#Оксана Назарова. Интервью с художником

 

Оксана Назарова, художник и декоратор, рассказала редакции Cabinet de l’art о своей работе, выставках, вдохновении и творческих планах.

Untitled collage (1)

Ты,  такая утонченная и хрупкая девушка, создаешь столь яркие, строгие и резкие работы. Что в них: твой истинный характер или, напротив, то, какой ты хочешь быть?

Это непростой вопрос, ведь он касается всей моей живописи… Если говорить об абстрактном стиле, то большинство профессионалов считают, что в этом стиле хорошо работать способен только мужчина. И многие задаются вопросом, как во мне рождаются такие композиции, линии, цвета…

Я пишу эмоции, чувства, мысли, но при этом хорошо понимаю, что хочу создать, как это построить, и какой картина может получиться в итоге.  В творчестве, если есть вдохновение, нужно идти и творить. В творчестве я более решительная. А в повседневных делах, я, как и любая женщина, могу сомневаться, стесняться, раздумывать…

 

Как думаешь, искусство и гендер взаимосвязаны?

На мой взгляд, сейчас такое время, когда в творчестве все на равных. В искусстве, будь то музыка или живопись, гендерного разделения нет. Если есть талант, то не важно, у кого он — у мужчины или женщины. Талант не зависит от пола. Его нужно и важно реализовывать, не смотря на гендерные различия. В искусстве все равны: повара, музыканты, живописцы, скульпторы. И нет смысла рассуждать, кто лучше. Разделять — это тенденция из прошлого. Можно назвать ряд величайших женщин, которые творили наравне с мужчинами: Серебрякова, Фрида Кало, Луиз Буржуа, Соня Де Лоне, Александра Экстер, и, конечно, мои кумиры — Любовь Попова и Наталья Гончарова. И если говорить о резких линиях в моих работах, то я часто слышу: «Это мог написать только мужчина». Хотя многие профессиональные художники понимают, что автор, скорее всего, женщина.

 

А что для тебя значит твоя живопись?

Это самореализация и самовыражение, огромное вдохновение и радость, а также изучение, открытие и познание себя. Почти всегда есть что-то, что хочется выразить на холсте, будь то эмоции, люди, события или какие-то внутренние переживания. Например, одна из моих крупных работ  «Замешательство». Я не давала ей название, пока не завершила на холсте. А когда увидела результат, ко мне пришло понимание: это оно, то самое замешательство, которое я когда-то испытывала… В такие моменты чувствуешь себя счастливой — наступает состояние внутреннего спокойствия и гармонии, наполненности и легкой эйфории. И так снова и снова!

замешательство

Если бы не живопись, чем бы ты занималась?

Сейчас, конечно, уже трудно представить мою жизнь без живописи. Хотя у меня целый список занятий, которые я хочу попробовать. Гончарное искусство уже испытано – теперь обдумываю создание посуды. Еще есть идея сделать свою ювелирную коллекцию, и сейчас в свободное время разрабатываю эскизы самых разных украшений. Также меня привлекают работа с кожей, стеклом, металлом, создание мебели… Образование художника-оформителя и классическое обучение масляной живописи, безусловно, отразились на моем творчестве: внесли в него весомый вклад и раскрыли мне широчайший спектр творческих возможностей. А живопись дала возможность раскрыться – раскрыть свои идеи, мысли, обнажить чувства и переживания, как другим помогает танец, музыка, стихи…. Однако, несмотря на это, приходится много времени уделять основной своей работе — работе с интерьерами.

 

Очень любопытно, можешь рассказать подробнее?  

Уже несколько лет я работаю как декоратор, и в том числе пишу работы для интерьеров. Часто бывают интерьеры с большими свободными плоскостями. И, наконец — то,  живопись занимает достойное место как акцент в интерьере, а это для художника и декоратора большой успех. И работа с большими форматами мне очень интересна, хоть и требует намного больше сил, времени и мастерства.

 

Большие абстрактные работы, контрастные и насыщенные по цвету, – в каких пространствах и помещениях ты их видишь?

В самых разных: кабинеты, спальни, гостиные… Сейчас я много пишу на заказ, и это особая сфера. Когда работаешь с другими декораторами, с дизайнерами и архитекторами, вникаешь в их идеи, видишь интерьер, знакомишься с заказчиком — человеком, который будет жить с картиной, возникает тот самый, единственный и неповторимый, образ. Тут мое творчество пересекается с моей работой, и это здорово, когда работаешь в удовольствие и от души. Именно в этом направлении я сейчас развиваюсь: создаю интерьерную живопись по индивидуальным заказам.

 

Часто для художников такой вид работы весьма сложен, ведь на заказ не так просто творить.

Конечно, бывает непросто: создаешь эскизы, а затем переделываешь их. Но чаще всего заказчики остаются довольны идеей картины уже по первым эскизам. В такой работе я руководствуюсь первым впечатлением от интерьера. Цвет стен, геометрию пространства, ощущения от помещения я переношу на эскиз. Мне такая работа дается легко и доставляет огромное удовольствие. 

 

Коллаборация художника и архитектора может быть очень сильной и интересной. С кем из архитекторов ты работаешь?

Я работала с Александром Гликманом. Однажды мы оформляли картинами квартиру на Патриарших прудах. Там была спальня с высокими потолками, но при этом камерная.  Единственное место для картины было на стене с сейфом.  Но Александр как творческий и смелый архитектор предложил повесить картину прямо на дверь сейфа, тем самым скрыв из интерьера не очень уютный объект. И теперь, когда в комнате темно, картина работает как бра благодаря своему рисунку и тонам. Кроме того, теперь хозяева дома открывают не просто дверь сейфа, а живописное полотно, как в старинных фильмах про кражу драгоценностей.

Мы с Александром часто что-то придумывали. Однажды хотели распилить одну из готовых моих работ – арт-объект из дерева — и повесить его на потолок. Смотрелось бы великолепно, но заказчик не согласился. Сказала, что не готова ничего пилить. А я спокойно могу пойти на творческий эксперимент, если это объективно нужно, красиво и необычно.

Так, в одном из недавних проектов с декоратором Машей Гришиной я расписывала дверь шкафа. Основой идеи была голова греческой богини. Мы ее нарядили в очки «Ray Ban”, вставили тоннели и пирсинг, добавили бигуди… Совместили идеи заказчицы, дизайнера и художника, и все остались очень довольны.  Мне нравится браться за такие нестандартные задачи.

 

Какие выставки, арт-события, музеи тебе интересны?

Мне нравится ходить по выставкам и галереям. Так, например, порадовала последняя ярмарка современного искусства Cosmoscow.  В большинстве хороших картин я увидела глубокую мысль, задумку и работу художника, тайну. И если после посещения выставки возникает вдохновение и желание творить, или купить картину, или иметь похожую в своем интерьере, то это хороший результат от посещения. И могу отметить, что на этой ярмарке такие работы были.

Из музеев, мой любимый – Пушкинский, Третьяковка, где представлен ХХ век. Это время и эта эпоха – мое вдохновение.

 

Мы знаем, что ты не только ходишь на выставки, но и устраиваешь персональные, со своими работами. Насколько ты любишь этим заниматься?

Для меня выставки — это восторг и удовольствие, это часть творчества, его публичная сторона. И как в картины, так и в выставки я вкладываю часть своей души так же, как человек cоздает в доме уют, я обстоятельно придумываю концепцию и создаю идею пространства своей выставки. Планирую то, как будет выглядеть выбранное место, какими будут краски, запахи, вкусы, освещение и звуки. Выставки – это некий спектакль, где каждый зритель видит свой сюжет.

На моих выставках меня часто просят рассказать о своих работах, и я с удовольствием это делаю.  В них есть всё: и душевный подъем, и качественно проделанная работа, и настоящее, глубоко любимое мной творчество, и, конечно, вдохновение. Но после таких мероприятий на какое-то время наступает творческое истощение, опустошение, спад. Выставки для меня – это некий творческий итог, определенный конечный результат: картины написаны и выставлены на обозрение, люди видят мое творчество, и оно их радует – это приносит удовлетворение, что твои старания нужны не только тебе самой.

 

Можешь поделиться своими творческими целями, планами на ближайшее будущее?

 У меня есть огромное желание писать с натуры: портреты и фигуры обнаженных людей, раскрывая в них не только внешнюю наготу, но и внутреннюю – их внутренний мир. Мечтаю создать целую серию подобных работ. Для меня каждый человек интересен:  его естественность, его внутренний глубокий свет и цвет. В моей коллекции есть откровенные картины, и есть разработанные эскизы. Возможно, соберусь и сделаю такую выставку, это будет что-то совершенно особенное: вход только по приглашениям, откровенный перфоманс, необычные работы.

 

Чувствуется, что это тема тебя, действительно, вдохновляет. Почему так важна откровенность в искусстве?

Подобные картины для меня – это некая символика, стечение событий, образов, линий, чувств.  Ведь люди чувствуют, когда в работе есть эмоции, когда выкладываешься на все сто. Откровенные, искренние картины – это как кусочек жизни каждого из нас.

Если пишешь сухо и следишь только за тем, чтобы композиция была технически верной, работа выходит скучной, ею не интересуются, а покупают что-то сильное, яркое, эмоциональное. У меня была такая картина. Название, казалось бы, жуткое, тяжелое, «Подавленная агрессия», но по композиции и цвету работа шикарная. Одна из посетительниц галереи, влиятельная бизнесвумен, увидев эту картину, чрезвычайно ею заинтересовалась. В ней она увидела некую часть себя и с радостью купила. 

 

подавленная агрессия

 

Скажи, тебе не грустно расставаться со своими картинами?

Некоторые работы остаются у меня, бывает мне  трудно отдавать их в другие руки: это часть меня, которую хочется оставить. И поэтому, очень важно, чтобы картина была в хороших руках и в подходящем для неё месте — при этих условиях мне легче расстаться с любимой работой.

Фото: Валерий Зарайсько

Автор || Евгения Плохих, шеф-редактор

Поделиться: