#«Юнона и Авось» Марка Захарова: аллилуйя любви

 

Шедевр рождается, когда сходятся звезды, и не умирает никогда, обеспечивая бессмертие своему создателю. Недавно ушедший от нас поистине большой режиссер Марк Захаров, конечно, все еще здесь: в памяти и почитании поклонников, в любви и восхищении зрителей. Прекрасные фильмы, нашумевшие постановки, прославленный театр – все это гигантское наследие оставил нам Захаров. Но даже если бы в его творческой биографии была только «Юнона и Авось», это не умалило бы величия творца. Нет более обожаемого произведения на всей русской сцене. С момента премьеры в 1981 году рок-опера идет непрерывно, выдержав более полутора тысяч постановок с неизменными с аншлагами. И даже сейчас купить билет на «Юнону и Авось» в «Ленкоме» – задача не из легких.

 

Марк Захаров

 

Захаров: «Юнона и Авось» это наша «Синяя птица»»

 

В чем секрет беспрецедентного признания и неутихающей популярности «Юноны и Авось»? Именно в счастливом совпадении всех слагаемых успеха. Марк Захаров, возглавив «Ленком», был открыт экспериментам, и в 1975 году поставил на своей сцене первую рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», написанную композитором Алексеем Рыбниковым. Эффект был потрясающий, и Захаров с Рыбниковым решили не останавливаться. Последний написал новую музыку на темы православных песнопений, а Захаров попросил Андрея Вознесенского создать для нее либретто. Изначально режиссер, слушая музыку Рыбникова, представлял себе действо по сюжету «Слова о полку Игореве». Поэт, в свою очередь, услышал в ней нечто иное и предложил Захарову рассказать очень трогательную и вдохновляющую историю любви и патриотизма на основе своей поэмы «Авось». Захаров, к слову, сначала не проникся идеей Вознесенского: «Первое впечатление от поэмы «Авось», помню, было не самым обнадеживающим. Поэтов у нас не всегда понимают сразу…» Но впоследствии режиссер оценил этот замысел по достоинству.

Вознесенский: «Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных…»

Сам сюжет был «подсмотрен» Вознесенским в истории и, надо сказать, весьма тщательно переработан. Поэт рассказывает нам о графе Николае Резанове, одном из руководителей первой русской кругосветной экспедиции. Он отправился в Калифорнию в 1807 году, чтобы пополнить запасы продовольствия для колонистов на Аляске. Именно там он встретил Марию Консепсьон Аргуэльо, или попросту Кончиту. Сорокадвухлетний российский вельможа сразу покорил сердце шестнадцатилетней красавицы. Вспыхнувшее чувство закончилось помолвкой, однако до свадьбы дело не дошло, поскольку Кончита была католичкой, и из-за разницы конфессий им следовало получить разрешение на женитьбу. Отправившись за этим разрешением на родину, Резанов по несчастливому стечению обстоятельств умер, а Кончита, прожившая после смерти возлюбленного еще сорок лет, долгое время отказывалась верить в известие о его гибели, а потом и вовсе дала обет молчания и постриглась в монахини.

 А как было на самом деле?

Николай Резанов не был так глубоко влюблен в юную Кончиту, как это представил Вознесенский. Можно даже сказать, что Резанов обольстил ее по расчету, желая благодаря ее отцу наладить поставку продовольствия из Калифорнии на Аляску. Перед смертью он вспоминал словами любви свою уже почившую жену, а не Кончиту: «Любовь моя у вас, в Невском под куском мрамора, а здесь — следствие ентузиазма и очередная жертва отечеству. Контенсия мила, любит меня, и я люблю ее и плачу, что нет ей места в сердце моем».

Рыбников: «Главная тема «Юноны» – это поиск»

Николай Резанов

 

Эта глубоко сентиментальная история не единственная важная по замыслу и режиссера, и композитора, и, конечно, поэта. Фигура Резанова с его духовным поиском, верой, жертвенностью, служением Отечеству здесь первостепенна. Именно переплетение большой любви и глубокого внутреннего мира героя делает «Юнону и Авось» не похожей на обычную душещипательную мыльную оперу. Как говорил Рыбников: «…тема любви с Кончитой, конечно, важна, но… главное, что за героем постоянно следят глаза Богородицы». Хотя, безусловно, любовная линия наиболее дорога зрителю, ведь она обрамлена в настолько красивую, совершенную ткань музыки и слов, что давно уже вышла за пределы театральных подмостков. Композиции «Белый шиповник» и «Романс морских офицеров» – подлинные шедевры, ставшие классикой.

Захаров: «Позвольте позвонить вдове»

Поначалу у создателей были сомнения, разрешат ли спектакль, ведь на сцене поднимался имперский Андреевский флаг, звучали молитвы, произносились весьма двусмысленные фразы, и, главное, периодически появлялась Богородица. Что это, как не цель для цензуры. Однако опера была настолько хороша, что запретить ее никто не решился, правда, неприятных разговоров исключить все-таки не удалось. После выхода постановки иностранные газеты стали писать, что буквально под стенами Кремля звучит «горячий рок», а «Ленком» осуществляет «религиозное питание для молодежи». Такая репутация, несомненно, вызвала много вопросов у людей, отвечающих за «чистоту» советского искусства, однако Захарову повезло: спектакль не закрыли, режиссер получил лишь «строгое указание» от столичного горкома партии. Сам он, конечно, очень переживал, идя на спецзаседание, не меньше волновалась и его жена. Вся сила эмоционального напряжения всего в одной детали: сразу по завершении разбирательств Захаров шутя попросил позвонить «вдове».

Карден: «Спектакль должен жить. Потому что он великолепен»

 

 

Надо сказать, что захаровская постановка покорила не только российского зрителя, но и мировые сцены. А поспособствовал этому Пьер Карден, прорубивший для рок-оперы окно в Европу и не только. По совету Вознесенского приехав в Москву и посмотрев спектакль, Карден был заворожен увиденным и сразу решил организовать гастроли. Первый выезд был в Париж. Несмотря на  весьма холодное тогда отношение к русским, рок-опера прошла с огромным успехом, а впоследствии блистала и на других зарубежных сценах, побывав и на Бродвее. Но, конечно, такая оглушительная популярность была обусловлена не только гениальностью самого произведения, но и фантастической игрой Николая Караченцова, Елены Шаниной, Александра Абдулова и других замечательных артистов. Даже смотря телевизионную версию спектакля, нельзя не поразиться энергетике, силе проживания истории героями. Не хочется употреблять шаблонных фраз, но это действительно на разрыв аорты. Сценография, постановка танцев, музыкальная часть тоже досталась настоящим мастерам своего дела: Олегу Шейнцису, Владимиру Васильеву, ансамблю «Аракс». Такое соединение талантов в одном произведении – редкая удача. «Юнона и Авось», бесспорно, уникальный алмаз, который тонкая ювелирная работа Марка Захарова позволила сделать искусно ограненным бриллиантом, славно сияющим на сцене «Ленкома» уже почти четыре десятилетия.

Без сомнения, «Юнону и Авось» следует обязательно увидеть хотя бы один раз. В актерском ансамбле по объективным причинам уже неоднократно происходили замены, которые, однако, не разрушали гармонию оперы, а каждый раз привносили в нее что-то новое. Даже текст постепенно корректировался сообразно времени. Все течет, все меняется, но сама постановка остается все той же: любимой, гениальной, захаровской.

Автор || Наталья Сергеева
Фото ||  Wikipedia.com

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЗИМА. 2019-2020

Поделиться: