В Москве с 28 января по 25 марта 2020 года в Центральном выставочном зале «Манеж» у зрителей будет уникальная возможность познакомиться с творчеством одного из самых известных представителей сюрреализма – Сальвадор Дали остается в числе самых обсуждаемых, популярных и притягательных культовых личностей. Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в партнерстве с фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид) при поддержке Департамента культуры города Москвы. На выставке будет представлено более 180 произведений Дали: живопись, рисунки, акварели и гравюры. Куратор выставки Монсе Агер (Montse Aguer), директор Музеев Дали и Центра изучения наследия Дали фонда «Гала – Сальвадор Дали», лично знала гениального художника.
ОЛЬГА: Уже много лет Вы является куратором выставок, посвященных Сальвадору Дали, в том числе уникальных ретроспективных проектов. В России это вторая масштабная выставка. Ваша концепция выставки зависит от географии ее проведения? Ваш подход в представлении творчества Сальвадора Дали каким-то образом ориентирован на национальные особенности, различия в менталитете?
МОНСЕ АГЕР: Дали универсален. Он — икона. Его творчество основано не только на традициях великих мастеров (это — Рафаэль, Микеланджело, Вермеер и многие другие), но и на новейших научных открытиях. Каждая его работа всегда сложна, она имеет множество разных смыслов и содержит двойные образы. Одновременно, это всегда произведение искусства, привлекающее, притягивающее к себе людей. Представляя хронологическую и тематическую привязку к его творчеству, мы задались целью проанализировать художника, который прокладывает мосты из искусства прошлого в самое современное производство.
Эта выставка отличается тем, что мы делаем акцент на Гале, имеющей русское происхождение. Она присутствует в показе. Мы видим их имена вместе: Гала Сальвадор Дали. Тот факт, что их имена сошлись вместе, показывает, насколько она была неотъемлемой частью Дали и насколько важна для жизни и работы мастера.
ОЛЬГА: В 2017 году в Санкт-Петербурге прошла выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Экспозиция включала более 150 живописных и графических работ Дали, предоставленных Фондом «Гала – Сальвадор Дали» в Фигерасе (Каталония, Испания), а также другими музейными и частными собраниями. Что будет отличать московскую выставку от питерской?
МОНСЕ АГЕР: Здесь мы сосредоточимся на художественной эволюции Дали и его творческом процессе. Мы выделяем тему «50 магических секретов мастерства». Эта выставка предлагает зрителю более широкий и всесторонний взгляд, что позволяет нам глубже проникнуть в художника Дали, который становится одержимым живописью, достигая технического совершенства. Это дает нам видение всего Дали. Он хотел написать шедевр, который освободит современное искусство — искусство двадцатого века — от хаоса лени. Он хотел стать «классическим» художником.
ОЛЬГА: Сальвадор Дали сам был уверен в своей гениальности и предсказывал свою популярность и ее неизменную сохранность. В чем лично для вас сосредоточена гениальность художника?
МОНСЕ АГЕР: Для меня это его страсть и одержимость живописью, а также то, что он был человеком, опередившим свое время. Дали всегда смотрит в будущее. Он мыслитель и считает себя мыслящей машиной. Он обращается к нашему воображению с образами, которые приходят из бессознательного, но местоположение их реалистично и написано оно в почти фотографической и точной технике. Он нас провоцирует. Как он заявил: «Я верю в магию, которая в конечном счете является просто силой материализации воображения в реальность. Наш сверхмеханизированный век недооценивает свойства иррационального воображения, которое кажется едва ли практичным, но на самом деле лежит в основе всех открытий».
ОЛЬГА: А в чем лично вы видите объяснение тому, что Сальвадор Дали остается одним из самых популярных художников в мире?
МОНСЕ АГЕР: Я считаю, что он остается одним из самых популярных художников в мире благодаря своей способности улавливать бессознательное и приближать нас к миру сновидений. Опять же из-за его способности провоцировать нас. Он представляет собой уникальное сложное и тревожное царство, которое завораживает и волнует зрителя, заставляя его мечтать — мечтать в самом широком смысле этого слова.
ОЛЬГА: Выставка в Москве называется «Сальвадор Дали. Магическое искусство», в 1948 году была впервые издана книга Дали «50 секретов магического мастерства»? «Магическое» в названии выставки — это слово связывает выставку с книгой?
МОНСЕ АГЕР: Действительно, это так. Дали считает себя плохим художником по сравнению с великими мастерами прошлого. По сравнению с современными художниками он считает себя хорошим, даже превосходным художником. Его навязчивая идея — достичь технического совершенства. Он хочет выразить реальность так, как она есть, по крайней мере, его собственная реальность, как можно точнее. Он — художник, чье страстное и глубокое знание искусства прошлого прокладывает путь к самому современному искусству. Когда он публикует свой трактат о живописи, он провозглашает себя спасителем современного искусства и заявляет: «Эта книга освящена этим крестовым походом, и я посвящаю ее всем молодым, кто верит в истинную живопись».
ОЛЬГА: Вы — директор музеев Дали и Центра изучения наследия Дали фонда «Гала – Сальвадор Дали», и принадлежите к числу сотрудников фонда, лично знавших Сальвадора Дали. В чем для вас магия его мастерства?
МОНСЕ АГЕР: Его страсть к зрительным эффектам выразилась в особом интересе к двойным или невидимым образам. Он упорно трудился над тем, чтобы особым образом воссоздать двойные образы, то есть получить образ, который без каких-либо его элементов, может быть преобразован в совершенно другой одним лишь актом воли. Дали учит нас, как смотреть. Дали заявляет: «открытие «невидимых образов», безусловно, было частью моей судьбы. Когда мне было шесть лет, я поразил своих родителей и их друзей своей почти медиумической способностью “видеть вещи по-другому”. Я всегда мог видеть то, что другие не могли видеть, а то, что они видели, я не видел».
ОЛЬГА: Дали – действительно очень популярная личность. О нем много написано, о нем говорят, его работы знают. Но с популярностью обычно связаны расхожие заблуждения, укоренившиеся мифы, не имеющие под собой никакого отношения к реальности. Популярность часто приводит к поверхностному восприятию личности. В чем по вашему мнению основные распространенные заблуждения о Дали как человеке и художнике, если они есть?
МОНСЕ АГЕР: Мы обычно путаемся между публичной персоной и частным лицом. Дали надевает маску, он создает образ, который сначала отворачивает нас от него, от частного человека, работающего в своей мастерской. На мой взгляд, это способ выиграть время и свободу, чтобы рисовать, отстранившись от всех. Дали знает, что всем он обязан зрителям. Он научился этому, когда жил в США. Но все же он отчаянно ищет все больше и больше времени для работы. Дали преподносит себя как гения, и он создал публичную персону, которая в конечном итоге стала одним из самых выдающихся его творений, явно позиционируя его как источник, к которому обращаются такие художники, как Энди Уорхол. В то же время он опирался на притягательную силу идеалов Ренессанса, как гуманист, занимающийся различными сферами творческой деятельности.
ОЛЬГА: Как вы считаете выставка в Москве поможет посетителям лучше понять сложность и многогранность Дали?
МОНСЕ АГЕР: Целью выставки является ознакомление посетителей с самим Дали и его творчеством. Мы хотим, чтобы зрители понимали воображаемое Сальвадором Дали и то, как он подходит к искусству. Нам нужно, чтобы они лучше понимали его сложность, и мы действительно хотим, чтобы его работа слала им ближе. Мы бы хотели, чтобы гости познакомились с творческим процессом мастера. Выставка позволяет познакомиться с его многоплановой художественной карьерой, шаг за шагом переходя из одного периода в другой.
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель