Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
05.04.19. В московском арт-пространстве «Эфир» прошел перформанс «Она это мы», по мотивам пьесы Ив Энцлер «Монологи вагины». Amnesty International на протяжении более полугода поддерживает этот перформанс. Режиссёр и автор идеи преферанса Лидия Русскова рассказала Cabinet de l’art: «Этот спектакль-перформанс — возможность откровенно, доступным языком рассказать истории о современных женщинах. Многие темы, о которых мы говорим, никогда прежде не были раскрыты в рамках театрального преферанса, например, монолог «Тендер». В каждом из комичных сюжетов я хотела поднять темы о принятии себя, принятии новых правил игры как самими женщинами, так и обществом. Эти истории про женщин будут интересны и понятны всем: мужчинам, молодым девушкам и парням, поколению постарше. Я вижу по реакции зала, что включиться в спектакль легко, и равнодушных нет. Слово перформанс на английском означает само действие, происходящее на сцене. «Она это мы» — и спектакль и перформанс одновременно. Актрисы взаимодействуют со зрителем, это превращает их в соучастников вечера — реакция зала делает каждый перформанс уникальным. Мы выступаем на многих площадках и планируем проводить дискуссии в рамках Femfest 2019.»
Фотограф Игорь Африкян, фото предоставлены режисером Лидией Руссковой
09.04.19. Askeri Gallery представила персональная выставка Глеба Скубачевского «In Regeneration». В новом персональном проекте Глеб Скубачевский продолжает развивать технику, показанную годом ранее в проекте «Anima Aliena». Выставка «In Regeneration»/«В возрождении» отражает отношение Скубачевского к художественному прошлому и настоящему своей страны. В пространстве Askeri Gallery представлены работы в черно-белом цветовом решении — геометрические композиции, вдохновленные наследием русского авангарда, Выполненные в узнаваемой авторской технике 3D объекты выражают интерес художника к локальным базовым цветам и игре с текстурой. «Regeneration» переводится как «возрождение»… Возрождение — процесс, возвращающий нас к поискам авангардистов, кубистов, супрематистов начала 20-го века, оказавшим влияние на развитие мирового искусства. В своих работах я продолжаю те традиции, интерпретируя их из современного контекста», — комментирует Глеб Скубачевский. Выставка работает 15.04.19 – 31.05.19.
Фото предоставлены Askeri Gallery
09.04.19. Галерея современного искусства 11.12 представила выставку Ани Желудь «Анти-люстра». Экспозицию формируют новые серии работ, объединенные тематически и возникавшие параллельно: скульптурные «Анти-люстры» и живописные «Воображаемые объекты». В «Анти-люстрах» ассортимент обычного магазина светильников со всевозможными люстрами и бра, представленными в фирменной технике автора — контурной скульптуры из гнутого прута, вполне узнаваем. В «Воображаемых объектах» отдельные детали осветительных приборов составлены в абстрактные геометрические конструкции, плафоны и патроны почти утратили связь с действительностью. Контур, заполненный цветом или же просто воздухом, служит главным выразительным средством Ани Желудь. Обе серии заставляют вспомнить о полярных определениях, которыми оперирует в своем искусстве автор Анна Жёлудь: реализм, поскольку речь всегда идет о реальном вещном мире, и минимализм, поскольку выразительные средства предельно скупы. Выставка работает до 12.05.19.
Фото предоставлены Галереей 11.12.
09.04.19. Галерея КультПроект представила выставку Ольги Давыдовой «По ту сторону Аквилона». Выставка отсылает к утверждению, что именно на севере — начало мира, что заря человечества просияла в этих суровых краях. Глядя на работы Ольги Давыдовой, не сомневаешься, где надо искать загадочную страну — Гиперборею, легендарную северную цивилизацию. Греки утверждали, что этот народ обитает «по ту сторону Аквилона» — там, где рождается северный ветер, в стране, где солнце светит полгода, а затем на полгода скрывается от глаз. Выставка работает до 12.05.19.
Фото предоставлены Галереей КультПроект
10.04.19. В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева, Флигель «Руина» состоялось торжественное открытие выставки «Баухаус. Белый город Тель-Авива». Организаторы выставки: Институт Генплана Москвы, Центр Баухауса в Тель-Авиве (Bauhaus Center Tel Aviv), ГНИМА им. А. В. Щусева Посольство Государства Израиль в РФ, «Натив» — Израильский культурный центр при Посольстве Государства Израиль в РФ. В апреле 2019 года во всем мире отмечают 100-летний юбилей Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухаус. Задача уникального выставочного проекта «Белый город Тель-Авива» — познакомить широкую аудиторию с израильским модернизмом 1930–1940-х, наследующим традиции Баухауса. Одна из наиболее значимых «коллекций» архитектуры раннего модернизма находится в Тель-Авиве, это квартал Белый город. Специалисты Института Генплана Москвы и Центра Баухауса в Тель-Авиве отобрали для экспозиции наиболее примечательные примеры реконструкции. При подготовке было использовано более 100 фотографий. Экспозиция демонстрирует в каком состоянии находились охраняемые ЮНЕСКО здания и как они преобразились в результате проведенной реконструкции, всю сложность программы по сохранению архитектурного наследия города и его включению в современный контекст.12.04.19 в 17:30 в лектории 2 этажа флигеля «Руина» Институт Генплана Москвы проведет в рамках выставки круглый стол «Сохранение архитектуры модернизма: закономерность или парадокс?». Выставка работает до 21.04.19.
Фото предоставлены Пресс-службой Израильского культурного центра «Натив»
10.04.19. Государственный музей Востока и Азербайджанский музей ковра представляют выставку «Гармония пространства. Традиционное искусство Азербайджана». В экспозиции представлено более ста предметов декоративно-прикладного искусства из коллекций Азербайджанского музея ковра (Баку) и Государственного музея искусства народов Востока. Цель выставки — рассказать об особенностях традиционного интерьера в домах Азербайджана XIX – начала XX века, о роли ковров и текстиля в создании удивительной гармонии пространства, в котором все подчинено идее красоты, доведенной до совершенства.
Кураторы выставки: Ширин Меликова, Мария Филатова. Выставка работает до 12.05.19.
Фото предоставлены Государственным музеем Востока
10.04.19. Галерея современного искусства ARTSTORY представила новый проект известного краснодарского художника Владимира Мигачёва «Лес». Зритель погружается в тотальную инсталляцию. Автор акцентирует внимание на всех нас окружающем пространстве, на его изменениях в пост-экологическом социуме. Основная часть проекта «Лес» – масштабные живописные полотна размером 2,8 на 1,5 метра — своего рода портреты «Портреты пейзажа».
«Это даже не грусть, тревога, тоска, – это разочарование. Где-то прочитал: «Почему в России ландшафтный дизайн делают от дома до забора? Наверное, потому, что за забором не наше пространство?» Лес – это тоже не наше пространство, судя по потребительскому к нему отношению!» – выражает центральную идею своего проекта Владимир Мигачев. В своих полотнах он использует уникальную авторскую живописную технику. Нередко, помимо красок, на холсте оказываются уголь, зола или кварцевый песок. Выставка работает до 25.05.19.
10.04.19. В Галерее JART при участии Газпромбанка, предоставившего произведения из своей корпоративной художественной коллекции, состоялось открытие выставки Петра Быстрова «Люди. Деньги». На выставке представлены новые произведения и известные, выставлявшиеся ранее работы, выполненные в изобретенной художником технике — «скобогравюра». В экспозицию выставки включены портреты и денежные купюры — две самостоятельные серии, между которыми прослеживается явная взаимосвязь. Банкноты сами становятся вполне одушевлёнными и привлекательными персонажами, обзаводясь своей историей, характером и эмоциональным зарядом. Одновременно образы людей превращаются всего лишь в странный и очень красивый пазл из знакомых и неожиданных предметов. Автору удаётся очень тонко передать характер легендарных личностей при помощи примитивных, строительных материалов. Работы Петра Быстрова находятся в Государственной Третьяковской Галерее, Корпоративной Художественной Коллекции Газпромбанка, в частных коллекциях в России и за рубежом. Музыкально выставка сопровождается саундтреками из репертуара The Beatles и записью их исполнения на терменвоксе. Куратор: Николай Палажченко. Выставка работает до 11.05.2019
Фото предоставлены Галереей JART
11.04.19. В Выставочном зале «Тушино» был представлен проект «Лаборатория белого». На выставке представлены живопись, стекло, керамика, видео-арт — работы таких значимых художников, как Александр Юликов и Игорь Шелковский, Ольга Победова, Виктор Решетников. Всех их объединяет стремление познать изобразительные возможности белого цвета. Для многих участников белый цвет не являлся основополагающим для их творчества, для них выставка стала своего рода исследованием. Белый цвет всегда был очень интересен для изучения. Василий Кандинский в 1910 году так сформулировал свое понятие белого цвета: «Белый цвет действует на нашу психику как великое безмолвие, он абсолютен… Но это безмолвие не является мертвым». Выставка раскрывает целый мир возможностей познания «степени безмолвия белого», познания красоты действительности через оттенки белого, положенного на плоскость картины. Кураторы проекта: Ирина Уварова и Евгений Ципулин. Выставка работает до 22.04.19.
Фото предоставлены куратором Ириной Уваровой
11.04.19. Мультимедиа Арт Музей, Москва в рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» представил три выставки:
— при поддержке Посольства Франции в РФ, Французского института ретроспективную выставку «Три жизни Аньес Варда» легендарного французского режиссера, фотографа и художника Аньес Варда. «У меня никогда не было плана. Я жду, пока что-то станет настолько привлекательным, что я должна это сделать. Любопытство — хорошая черта», — эту фразу, сказанную Аньес Варда в одном из интервью, можно сделать эпиграфом к выставке. Именно эти слова объясняют название проекта — «Три жизни Аньес Варда» — и дают возможность понять, как и почему она завершала один творческий этап и без колебаний переходила к следующему — от фотографии к кинематографу, от кинематографа к современному искусству и снова к фотографии. «Я надеялась, что не доживу до 45. Думала, что романтично умереть молодой». Аньес Варда ушла из жизни 29 марта 2019 года в возрасте 90 лет. На выставке в МАММ представлены ключевые работы Аньес Варда, характеризующие все этапы ее творчества, в том числе документальные фильмы и несколько макетов из 35-миллиметровой пленки, принесшие ей известность как художнику. Выставка работает до 26.05.19.
Фото предоставлены МАММ
— при поддержке Посольства Франции в РФ, Французского института выставку «Валери Белен. China Girls». В этом проекте Валери Белен работает с образностью, найденной еще на заре ее творческой карьеры. Новый фотопроект — это и продолжение, и развитие ее прежних опытов. Само название «China Girls» заимствовано из кинематографа. Так называли девушек, изображения которых появлялись в первых кадрах кинопленки. Рядом с девушками располагалась шкала серого, и такие кадры впоследствии, при проявке, служили для калибровки тона. На вопрос, почему эти девушки назывались именно china girls, точного ответа нет: то ли макияж делал их похожими на фарфоровых (china) кукол, то ли там и вправду использовались фарфоровые манекены. Именно на старинные фарфоровые куклы похожи модели на снимках Валери Белен — модели как будто изображают красивых пленниц, живущих в замкнутом волшебном мире. Выставка работает до 26.05.19.
Фото предоставлены МАММ
— при поддержке Посольства Испании в РФ, Института Сервантеса выставку одного из самых известных современных испанских фотографов Альберто Гарсия-Аликса «Неистовый экспрессионизм». Выставка «Неистовый экспрессионизм» объединяет фотографии, созданные в период с 2007 по 2018 годы, пронизанные духом экзистенциальной свободы.
«Перед вашими глазами, с оперным дыханием и цирковой душой, — неистовость моего анархизма. Неистовый экспрессионизм», — объясняет фотограф. В новом проекте Альберто Гарсия-Аликс исследует природу выразительности, полагаясь на собственные эмоции и интуицию. Выставка работает до 12.05.2019
Специально для Cabinet de l’Art – блиц-интервью с Альберто Гарсия-Аликсом, бунтарем и поэтом, хулиганом и клоуном, фотографом, для которого каждая фотография – это дверь в уникальную историю.
ОЛЬГА: Ваша выставка в Москве в ММАМ называется «Неистовый экспрессионизм». Экспрессионизм – это понятно, а какой смысл вы вкладываете в определение неистовый?
АЛЬБЕРТО: Я работаю, как фотограф, пишу сценарии, сделал фильм, который будет демонстрироваться в кинозале ММАМ в рамках моей выставки – всё мое творчество объединяет поэзия. Смысл поэзии в том, чтобы сказать максимум, используя минимальные средства. Почему я говорю о себе неистовый – наверное, я сам никогда не узнаю. Здесь нет аргументов, это не фигура речи – думаю это дыхание поэзии.
ОЛЬГА: Для вас поэзия и неистовство однозначны?
АЛЬБЕРТО: Я бы сказал, что поэзия питает неистовство. Для меня каждая фотография – это театральная постановка, это входная дверь в целую историю, уникальную и неповторимую. Например, вот фотография человека – человек раскинулся на кресле, но за этим стоит безумно интересный сюжет. Когда я его снимал, он жил в маленьком портовом городишке в Чили, ему 84 года, он почти двух-метрового роста. В этом городе вся жизнь давно замерла, а он каждый вечер одевает костюм Элвиса Пресли и выходит петь и танцевать в маленький трактирчик. Для меня этот персонаж – удивительное соединение оперного дыхания и цирковой души, по энергетике, по своей сути.
ОЛЬГА: Вас называют бунтарем. Бунт против кого, против чего?
АЛЬБЕРТО: Бунт против самого себя. Хотя я все-таки ощущаю себя скорее клоуном, чем бунтарем. С другой стороны – клоун тоже бунтарь и хулиган.
ОЛЬГА: Как изменилось ваше ощущение себя, понимание себя в фотографии за 40 лет вашей жизни в этом искусстве?
АЛЬБЕРТО: Глаз приобретает опыт, он учится видеть и понимать. Раньше я скорее фиксировал то, что я вижу через объектив фотокамеры. А сейчас это больше похоже на диалог: существует обратная связь. Это не только мой взгляд на объект, но и его ответ мне. Для меня настоящая фотография – это всегда описание, изображение увиденного, в этом заложены эмоции. Иначе это будет просто щелчок фотоаппарата. Чтобы я не снимал, я всегда говорю, что я портретист. Портрет – это как живопись, это намерение написать портрет человека.
ОЛЬГА: Вы выделяете периоды в своем творчесте? Почему в ММАМ представлены работы 2007 – 2018 гг., их что-то отличает? В пресс-релизе написано, что это период экзистенциальной свободы.
АЛЬБЕРТО: Да, что-то в этом духе. Этот период начался, когда я уехал жить в Париж. Именно тогда я освободился, начал смотреть на мир другим способом, более абстрактно.
ОЛЬГА: Это характерно для периода с 2007 г. по 2018 г.?
АЛЬБЕРТО: Скорее, с 2002 г.
ОЛЬГА: Есть ли у вас какие-то планы, проекты, задумки?
АЛЬБЕРТО: В этом музее собираются демонстрировать мой фильм. Я считаю его своим шедевром. Я снял его в Китае в 2007 году. Это фильм, в котором я говорю о своей жизни, творчестве и фотографии. Самое ценное для меня это то, что для фильма пришлось написать сценарий. Это самое главное для меня, и я считаю, что это делает фильм искусством.
ОЛЬГА: Можно сказать, что это авторское кино? Высказывание самого себя?
АЛЬБЕРТО: Да, так и есть. Самым сложным для меня было написать сценарий.
ОЛЬГА: Вы довольны тем, как это получилось?
АЛЬБЕРТО: Да, это мой шедевр. Существует всего три копии, они проданы разным музеям. В МАММ я привез свою личную копию, в Москве будет демонстрироваиться она. И я планирую снять еще один фильм, на этот раз он будет художественным.
Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель