Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
08.11.21. ГМИИ им. А.С. Пушкина представил выставочный проект известного французского куратора Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья…». Масштабная экспозиция — одно из главных событий музея в 2021 году — включает более четырехсот произведений искусства и предметов естественно-научных коллекций и занимает основную выставочную ось Главного здания музея и 7 залов второго этажа. Созданная Жан-Юбером Мартеном экспозиция предлагает принципиально новый взгляд на коллекцию музея и на историю искусства в целом, она включает хорошо известные экспонаты Пушкинского, работы той части собрания, которая обычно скрыта в запасниках, а также с произведения старых мастеров и современных художников из более чем 50 отечественных и зарубежных музейных и частных коллекций. Куратор предлагает превратить музей в игровое пространство и увидеть сходства и различия, существующие между произведениями различных эпох вопреки хронологическим и географическим дистанциям. Так рождается новая классификация художественного творчества, которая позволяет взглянуть на классическое искусство как на современное.
Ключом к пониманию сути этого экспозиционного эксперимента является мышление аналогиями. Пренебрегая традиционным музейным инструментарием в виде экспликаций и развернутых этикеток, дающих зрителю четкое понимание, какое место отводится тому или иному произведению в истории искусства, куратор предлагает опираться прежде всего на собственные впечатления. Тщательно подобранные ряды визуальных аналогий помогают обнаружить сходство в изображениях драпировок на средневековых иконах и приемах художников-кубистов, проследить, как Мадонна Энгра превратилась в «Черный квадрат» Малевича, найти скрытые символы в известных картинах.
Жан-Юбер Мартен, куратор выставки: «Выставка «Бывают странные сближенья…» обращается к вашему глазу, воображению и интерпретациям, чтобы стать игрой для всех чувств и пространством открытий. Художники мыслят визуально и черпают вдохновение в мировом искусстве. Они нередко отдают предпочтение нетипичным произведениям и любят неожиданности. Как и здесь, их выбор часто противоречит логике и категориям истории искусства. Произведения искусства организованы по главам, выстраивающимся в единую последовательность, где каждый экспонат обусловлен предыдущим и предвосхищает последующий. Цель этой новаторской художественной прогулки — доставить удовольствие и способствовать получению знаний».
Выставка состоит из 13 имеющих собственный сюжет разделов. Экспозицию открывает раздел «От потаенного образа к двойному» — в изображенных на картинах ветвях деревьев, скалах, складках одежды часто можно обнаружить очертания человеческих лиц или животных. Что это – случайность или скрытые послания художников?
Любовь – одна из доминирующих тем в классическом западноевропейском искусстве. Раздел «От возлюбленной к колдунье» демонстрирует широкий спектр женских образов, выстраивает последовательность картин и рисунков, рассказывающих историю любви, от приглашени на свидание, ухаживание и замужество до вызванного женской красотой и соблазнительностью страха, оборачивающегося против женщин и провоцирующего обвинения в колдовстве и казни.
Раздел «От яблока к земному шару» — это путешествие по изображениям мира и космоса через разные культуры, религии и страны.
«От горизонта к птичьему полету» посвящен одному из излюбленных жанров в живописи — пейзажу.
«От складки к геометрии» показывает тяготение к простым формам, выявление геометрических структурных элементов в равной степени актуально и для русской иконы, и для живописи и графики старых мастеров, и для художников ХХ столетия. Сетки Франсуа Морелле находят неожиданные аналогии в декоративных восточных панно и рисунке египетских погребальных пелен, а живопись Пабло Пикассо и Жоржа Брака оказывается созвучна иконописной традиции.
Один из важнейших разделов выставки озаглавлен «От «Черного квадрата» к ташизму. Две школы». Несмотря на свою радикальность, «Черный квадрат» Казимира Малевича продолжает живописную традицию: трансформировавшись в творчестве Александра Родченко, он породил монохромию Ива Кляйна.
«Пять чувств» — самый интерактивный раздел выставки, где каждая из данных человеку пяти возможностей ощущения мира проиллюстрирована классическими произведениями и работами современных художников. Искусство, которое можно услышать, потрогать и даже попробовать на вкус.
С 1 по 24 декабря в музее пройдет ежегодный XLI Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Вариации в свободном стиле», программы которого перекликаются с наиболее яркими сюжетами выставки. Кураторы: Жан-Юбер Мартен (Франция); Александра Данилова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка работает по 06.02.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
08.11.21. Еврейский музей и центр толерантности представил выставку режиссера-аниматора Юрия Норштейна и художника Франчески Ярбусовой «Снег на траве». Проект приурочен к 80-летию Норштейна. С самого начала своей художественной жизни Норштейн подходил к мультипликации как к мифотворчеству, изобретая анимированные вселенные на стыке живописи и литературы. Обитатели этих вселенных – герои «Ежика в тумане», «Сказки сказок», «Журавля и цапли» – собраны их создателями из реальности и вымысла, прошлого и будущего, детских воспоминаний и размышлений взрослого человека. Выставка в Еврейском музее берет за основу метод работы Норштейна и Ярбусовой над многослойными персонажами и становится одновременно проводником и лабиринтом по биографии и творчеству двух художников. Основными экспонатами выставки выступают материалы студии Норштейна и масштабные мизансцены-инсталляции, созданные специально для этого проекта. Первая часть выставки показывает несколько объёмных пространственных композиций, которые соединяют фрагменты известных фильмов режиссера с документальными свидетельствами его прошлого. Вторая часть выставки построена вокруг рабочего процесса, большая часть которого всегда оставалась таинственным закулисьем. Фильмы Норштейна и Ярбусовой известны по всему миру и награждены российскими и международными премиями, среди которых Государственная премия СССР, а также гран-при кинофестивалей в США, Франции, Хорватии и других странах. В анимации Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова стали авторами нового языка, соединившего историю мирового искусства и остроту детских воспоминаний, классическую литературу и красоту повседневности. Куратор выставки: Мария Гадас. Художник экспозиции: Мария Утробина. Выставка работает по 09.10.22.
Фотографии предоставлены PR-службой Еврейского музея и центра толерантности
09.11.21. Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» представил видеоинсталляцию «ТАИР САЛАХОВ. БЕСКОНЕЧНОСТЬ», посвящённую жизни и творчеству советского художника азербайджанского происхождения, мастеру «сурового стиля» Таиру Теймуровичу Салахову. Видео-инсталляция включает в себя оцифрованные живописные произведения, фото и видео из семейного архива, а также избранные цитаты и отрывки из интервью, озвученные нейросетью. Сложная биография Таира Салахова, вышедшего из семьи «врага народа», а в итоге ставшего народным художником СССР, России и Азербайджана, переложена на современный видеоязык. Всего для инсталляции было оцифровано порядка 600 фотографий, 500 эскизов и 400 живописных работ. Все документальные и художественные материалы лично отобраны внуком художника Кайханом Салаховым. «Я руководствовался интуицией и старался раскрыть все стороны своего дедушки, показать его и как художника, и как человека, и как мыслителя», – автор и куратор проекта художник и скульптор Кайхан Салахов. Общается с посетителями выставки будет робот «Таира 108». По задумке, она управляет интергалактическим музеем искусств, который занимается коллекционированием творчества различных форм жизни во всей Вселенной. Робот рассказывает не только о жизни художника Таира Салахова, но и о том, как создавался он сам и его собрание. Выставка работает по 30.11.21.
Фотографии предоставлены Фондом культуры «ЕКАТЕРИНА»
09.11.21. Галерея JART и Башмет Центр представили вторую выставку группы ППСС (Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски) «Музей подсознания Москвы». На основе текста ППСС:
— Выставка представляет собой экспериментальную площадку, интегрирующую в себя каждого посетителя в качестве подопытного лица, добровольно решившегося на сложный эксперимент — контакт с бессознательными пластами того места, которое мы в наших ежедневных речевых проявлениях привыкли называть городом Москва, столицей России. Тем временем у этого места есть ещё много и других названий, некоторые из которых считаются секретными, а есть среди них и такие, какие не под силу произнести человеческому существу: только гортань подземного дельфина способна воспроизвести это сочетание звуков. Таинственность художественного эксперимента подчеркивается и местом проведения выставки — история Особняка Новиковых насчитывает столетия мистических московских легенд. Традиция автокомментария, сопровождающего ту или иную выставку, требует привлечения литературных реминисценций. В данном случае эти реминисценции не будут излишни. Размышления о Москве натолкнули художников на воспоминания о романе Станислава Лема «Солярис» и о кинематографическом шедевре Андрея Тарковского, вошедшего в историю кино под тем же названием. Отсылая к книге американо-персидского философа Резы Негарестани «Циклонопедия», Солярис предстает перед зрителями в образе Нефтяриса, колоссального нефтяного месторождения, лежащего глубоко под Москвой. Этот нефтяной океан обладает сознанием и памятью, он тоже создаёт двойников, лепит из доступных ему материалов многоразличные подобия. Вступая в общение с этим сырьевым Ктулху, зритель должен быть готов к разнообразным сюрпризам, о чём художники честно и своевременно предупреждают.
Выставка работает по 30.11.21.
Фотографии предоставлены Галереей JART
09.11.21. Московский музей современного искусства при поддержке галереи pop/off/art представили первую ретроспективную выставку Ивана Плюща, охватывающую последние четырнадцать лет творчества одного из наиболее ярких художников постсоветского поколения. Иван — один из основателей и лидеров группы «Непокоренные» (с 2006), участник 2-й Уральской Биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2012), 56-й Венецианской биеннале (Венеция, 2015), Параллельной программы «Манифеста 10» (Санкт-Петербург, 2015), участник и организатор многочисленных проектов современного искусства.
В экспозицию выставки «Театр Плюща» вошло более 50 работ из российских и зарубежных частных коллекций. Некоторые произведения представлены впервые. Живопись, скульптура и инсталляции разных лет, в сопровождении кураторских текстов Дмитрия Озеркова, преображают выставочное пространство музея в театр художника.
Название предложенно самим автором, и точно выражает характер его художественной практики – живопись и инсталляции Ивана Плюща часто приобретают театральный вид и преображают пространство любой экспозиции так же, как декорации дополняют сцену театра. «Плющ искренне говорит о том, что его реально волнует – о развале советской реальности в ранних работах, о распаде его собственной личности на осознанное изнутри и приобретенное извне, наконец о времени, текущем вокруг него и неизбежно ведущем к концу» – куратор проекта Дмитрий Озерков, искусствовед, куратор, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководитель Проекта «Эрмитаж 20/21», хранитель французской гравюры XV–XVIII веков Государственного Эрмитажа.
Экспозиция в ММОМА включает в себя 9 залов, связанных между собой как хронологически, так и концептуально. Проект «Театр Плюща» продолжает программу ММОМА по интеграции и реализации инициатив, направленных на поддержку молодых художников. Выставка работает в ММОМА Петровка, д. 25 до 30.01.22.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены галереей pop/off/art
09.11.21. «Открытый клуб» представил проект «Герои и мифы» — коллаборацию двух авторов, художника и писателя, Константина Батынкова и Павла Гельмана. Это не первый опыт их сотрудничества, несколько лет назад были изданы два тома «Историй Якова», написанных Гельманом. Батынков проиллюстрировал эту историю, создав свыше семидесяти рисунков для каждой из книг. В проекте «Герои и мифы» визуальный ряд принадлежит Батынкову, а текст и сюжеты Гельману. Проект строится на игре воображения, на «странных», немыслимых стечениях обстоятельств, проявляющих новые смыслы. Вопрос мечтателя «а что, если?..» — а если бы Диоген и Сократ высадились на Луну? А комиссар Мегрэ встретился с Раскольниковым? — освобождает, расширяет сознание. Это раскрепощение знакомо детям, а взрослые часто забывают, как интересно бывает пофантазировать, всё смешать и посмотреть, что из этого выйдет. По словам авторов – «воображение — это движущая сила XXI века, вышедшая в наше время из тени остальных сил». Известные персонажи оказываются в несвойственной себе среде, разные пласты реальности смешиваются, и в результате возникает новая история — иногда фантасмагорическая, иногда лирическая, но всегда необычная. Выставка работает до 23.11.21.
Фотографии предоставлены галереей и клубом «Открытый клуб»
09.11.21. Состоялось открытие XIII Международного фестиваля Vivacello, посвященного виолончельной музыке. Среди громких событий этого года – мировая премьера нового произведения яркого и самобытного французского композитора, гитариста и дирижера Самюэля Струка и московская премьера виолончельного концерта британского композитора-новатора, внука Сергея Прокофьева Габриэля Прокофьева. Впервые в программу вошла современная хореография – спектакль Boléro–Extended литовской танцевальной труппы Šeiko Dance Company Фестиваль проходит на на пяти московских площадках по 20.11.21. Программа на сайте: www.vivacello.com.
Фотографии предоставлены PR-менеджментом проекта
10.11.21. В Новой Третьяковке на Крымском валу открылась персональная выставка художника, скульптора, поэта Бориса Кочейшвили. Проект «Борис Кочейшвили. Я и ОНИ» — это глубокое погружение в мир автора и контексты, важные для понимания русского искусства второй половины ХХ века. В преддверии выставки 27 октября 2021 года на площадке Музея МХАТ – в Доме-музее К.С. Станиславского стартовал проект-сателлит «Три сестры». Борис Кочейшвили давно и хорошо известен как график. Однако уже много лет он пишет картины, создает скульптуру, а его стихи вошли в поэтические антологии наряду со стихотворениями знаменитых поэтов. Работы художника представлены более чем в тридцати российских художественных музеях и в частных собраниях по всему миру. Выставка Бориса Кочейшвили в Третьяковской галерее впервые представляет творчество художника во всей его полноте: в экспозицию вошли произведения всех видов и жанров искусства, в которых работает мастер. На выставке можно увидеть ранние графические листы конца 1970-х, новую живопись 2020-х, а также скульптурные рельефы в оригинальной световой инсталляции — всего более ста работ из собрания Государственной Третьяковской галереи и частных коллекций. Проект знакомит с поэтическим творчеством автора. Завершает выставку деревянная скульптура — портрет Бориса Кочейшвили работы Аделаиды Пологовой, которую сам художник считает своим главным и любимым учителем. Центральная тема творчества Кочейшвили, его авторского театра – это отношения: персонажа с персонажем, персонажа с пространством, пространства с неодушевленным объектом. Он отражает взаимосвязи между людьми, взаимоотношения между людьми и природой – в пластических соотношениях цветовых пятен, линий и плоскостей, уподобляя пространство своих работ сценической коробке с ее структурой. «Я и ОНИ. ОНИ и Я» — написал Кочейшвили почти полвека назад на входной двери своей мастерской. Кто я, и кто мы? Где проходит граница между мной и другими, миром внутренним и внешним? Кочейшвили находит неповторимую формулу гармонии, построенную на нежности и юморе, готовности к со-чувствию. Не случайно на той же двери имеется другая надпись: «ВЫХОД ЕСТЬ». Куратор проекта: Тамара Вехова. Кураторы со стороны ГТГ: Ирина Седова, Екатерина Елфимова. Выставка работает по 09.10.22.
Фотографии предоставлены ArtPR International
10.11.21. В 2021 году отмечается 100-летие создания Театра имени Вахтангова, и Галерея «А3» Объединения «Выставочные залы Москвы» открыля выставку «За парад отвечаю Я, Вахтангов». Первый раздел выставочного проекта называется «Пространство, сжатое до точки» и посвящен творчеству художника Евгения Сергеевича Вахтангова (1942-2018), академику Российской академии художеств, внуку знаменитого режиссера, где будут представлены его произведения графики и живописи разных периодов. Чувственную тактильность в своих композициях Евгений Вахтангов естественно связывает с рефлексией, наделяя драматургию произведения высокой интеллектуальностью, вовлекая зрителя в внутренние измерения произведения.
Вторая часть проекта «За парад отвечаю Я, Вахтангов» реализуется совместно с Театральным музеем им. Бахрушина. Официальной датой рождения театра имени Вахтангова является 1921 год, и в начале 1922 года открылся постановкой спектакля по сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот». Спектакль сделан, по определению самого режиссера, в жанре «фантастического реализма». Этот образ праздничной культуры, рождённый режиссурой Е.Вахтангова, представляет одно из самых актуальных движений в современной театральной культуре. В историческую часть проекта вошли афиши, плакаты, эскизы костюмов, публикации 1920-30-х годов, фото- и видеодокументация спектаклей. Современная часть представлена живописью, графикой, скульптурой, видеоработами, объектами и инсталляциями, выполненными художниками как свободное прочтение драматургии Карло Гоцци.
В рамках культурной программы Проекта пройдут лекции, перформансы, концерты, творческие встречи с участниками проекта, экскурсии по выставке, занятия с детьми, показ фильмов, посвященных театральной сценографии. Куратор выставки – Виталий Пацюков. Участники проекта: Вероника Акопян, Владимир Амодео, Леонид Баранов, Феликс Бух, Анастасия Георгиевская, Алексей Гончаренко, Дарья Иукканен, Александр Корноухов, Юлия Мортиис, Варвара Обшивалкина, Михаил Погарский, Владимир Смоляр, Теодор Тэжик, Андрей Ханов, Анна Ходырева, Юлия Цветкова, Сергей Якунин. Выставка работает до 10.12.21.
Фотографии предоставлены Галереей «А3»
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель