Арт-обзор 03.10-10.10.24

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

 

04.10.24. Фонд Ruarts совместно с нижегородской студией «Тихая» представил первый персональный проект Всеволода Абазова, сооснователя и постоянного участника нижегородской команды уличных художников «ТОЙ», существующей с 2012 года. Сообщество нижегородских художников и их единомышленников – студия «Тихая» образовалась в 2015 году в качестве рабочего пространства для молодых авторов. Со временем превратилась в полноценную институцию и точку притяжения для профессионалов в области современного искусства и увлеченных зрителей. В 2022 году получила институциональное оформление — юридическое лицо, административную команду и здание, в котором сочетается служебное и публичное функциональное наполнение. Программная деятельность студии включает мастерские и выставки, исследовательскую и архивную работу, арт-резиденцию и открытое хранение. В фокусе Всеволода Абазова часто оказывается современный городской фольклор: песни, поговорки, жаргонизмы, сленг. Представленная на выставке инсталляция с длинным, но передающим всю суть названием «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного пользования» состоит из двенадцати скульптур, в которых бытовые вещи и ординарные материалы сплетаются в причудливые антропоморфные образы. «Этот проект — свободное размышление о том, что мне интересно в занятии искусством. Любое свое произведение я считаю незаконченным, если в нем отсутствует персонаж. Поначалу я изображал его целиком, однако со временем понял, что фрагментарного появления тела внутри композиции может быть достаточно. Даже палец или пятка дают работе необходимый — человеческий — масштаб. Скульптурная группа „Руки, ноги, голова…“ является юмористической фантазией, попыткой оживить неживые вещи», – Всеволод Абазов. Выставка работает до 03.11.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда Ruarts

 

07.10.24. ГМИИ им. А.С. Пушкина представил выставку «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России». Экспозиция включает работы не только знаменитых, но и малоизвестных мастеров, что позволяет наиболее полно отразить этапы развития творчества фламандских художников во главе с Франсом Снейдерсом, многозначность и скрытый символизм фламандской живописи XVII века. Натюрморт как самостоятельный жанр живописи сформировался только в XVIIвеке. Сам термин появился позже во Франции, а в Нидерландах использовалось понятие stilleven, дословно означающее «неподвижная жизнь». Авторы композиций сосредотачивались на тех «поджанрах», в которых они чувствовали себя наиболее уверенно. Современники той эпохи обладали особым ассоциативным мышлением. Все вещи и явления окружающего мира казались им наделенными глубоким внутренним смыслом. В каждом натюрморте подбор вещей может заключать в себе множество значений, как положительных, так и отрицательных, часто – взаимоисключающих. Франс Снейдерс – один из главных представителей жанра в то время. Более всего он известен своим мастерством в передаче избыточности материального мира: в изображении охотничьих трофеев, разнообразной дичи, кухонь, рынков и торговых лавок. Самой ранней из его работ в экспозиции является «Натюрморт с устрицами и куропатками» из собрания Международного Института Культурного Наследия, дающая представление об истоках искусства великого фламандца. Произведения современников и последователей Снейдерса дополняют экспозицию и отражают основные этапы развития фламандского натюрморта, многообразие его типов, а также все многоголосие индивидуальных авторских манер крупнейших мастеров. В экспозиции представлена единственная в мире подписная работа Николаса Каве. Важной частью экспозиции стали рисунки. Помимо столичных и региональных музеев, экспонаты предоставили два частных собрания. К выставке подготовлен научный каталог со статьями сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. В рамках инклюзивной программы пройдут экскурсии на жестовом языке; посетителям будут доступны тактильные реплики экспонатов. Запланировано также проведение международной конференции «Випперовские чтения», посвященной проблематике западноевропейского натюрморта. А в декабре в Белом зале Главного здания музея пройдет XLIII Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», тематически связанный с выставкой. Куратор: Вадим Садков, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка работает в Белом зале, колоннаде, залах 19–20 главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина до 26.01.25.

 

Фото: Антон Баклыков

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея

 

07.10.24. Мультимедиа Арт Музей, Москва и Alina Pinsky Galleryпредставили выставку классика отечественного и мирового искусства, современного художника, скульптора Игоря Шелковского «Небесный город. Мастерская художника». Alina Pinsky Gallery и лично Алина Пинская на протяжении последних лет представляет и поддерживает выставочные проекты Игоря Шелковского. Ретроспективная выставка в МАММ охватывает почти 70 лет творчества Шелковского, начиная с 1960–1970-х годов до сегодняшнего дня. В экспозиции представлено более 600 скульптур, живописных и графических произведений художника. Еще во время учебы на театрально-декорационном отделении Московского художественного училища памяти 1905 года Шелковский увлекся беспредметным искусством, сблизившись с кругом художника Владимира Слепяна, куда входили ключевые фигуры послевоенного абстракционизма. В это же время Шелковский познакомился с самобытным живописцем Федором Семеновым-Амурским, который стал одним из его главных учителей. В 1962–1966 годах Шелковский работал художником-реставратором в Московском Кремле и Великом Новгороде, где восстанавливал росписи Софийского собора и фрески Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Опыт этой работы дал ему импульс к собственным художественным экспериментам. В своем творчестве он, в частности, будет опираться на иконописную технику — при́порох. Древнерусские мастера прокалывали иглой контуры изображения на бумаге, прикладывали лист к левкасной (грунтованной) поверхности, набивали в отверстия угольный порошок и получали точечный рисунок для последующей обводки. Изобразительную систему Игоря Шелковского можно описать как мета-аванград. Она сложилась под влиянием двух внутренне связанных традиций. В его работах отражаются мотивы древнерусского искусства и деревянного зодчества — сложной резьбы наличников, геометрических и растительных орнаментов — и поиски аналитических основ формотворчества, находившихся в центре внимания русского авангарда. Рельефы и скульптуры художника продолжают традиции авангардистов Казимира Малевича, Ивана Пуни, Владимира Татлина, Ивана Клюна. Первое знакомство Шелковского с русским авангардом состоялось еще в 1960-е годы в период работы реставратором, когда ему разрешили посетить запасники Третьяковской галереи. Произведения Марка Шагала, Василия Кандинского и других модернистов произвели на него ошеломляющее впечатление. Конец 1960-х – начало 1970-х годов — поворотный этап в биографии Шелковского. Во время поездки в Дом творчества для скульпторов в Переславле-Залесском он познакомился с Александром Косолаповым, Леонидом Соковым, Борисом Орловым и так же, как они, занялся скульптурой. В 1971 году как член Московского Союза художников Шелковский получил отдельную мастерскую на Сретенке и получил возможность работать с объемными формами. С этого времени именно скульптура стала его основным медиумом, сохраняя непосредственную связь с его живописью. Он переводит в объем вполне традиционные картинные сюжеты и жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), но переосмысляет их в соответствии со своей художественно-философской оптикой. 1975–1976 годы — время плотного общения с Костаки, которое продолжалось до самой смерти коллекционера. Насмотренный, сформированный русским авангардом взгляд Костаки был очень важен для Шелковского. Этот период стал невероятно плодотворным для художника. В 1976 году Шелковский оказывается во Франции. Московскую мастерскую художника снесли, а в Париже ему предложили студию в городе Эланкур. Во второй половине 1970–х и в 1980-е годы Шелковский продолжал заниматься в основном скульптурой и много времени посвящал изданию журнала «А-Я», благодаря которому во время перестройки весь мир узнал о современном русском искусстве по ту сторону железного занавеса, а художники-нонконформисты осознали себя частью глобального сообщества. Наиболее точное определение своим скульптурам дал сам Шелковский, назвав их «рисунками в воздухе». «Меня интересует не массив камня, гипса, бронзы, а скорее абрис, схема, прозрачность. Я как бы рисую в воздухе, взгляд видит линии, контур, и лишь воображение создает общее, то есть сам предмет». Художник подчеркивает, что любая его работа, даже самая абстрактная, «имеет точкой отправления какую-то реальность». В интерпретации художника деревья, цветы, животные, человеческие фигуры становятся пластическими формулами, составными элементами созданного им универсума. Выставка в МАММ дает уникальную возможность оказаться внутри пространства, обычно закрытого от посторонних глаз и доступного лишь узкому кругу приглашенных. Мастерская Шелковского — его opus magnum (лат. «великая работа») — тотальное произведение искусства, не прерывающееся в своем развитии, где нет ничего случайного, всему предназначено свое место согласно внутренней драматургии пространства. По словам художника, каждая новая студия определяет начало нового этапа в его творчестве. Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова. Выставка работает до 15.12.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой МАММ

 

07.10.24. В Мультимедиа Арт Музее, Москва состоялось открытие выставки Николая Полисского и артели «Никола-Ленивецкие промыслы»«Электроарт». Российский художник Николай Полисский известен также как основатель крупнейшего в Европе арт-парка «Никола-Ленивец» и уже ставшего культовым фестиваля современного искусства и ландшафтных объектов «Архстояние». До 2000 года он работал преимущественно как живописец. В 2000 году во время поездки в Нижний Новгород Николая Полисского посетило видение: сотни снеговиков, стоявших на высоком берегу реки Угра, протекающей рядом с деревней Никола-Ленивец. Вернувшись в деревню в феврале, Николай Полисский вместе с друзьями Константином Батынковым и Сергеем Лобановым попытались слепить снеговиков на речном склоне, но так как стоял мороз, технически это сделать было сложно. Тогда он спонтанно попросил селян помочь с воплощением проекта. Оставив в деревне схему расположения снеговиков, художник вернулся в город. Через две недели ему позвонили из Никола-Ленивца, сообщив, что «снежный народ» готов. Шеренга из 250 снеговиков, напоминавшая о терракотовой армии китайского императора династии Цинь и одновременно навевавшая воспоминания о Стоянии на Угре 1480 года, была завораживающе прекрасна. Художник сфотографировал снеговиков, которые позднее растаяли под лучами весеннего солнца. Проект имел огромный успех у арт-сообщества, а МАММ в тот же год приобрел фотографии в коллекцию музея. Сам Полисский считает, что с проектом «Снеговики» он в 43 года заново родился как художник. Живописные ландшафты вокруг деревни Никола-Ленивец стали основным местом создания его арт-проектов. Для них он выбирает только природные материалы, используемые в сельском быту, и с 2000 года работает вместе с художественной артелью состоящей из жителей деревни Никола-Ленивец. Работы художника связаны как с русской мифологией, так и с историей искусства. Более двух лет Николай Полисский работал над проектом для МАММ. «Электроарт» — это пластическая метафора современного мегаполиса, опутанного электрическими проводами, которые протянуты под землей и над землей, пронизывают жилые и производственные пространства. Электричество проникло буквально во все сферы бытия. XXI век — эпоха невероятного ускорения темпов научно-технического прогресса. Без электричества на серверах не могли бы храниться огромные базы данных. Человеку все сложнее и сложнее осознавать происходящие перемены. На протяжении тысячелетий люди постигали красоту природы с помощью искусства. Сегодня художники пытаются осмыслить техногенный мир, достижениями которого мы пользуемся, но зачастую не понимаем механизмов их функционирования. «Этот мир для меня безумно сложный, даже переусложненный. Поэтому я пытаюсь как-то с ним подружиться, делая подобный проект», –  Николай Полисский. Создавая «Электроарт», художник апеллировал к знаменитым архитектонам Малевича. Использование уже традиционных для Полисского материалов — дерева и лозы — придает универсальным архетипическим формам определенную теплоту и человечность. В «Электроарте» Полисский активно работает с цветом. Сам художник определяет эту фантасмагорическую инсталляцию как трехмерную живопись. Здесь он возвращается к собственному живописному опыту, а также к опыту повлиявших на него импрессионистов. Пульсация цвета в проекте Полисского — это и попытка визуализировать прохождение электрического тока по проводам, опутывающим мир, и своеобразная кардиограмма эмоциональных переживаний, возникавших у автора в процессе работы над проектом. По «городу» Николая Полисского, напоминающему лесную чащу, можно и нужно блуждать, в нем даже интересно заблудиться. Он возвращает нам детскую способность воображать и мечтать и детскую же жажду познания мира во всей его полноте. Куратор: Анна Зайцева. Выставка работает до 15.12.24.

 

Фото: Анна Екомасова

Фотографии предоставлены пресс-службой МАММ

 

08.10.24. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представил выставку «Архитектура говорит», приуроченную к 90-летию Музея.  Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева – это первый в мире специализированный музей архитектуры и единственный в России – хранящий и исследующий предметы, связанные с мировой и отечественной архитектурой. Музей продолжает традиции объединённых в 1963 году Научно-исследовательского музея архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР (учреждён в 1934 году) и Музея русской архитектуры (учреждён в 1945 году) и носит имя своего основателя и первого директора, выдающегося архитектора Алексея Щусева. Собрание Музея архитектуры включает более 840 000 предметов. Это крупнейшая коллекция по истории архитектуры: авторская графика XVII-XXI веков, фрагменты утраченных памятников и строительные материалы, церковная деревянная скульптура XVII-XIX веков, авторские модели зданий, редкие книги, художественные ткани, живопись, мебель, резьба по дереву, скульптура, керамика и многое другое. Свою коллекцию Музей демонстрирует публике путём проведения выставок, посвящённых истории отечественной и зарубежной архитектуры, монументального искусства, урбанистке, дизайну, современной мировой архитектуре. Ведётся научно-исследовательская, реставрационная и просветительская работа. В 1995 году Указом Президента РФ музею и его собранию был присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия. Музей сотрудничает со многими культурными учреждениями и организациями, архитектурными бюро, отраслевыми изданиями. Эксперты музея принимают участие в деловых и выставочных программах, крупных мероприятиях в сфере архитектуры. Ежегодно Музей организует более 20 выставок, в том числе выездные проекты в разных регионах Российской Федерации и за рубежом.

Варвара Алешина, куратор выставки: «Мы долго думали над тем, как назвать выставку, приуроченную к такой важной дате, как юбилей музея. В долгих обсуждениях родилось название «Архитектура говорит». На наш взгляд, в этой фразе получилось отразить всю суть работы музея. Архитектура – то искусство, которое окружает нас всех ежедневно, но не каждый может «услышать» её в городской суете. Музей же становится местом, где можно научиться понимать язык архитектуры».

Выставка «Архитектура говорит», представляя всю широту музейной коллекции, посвящена многогранному миру архитектуры. На протяжении 90 лет с момента своего основания Музей искал способы говорить о сложном искусстве архитектуры и делать этот рассказ понятным. За годы работы Музея сформировались разные подходы к представлению архитектуры, ориентированные в первую очередь на широкую аудиторию. Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева: «Юбилейные даты всегда воспринимаются как некий рубеж: момент подведения итогов и планирования будущего. Главным вызовом для Музея архитектуры сегодня является отсутствие постоянной экспозиции, которая перестала существовать в 1990 году в связи со значительным сокращением территории. В формате выставочных проектов мы раскрываем отдельные архитектурные сюжеты, которые, дополняя друг друга, складываются в масштабное повествование. Выставка, посвященная 90-летию Музея – это давно ожидаемый публикой разговор об архитектуре, как особом виде искусства, во всем ее многообразии и сложности, прообраз постоянной экспозиции. Алексей Щусев, размышляя о задачах музея, писал: “Язык архитектуры всегда был одним из могучих средств выражения глубоких и заветных мыслей народа”. Знание архитектурного наследия и умение понимать его – одна из важнейших основ национальной идентичности, важнейший шаг на пути формирования уважения и любви к своей стране». Музей предлагает взглянуть на этот вид искусства с восьми разных ракурсов. Разделы выставки показывают архитектуру как идею, как материал, как стиль, как тип, как город, как интерьер, как объект рисования и фотосъёмки. Всего в экспозиции представлено более 400 предметов из фондов Музея. Над архитектурным решением выставки работало московское бюро SAGA, над графическим дизайном – студия Holystic. Дизайнерская идея в основу выставки заложила образ архитектурной мастерской: строгие функциональные поверхности, линии чертежей, макеты деталей зданий, технические обозначения. Простота материалов и лаконичность визуального решения призваны подчеркнуть разнообразие экспонатов и передать обстановку рабочего пространства архитектора. Музей архитектуры готовит выпуск издания «Архитектура говорит», в котором будут опубликованы предметы коллекции Музея, представленные на выставке. Подготовленная совместно с издательством «Бослен» книга раскроет все темы, заявленные на выставке. Презентация издания запланирована на конец 2024 года. Кураторы выставки: Варвара Алешина – искусствовед, заведующая отделом популяризации архитектуры Музея архитектуры им. А.В. Щусева и Полина Покладок – искусствовед, заведующая сектором экскурсионно-лекционной работы отдела популяризации архитектуры Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Выставка работает в пространстве Анфилада до 26.01.25.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея

 

09.10.24. Московский музей современного искусства представил выставку «Неявное. Пустяки и нелепости Александра Ермолаева». В экспозиции собраны преимущественно поздние работы художника, архитектора, дизайнера, учителя Александра Ермолаеваи и его учеников. Лейтмотивом выставки стала Тишина, присутствующая в пустынных пейзажах, в скромных предметах, в живых поверхностях и в анонимности предъявления реди-мэйда. Организованная Александром Ермолаевым в 1980 г. творческая студия «Театр архитектурной формы» (ТАФ) – сегодня независимая дизайнерская Мастерская-ТАФ – разрабатывает и реализует идеи экологического проектно-художественного творчества. В 2006 году Мастерская-ТАФ стала лауреатом Национальной премии российского дизайна «Виктория» как лучший дизайн-коллектив года. Научно-творческая деятельность Ермолаева включает созданные им книги, альбомы, монографии, фиксирующие его профессиональное дизайнерское кредо. Творчество Александра Ермолаева многообразно. Художник исследует самые разные техники и способы художественного высказывания.  Его объекты последнего времени часто почти не отличаются от заготовок, хранящихся в мастерской художника. Сам Ермолаев называет свою сегодняшнюю художественную активность «постпрофессиональным язычеством», подразумевая максимальную свободу от накопленного опыта, знаний, правил, художественного произвола. Остается только самое главное — диалог с материалом, редко с сюжетом, сотворчество, превращающее отдельные части в целое. Александр Ермолаев не только художник, но и учитель, воспитавший немало архитекторов-дизайнеров, чьи работы также представлены на выставке. В экспозиции собрано более 250 работ, расположенных в блоках-залах по визуально-смысловым признакам: белое, бесследное, затертое, проступающее; темное, материальное, архаичное; игра с материалом, веселое, легкомысленное; среды, стихии; существа, люди, портреты; предметы, анонимное, найденное, коллекции. Работы в залах соединяются в инсталляции. К выставке подготовлена книга-каталог. В нее кроме работ вошли избранные тексты художника и фрагменты мировой литературы, созвучные особому взгляду автора на окружающую действительность. Выставка организована при поддержке мецената Олега Жукова. Выставка работает в ММОМА, Петровка, 25 до 24.11.24.

 

Весна. Армения. 1970‑е слайд

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

 

Г09.10.24. Галерея Carré d’artistes Moscow представила новую серию керамических объектов / печных изразцов Mirage Люси Соловьевой (LU) в пространстве Embers Lab. В конце октября произведения художницы будут показаны на стенде галереи на ярмарке современного искусства Cosmoscow. В 2024 году галерея Carré d’artistes Moscow отмечает 10-летний юбилей, в связи с этим событием галерея запускает новый проект, ориентированный на поддержку художников, в том числе посредством музейной и выставочной деятельности, презентация которого пройдет в Москве в ноябреЮлия Акимова, основатель галереи Carré d’artistes: «За годы работы нашей галереи мы привозили французских художников в Москву, находили талантливых авторов в регионах, знакомили с их творчеством самую широкую аудиторию, организуя музейные выставки и участвуя в крупнейших ярмарках современного искусства. Сегодня, когда художественный рынок динамично развивается — появляются культурные институции, вырастает новое поколение талантливых художников, создаются яркие коллаборации, — мы открываем новый для галереи проект. В ближайшие годы мы планируем на регулярной основе представлять авторов галереи в пространствах музеев, крупных фондов и на внешних площадках, организуя кураторские проекты». На выставке в Embers Lab представлены произведения живописи и графики LU, однако центральное место в экспозиции занимает серия керамических объектов, исполненных в формате печных изразцов. В конце октября ее новый керамический проект Mirage будет представлен на Cosmoscow. В 2025 году Carré d’artistes планирует провести персональную выставку в Московском музее современного искусства ММОМА.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

10.10.24. В парке «Зарядье» в пространстве Паркинг Галереи открылась третья выставка молодых художников «ВЫПУСК’24’». Масштабная междисциплинарная экспозиция собрала дипломные работы авторов, окончивших в этом году столичные художественные и архитектурные вузы. В выставке принимают участие более 200 молодых художников из 22 учебныхзаведений Москвы. «ВЫПУСК» – один из флагманских проектов парка «Зарядье» – впервые прошел в 2022 году.  В третий раз выставка представляет разные жанры и виды искусства: живопись и графика, скульптура, архитектурные рисунки и макеты соседствуют с произведениями из керамики, стекла и текстиля, иллюстрацией и анимационными фильмами, технологичными работами с использованием VR, фотографией и предметами дизайна, компьютерными играми, театральными макетами и инсталляциями. Ставшая ежегодной, выставка становится дебютом для многих молодых авторов, которые уже в ближайшие годы будут выставляться в галереях и на крупных музейных площадках, и формировать новую творческую среду. Она также представляет в одном месте 22 творческих вуза, готовящих художников разных специальностей. Экспозиция играет роль наглядного путеводителя для будущих абитуриентов, которые только выбирают направление творческого обучения.  Выставка 6+ открыта для посетителей по 08.12.24.

 

Школа дизайна ВШЭ_Полина Штанько_Серия объектов Потерянный рай

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

10.10.24. Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка «Люся Воронова. Ирга Ламарка», организованная Фондом поддержки искусства Люси Вороновой. На выставке представлены живописные и графические произведения, многие из которых экспонируются впервые и созданы специально к этому проекту. В своих последних работах автор продолжает тему орнамента, сплетающегося из абстрактных и растительных элементов. Название выставки отсылает к природному миру, который столь дорог всем наивным художникам, с одной стороны, и с другой – близок тем, кто, так же, как и Люся Воронова, профессионально исследуют пластические, изобразительные и формальные элементы художественного языка, кто мог бы сокращать дистанции и создавать возможности более открытого, непосредственного, чувственного контакта с миром. «Я рисую постоянно. Рисую вибрации и дыхание, мелькание за окном электрички. Мои работы не мешают думать. Зритель погружается в свои мысли, слушает себя. Это транс, медитация. Музыка», – Люся Воронова. Ирга Ламарка — это кустарник или дерево, гибрид двух видов, названный в честь французского натуралиста. Его бутоны — с белыми звездами лепестков — весной раскрываются на ковре из розовой листвы, которые меняют свой цвет на протяжении сезонов. Масштабный проект завершает юбилейный год Люси Вороновой, на протяжении которого прошло несколько выставок в Москве и в других городах России, издан художественный альбом «Мозаичность», представленный во Всероссийском музее декоративного искусства. Куратор выставки: Михаил Сидлин. Выставка работает по 03.11.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

10.10.24. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил персональную выставку Саши Кузнецовой «Бесполезные земляные работы» — проект, ставший победителем в номинации «Выставка на Фабрике» программы «Фабричные мастерские. Сессия X». «Ощущения последних лет можно описать, как состояние неопределенности, зыбкости, утраты почвы под ногами и постоянного тревожного всматривания в расползающуюся, подвергшуюся энтропии современность». Художник и преподаватель Саша в настоящее время руководит направлениями «Современное искусство» и образовательной программой «Дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. В своих инсталляциях и объектах Александра исследует различные формы функционирования городского пространства, работает с темами утопий и урбанистическойхонтологией, исследует влияние городских феноменов и пространств на человека, его образ мыслей и поведение. В инсталляции «Бесполезные земляные работы» представлен сконструированный автором несуществующий топос, вымышленный ландшафт, — своего рода «не-место». Именно так переводится «утопия» — от древнегреческого οὐ «не» и τόπος «место». Это «не-место» характеризует настоящее — растянувшееся на неопределенное время пребывание в нигде. Когда прошлое не отступает окончательно, а будущее, кажется, не наступит никогда. Конструируя идею выставки художница обращается к сборнику эссе Мартина Хайдеггера Holzwege — «Лесные тропы», изданном в 1950 году. В этом тексте Хайдеггер размышляет о кризисе европейской философии и культуры и использует метафору устойчивого немецкого выражения Auf dem Holzweg sein — «быть на ложном пути», которое указывает на ошибочный, тупиковый путь и необходимость с него сойти. Слово Holzwege в немецком языке обозначает деревянные дорожки-настилы, которые прокладывают в лесу дровосеки для добычи древесины и последующей транспортировки леса. Хайдеггер пишет о том, что ложная, заведомо тупиковая дорога в результате приводит к истоку и возвращению к земле, являющейся основой, из которой происходит мир. Автор предлагает зрителю, следуя по деревянным дорожкам-мосткам через инсталляцию, поразмыслить, где он находится и что перед ним — руины или начало нового? Являемся ли мы свидетелями последних времен, переживая тотальную опустошенность, или видим замирание, предшествующее любому началу. Выставка работает в зале «Оливье» до 01.12.24.

 

Фрагменты инсталляции Бесполезные земляные работы_Саша Кузнецова

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦТИ «Фабрика»

 

10.10.24. SISTEMA GALLERY представила выставку «Энергия цвета» австрийского художника Руди Молачека. Экспозиция объединила 15 живописных произведений, созданных в 2010-е – 2020-е годы. Руди Молачек начинал карьеру фотографом. В 1980-е годы он жил в Нью-Йорке и работал с культовым изданием Энди Уорхола Interview Magazine. В этот же период художник сблизился с представителями зарождающегося течения Neue Wilde («Новые фовисты»). В 1990-е одним из первых экспериментировал с компьютерной графикой, создавая абстрактные цветные геометрические и биоморфные структуры, которые затем печатались на баннерной ткани. Важность экспериментов Руди Молачека в области «цифровой живописи» была отмечена известным австрийским куратором и теоретиком медиа искусства Петером Вайбелем.
Свой путь в живописи Руди Молачек начал в 1984 году. Сегодня художник создает яркие крупноформатные абстракции, где главное место отводится цвету – «Я хочу, чтобы картины выглядели так, как будто они освещены изнутри». Уроженец Вены, Руди Молачек, считает, что ее барочная архитектура повлияла на пульсирующую структуру его живописи, и иронично характеризует свое творчество нео-поп и поп-барокко. Несмотря на то, что его стиль формировался в кругу авангардных художников, вдохновение Молачек черпает в классическом искусстве между Возрождением и рококо: «Может быть, из-за опыта фотографирования, но модернизм меня не интересует, меня интересуют Тициан, Эль Греко, Тинторетто, Тьеполо, Ватто, Фрагонар». Куратор выставки: руководитель SISTEMA GALLERY Анастасия Волкова. Выставка работает до 30.11.24.

 

Без названия

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

10.10.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: