Жемчужина немецкого романтизма впервые на российской сцене. «Житейские воззрения кота Мурра» — необычное произведение, где впервые использован приём компиляции. Так, жизнеописание гениального композитора Иоганнеса Крейслера вдруг смешивается с автобиографией высокоумного кота Мурра и эти две жизни событийно не связаны! Не имея наработок предшественников, режиссёр Екатерина Гранитова-Лавровская свободно экспериментировала с материалом, что вылилось в увлекательную почти четырёхчасовую постановку. Удалось не только сохранить смысловые акценты произведения и его специфическую иронию, но отчасти воплотить мечту самого Гофмана о синтезе искусств: в спектакле активно используется хореография, звучит хор, живой рояль, исполняются произведения самого Гофмана, Баха, Россини, Оффенбаха, Паизиелло. Отдельным перфомансом стоит обозначить мелодию, сыгранную на чайных чашечках.
Уроженец Калининграда, вернее, бывшего Кёнисберга (Пруссия), юный Гофман обнаружил у себя незаурядные таланты художника и музыканта. Поколебавшись в выборе между двумя профессиями, Гофман стал… юристом. Впрочем, судьба однажды привела его на должность капельмейстера оперного театра. Там Гофман сочинял музыку, исполнял её, дирижировал оркестром и рисовал декорации. Собственно, Иоганнес Крейслер, чей жизненный путь нелепым образом соединился с биографией кота, – и есть сам Гофман. Но и Мурр – носитель авторских идей, частенько его изящные, пространные рассуждения цитируют дневниковые записи Гофмана. Связь романтического героя и пародии на него режиссёр удачно обыгрывает: кошачья и человеческая природы в постановке флюидны и взаимопроникающи, как инь и ян. Хористы в чёрных академических костюмах звучат то нарочито серьёзно, то срываются на протяжное «мяу». Пластика Фёдора Леонова, несомненной звезды постановки, балансирует между манерами человека и кота. Его романтичный, порывистый Крейслер и ранимый интеллектуал Мурр в исполнении Андрея Финягина — будто выставленные друг на друга зеркала.
12+, обозначенные театром, всё же предполагают подготовленность зрителя. Со сцены звучат монологи классической литературной школы иногда на языке оригинала, высвечивается конфликт мечты и действительности, одиночества гения в мире филистеров, не забыто и замечание Крейслера о делении человеческого вида на музыкантов и просто хороших людей. Но при желании можно легко отстраниться от трактовок и концепций и погрузиться в атмосферу гофманского волшебства, лёгкости и изящества, оценивая происходящее на сцене глазами не просвещённого философа-музыканта, но просто хорошего человека.
«Мурркулатура Гофмана» 12+
Школа драматического искусства
Зал «Манеж», продолжительность 3 часа 40 минут
Ближайший показ: 30 ноября
Фото || предоставлены пресс-службой театра
Автор || Татьяна Михальская