Погружение в искусство

Развитие культуры и искусства, несмотря на сложные процессы в мире, не останавливается. И это неслучайно: исторически в самые сложные времена человек находил спасение в двух местах — в храме и в музее. В России появляется все больше сообществ, клубов и организаций, приобщающих людей к искусству. Одни, как фонд «Новые коллекционеры», являются платформой для укрепления связей между всеми игроками арт-сообщества, другие — местом открытых встреч за чашкой кофе, где можно и выставку обсудить, и в киноклуб сходить, и научиться гончарному мастерству. Третьи организуют культурный досуг и арт-консалтинг для «своих». Мы поговорили об этом с руководителем клуба коллекционеров COSMOSCOW Элен Рожновой.

 

 

МАРИЯ: Расскажите, пожалуйста, про Клуб коллекционеров. Что он из себя представляет? Какие стояли задачи перед вами в момент создания, и получилось ли, на ваш взгляд, их реализовать?

ЭЛЕН: Клуб возник в 2018 году, и основная идея была в том, чтобы создать платформу для общения между коллекционерами. Нам хотелось, чтобы коллекционеры имели возможность больше общаться, ездить с единомышленниками в путешествия, а те, кто только начал покупать, — развиваться и приобретать искусство более осознанно, получать ответы на свои вопросы. Одна из услуг, которая предоставляется членам клуба, — арт-консалтинг, где ты можешь задать любые вопросы и получить развернутые ответы. Клуб коллекционеров — это постоянно действующая организация. Если ярмарка и аукцион Cosmoscow проходят раз в году, то мы вместе с Клубом устраиваем события каждый месяц по несколько раз. Мы ходим на мероприятия, причем, не только на выставки, но и на другие важные для понимания современной культуры события: современный балет, концерты, спектакли. Иногда мы сами организуем дискуссии и лекции. Например, в августе мы рассматривали диджитал-искусство, а после целый месяц мы посвятили фотографии как виду искусства. Мы ездим в поездки и по России и по другим странам, посещаем культурные места, организуем просмотры международных арт-событий. В этом году съездили в Дубай и в Париж на Art Basel. В этих поездках наша главная цель — не только посмотреть произведения искусства, но и наладить коммуникацию с арт-сообществом, обменяться опытом, новостями. Мы обязательно договариваемся с экспертами — галеристами, художниками, кураторами, коллекционерами, чтобы создать пространство диалога между ними и членами нашего клуба. Я считаю, что именно такой диалог очень важен для расширения кругозора и более глубокого взгляда на искусство.

МАРИЯ: Элен, расскажите, пожалуйста, о том, кто такие члены Клуба коллекционеров? Очень интересно будет узнать о том, какие же они — современные коллекционеры.

ЭЛЕН: Наши коллекционеры, члены Клуба — это люди, которые хотят большего понимания, чувствования арт-рынка, чтобы принимать более осознанные решения о покупке искусства. Им необходим, особенно на первых порах, арт-консалтинг, некие ориентиры. Именно для этого мы организуем наши мероприятия, на которых рассказываем о волнующих темах: что сейчас актуально в искусстве, почему тот или иной художник будет развиваться и расти, как работают галереи и ярмарки и так далее. Конечно, это люди, которые могут себе позволить и путешествовать, и приобретать искусство.

 

Фото из личного архива Элен Рожновой.

 

МАРИЯ: В последнее время я часто слышу о разных объединениях для культурных людей. Расскажите, пожалуйста, в чем состоит преимущество Клуба коллекционеров Cosmoscow и как можно в Клуб попасть?

ЭЛЕН: В первую очередь, нам важна мотивация людей. Чтобы попасть в Клуб, нужно пройти несколько этапов: выразить свое намерение, оставив заявку, затем мы общаемся с кандидатами и уточняем, для чего они хотели бы присоединиться к нам, чем они занимаются, что их волнует. Мы строим клуб единомышленников, поэтому уделяем интервью так много внимания. Кроме того, бренд Cosmoscow открывает двери не только в России, но и в зарубежные институции. Наша ярмарка узнаваемая, является крупнейшей в стране, и, конечно, на слуху у активных игроков рынка. Поэтому члены Клуба коллекционеров имеют возможность попасть в те места, куда обычно путь закрыт, и познакомиться с людьми, с которыми в обычной поездке никогда не получится пообщаться. Наконец, не стоит забывать еще об одном важном моменте: современный мир строится на нетворкинге. Мы даем членам нашего Клуба прямые «ниточки», связывающие их с другими коллекционерами, с художниками, с галеристами и так далее. В современном мире это очень ценно.

МАРИЯ: Заметили ли вы какие-то зарождающиеся или развивающиеся тренды в современном искусстве в последнее время по итогам осеннего выставочного сезона и ярмарок?

ЭЛЕН: Мне не нравится слово «тренды», но я заметила, что среди художников стала очень актуальна тема магии, мистики, эзотерики. Они много и активно начали в это погружаться в последнее время, по моим наблюдениям. Но не могу сказать, что коллекционеры также активно реагируют на эти темы. Им важнее имя художника, его развитие и перспективы, а также в целом личный отклик на искусство этого художника. С таким, чтобы коллекционер интересовался лишь одной какой-то темой, а имя, статус, развитие художника его мало волновали, — я не сталкивалась практически. Обычно происходит все-таки наоборот. В этом году художником года стал Артем Филатов. Он создал свою работу «Все исчезает» с помощью краски, которая каждый раз попадая под воздействие света, выцветает, и, таким образом получается, что каждый, кто показывает или смотрит на эту работу, приближает ее к моменту, когда краска выцветет совсем. Так вот, на мой взгляд, у него очень тонкие вещи, и мне радостно, что его работы находят отклик у многих людей.

 

Фото: Cosmoscow dinner. Алена Фетисова

 

МАРИЯ: Элен, коллекционируете ли вы сама?

ЭЛЕН: Я покупаю искусство с 2015 года, но мне сложно назвать себя коллекционером. У меня нет системы коллекционирования. Я просто покупаю работы тех, в кого поверила. Иногда у меня, конечно, случаются и эмоциональные покупки, хотя они тоже не лишены логики: все-таки профессионализм позволяет автоматически понять ценность художника. Мне интересно покупать авторов на старте их карьеры, следить за их развитием, и, признаюсь, увеличением цен. Это не может не радовать, когда видишь, что работы в твоей коллекции усиленно растут в цене, а художники становятся все более яркими, известными. Это меня стимулирует что-то приобретать у молодых художников и давать им мотивацию дальше работать, показывать, что в них кто-то верит. В этом году я, наконец-то, все систематизировала, описала, внесла в табличку, и у меня получилось 93 работы. В целом, я считаю, что, если ты кого-то в чем-то направляешь, надо самому тоже пройти этот путь.

МАРИЯ: Какие советы вы можете дать молодым коллекционерам или тем, кто хочет начать, но не знает как?

ЭЛЕН: Изучать, смотреть, общаться. Для этого и был создан Клуб. Еще, наверное, посоветую не бояться задавать вопросы, показаться глупым. Нужно быть открытым, потому что потом, в какой-то момент, обязательно приходит понимание того, куда двигаться, чего хочется и так далее. Но не задавая волнующие вопросы, невозможно убрать пробелы в понимании. Нужно обязательно вовлекаться, изучать и интересоваться. Добавить это в свою систему жизни. Я бы еще сказала, что очень важно находиться в круге единомышленников. Так происходит гораздо большее вовлечение, обмен информацией и опытом. Нашим коллекционерам очень нравится путешествовать вместе, говорят, это самое запоминающееся. В путешествиях мы узнаем историю места, куда приехали, ходим в музеи и галереи, общаемся с представителями культуры, а также пробуем местную еду, напитки, чтобы прочувствовать колорит. Изучать города через искусство — это особое времяпрепровождение. Всегда можно найти что-то отличное от Москвы и Петербурга, что-то странное и непривычное. Это дает понимание того, где мы сейчас находимся в этом мире, перед какими вопросами и вызовами стоят художники. Коллекционирование — невероятный процесс. Полное азарта, вдохновения, желания, влюбленности, но не лишенное при этом холодного ума и понимания арт-процессов, это увлечение помогает и сделать мир чуточку лучше, и глубже понять себя. Зачастую кажется, что этот арт-мир полон мошенников, и в нем невозможно найти истину. Как будто если прийти в галерею и озвучить свой запрос, то галерист продаст какую-то безвкусную ерунду. Но это не так.

 

“ИСКУССТВО — ЭТО БЕЗДОННАЯ ЯМА. ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОГРУЖАЕМСЯ В НЕЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВИДИМ, СКОЛЬКО ВСЕГО ЕЩЕ МОЖНО НОВОГО УЗНАТЬ. И КОГДА ЭТОТ ПРОЦЕСС ПОГРУЖЕНИЯ ЕЩЕ И ОРГАНИЗОВАН, ЧТОБЫ БЫЛО НЕ СТРАШНО, И БЫЛИ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ВСЕГДА МОЖНО ПОЗВОНИТЬ И ПОСОВЕТОВАТЬСЯ, ТО ЭТО ОДНО УДОВОЛЬСТВИЕ. ВОТ ДЛЯ ЭТОГО И СУЩЕСТВУЕТ НАШ КЛУБ. Я ВЕРЮ, ЧТО МЫ ЭТУ СВОЮ МИССИЮ ВЫПОЛНЯЕМ.”

 

Фото: Cosmoscow dinner. Алена Фетисова

 

20.02.2024
Автор || Мария Графутко

 

 

 

 

Поделиться: