЛЬГА: Выработалась ли уже определенная схема взаимодействия с галеристами? Обычно они обращаются к вам, заинтересовавшись какими-то авторами, или чаще это ваша инициатива? И как и где галеристы получают информацию о ваших художниках? Видимо самим авторам сложно заниматься самопродвижением?
ЕВГЕНИЯ: Это точно, наши авторы не из тех, кто будет заниматься самопродвижением. Некоторые даже не знали до встречи с нами, что они художники. У многих нет смартфонов и нормальной связи с миром, кто-то вовсе не умеет читать, у кого-то аутизм. Схема работы с галереями есть, она пришла с опытом. Я не рассылаю письма галереям, галереи приходят сами. Я делаю только общие, некоммерческие показы Новых городских художников, чтобы показать их широкой аудитории. Причем эти «показы» могут обретать неожиданные форматы. Например, прошлым летом весь Петербург пил кофе из стаканов с рисунками художницы Zoika. А в ближайшие выходные мы будем транслировать графику нескольких авторов прямо возле Эрмитажа на больших экранах Книжного салона на Дворцовой площади. Мы даже сделали настольную игру мемори, с картинками Новых городских. Помимо показов на больших площадках вроде Центра Курёхина и РОСИЗО, мы делаем много маленьких кураторских выставок, и вот это я люблю больше всего. В мае у нас идет крутейшая выставка в библиотеке Алвара Аалто в Выборге, она про стулья. В позапрошлом году мы сделали выставку в лесу, там были нарисованные птицы на деревьях и медиации от орнитологов. Все это позволяет миру так или иначе узнавать о Новых городских художниках. А дальше мир решает сам – кто из авторов ему больше всего интересен.
ОЛЬГА: Художники всегда и везде очень разные. Поскольку, как я поняла, вы считаете неправильным делить современное искусство на «обычное» и аутсайдер-арт, и я с вами полностью согласна, да и споры о термине аутсайдерское искусство видимо не прекратятся никогда, то и говорить об этом не стоит. Но безусловно, творчество Новых городских художников существует вне канонов и стереотипов, оно свободно от социальных условностей и критики происходящего. Понятие же «хороший» и, скажем так, «не очень хороший» художник при всех условностях оценки все-таки существует. И игроки арт-рынка, люди, искренне увлеченные искусством и вовлеченные в эту сферу, прекрасно понимают кто перед ними. У вас есть свои звезды среди авторов и насколько это объективно? Если мы с вами говорим, что деление на «обычное» и аутсайдерское искусство – это сегрегация, то и оценивая художников, мы должны не принимать во внимание живет ли он в психо-неврологическом интернате или в собственном доме?
ЕВГЕНИЯ: По опыту нескольких персональных выставок и общению с галеристами, я могу сказать, что во всех абсолютно случаях их интересовали сами работы художников, а не факты их биографии. То же самое я могу сказать и о коллекционерах. Они всегда решают глазами. Или, например, мы появляемся на ярмарке SAM fair в ряду молодых художников, а потом картины вдруг оказываются у Андрея Малахова на стене. Причем, один раз он ее сам купил, а второй раз не сам. Таким образом, он, возможно, о самом художнике мог ничего и не знать.
На выставке Zoika в Namegallery художницу представляла Екатерина Андреева, искусствовед и ведущий сотрудник отдела Новейших течений Русского музея, подруга Тимура Новикова и автор книг о нем. Zoika лихо закрутила всех своей творческой энергией, искусствоведческий разбор ее художественного метода так увлек Екатерину, что о личности художницы она задала всего один вопрос: а что, она правда что ли не умеет читать?
ОЛЬГА: 9-й Благотворительный аукцион Фонда Cosmoscow в этом году пройдет 5 июня в Переделкино. 2 июня там же – в Доме творчества – откроется предаукционная выставка, в рамках которой будут представлены более 20 лотов. Средства, вырученные от продаж аукциона, будут распределены и направлены как на программы Фонда Cosmoscow, так и на поддержку студии «Новые городские художники». Женя, на что вы собираетесь потратить средства, которые будут направлены Cosmoscow в пользу студии после Благотворительного аукциона?
ЕВГЕНИЯ: Обычно деньги нам нужны на продакшен, материалы для творчества и аренду студии. Один маркер стоит 700 рублей, а тюбик акрила 1000. В прошлом году мы запустили свое издательство и сейчас хотели бы сосредоточиться на этом. Художники с персональными выставками в больших галереях – это, конечно, хорошо. Но это верхушка айсберга. Есть еще где-то 50 авторов, кому пока далеко до галереи и персональной выставки с каталогом. Для того, чтобы иметь возможность репрезентовать самобытных художников, мы стали выпускать самиздат. Издательский проект AMINAZINE – это ежегодный сборник малотиражных зинов, точнее даже книг художников, в которых они показывают свой мир. Бумага стала недосягаемой роскошью, а чернила для цифровой печати мы теперь собираем по капле. Поэтому благотворительный аукцион Фонда Cosmoscow станет важным подспорьем для нашего издательского проекта и даст возможность рассказать миру о новых художниках, с которыми мы начали работать в этом сезоне.
Фото || Coscmoscow. Ruarts
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель