#”Враг народа”: пьеса Генрика Ибсена

 

 

«Большинство никогда не бывает право. Никогда, – говорю я! Это одна из тех общепринятых лживых условностей, против которых обязан восставать каждый свободный и мыслящий человек. Из каких людей составляется большинство в стране? Из умных или глупых? Я думаю, все согласятся, что глупые люди составляют страшное, подавляющее большинство на всем земном шаре. Но разве это правильно, черт возьми, чтобы глупые управляли умными? Никогда в жизни!»

Доктор Штокман

Генрик Ибсен

Эта патетическая речь принадлежит герою Генрика Ибсена. В 1882 году знаменитый норвежский драматург написал пьесу «Враг народа», а в 1900-м состоялась ее премьера под названием «Доктор Штокман» на сцене МХТ. Автор и исполнитель главной роли сам К. С. Станиславский, большой почитатель ибсеновского таланта. Успех постановки был потрясающий. М. Горький так описывал происходящее в зале: «Вчера в Художественном с треском и громом прошел «Штокман». Что было после 4-го акта! <…> овации без счета всей массой публики. Удивительно грандиозное зрелище!»

 

Что придумал Ибсен

Но почему столько восторга и восхищения? Для начала, конечно, драматургия. Автор рассказывает историю человека, которому правда дороже благополучия. Штокман, работающий врачом на прибыльном курорте, однажды узнает, что воды, в которых люди мечтают укрепить здоровье, на самом деле заражены стекающими в них отходами и очень опасны. Доктор спешит поделиться своим открытием, и поначалу люди откликаются на его слова, готовы ему содействовать. Но, когда обо всем узнает мэр, информацию преподносят в ином, неблагоприятном для Штокмана свете, и все объединяются против доктора, объявляя его, не желающего ставить интересы правящей верхушки выше истины, врагом народа. Штокман пытается вразумить сограждан, но так и не находит у них сочувствия. Однако он не спешит оставить борьбу, видя свое дальнейшее предназначение в воспитании нового честного поколения, не готового идти на компромиссы с совестью ради собственного кошелька.

 

Что изменил Станиславский

Надо сказать, что герой Ибсена наделен довольно выраженным индивидуализмом. Да, он действует во имя общественного блага, как он его понимает, однако ему важен личностный героизм.

К. С. Станиславский в роли доктора Штокмана

Это, пожалуй, ключевое отличие драматургического замысла от режиссерского прочтения. Станиславский увидел в Штокмане не пламенного трибуна, а простого человека, ставшего героем поневоле. Работая над образом, Станиславский подчеркивал, что все черты персонажа находились как-то сами собой. Доктор его сразу стал близоруким, что отражало его наивность, неумение видеть истинное лицо окружающих, при этом он ходил, наклоняясь вперед, как будто постоянно с неравнодушием пытался приглядеться, прислушаться к тому, что происходит вокруг. Был он очень вдумчив и в то же время по-детски весел. Сам Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал об органичности этой роли для себя, об интуитивном понимании особенностей характера героя, который, пожалуй, получился у него более тонким, более симпатичным, чем у Ибсена: «Я пришел <…> к обаянию Штокмана, которое заставляло всех, соприкасающихся с ним, делаться чище и лучше, вскрывать хорошие стороны своей души в его присутствии».

Если Ибсен местами посмеивается над своим персонажем, хотя, безусловно, разделяет его позицию, то Станиславский, играя роль шутя, все же не позволяет себе высмеивания штокманского нрава. Наверное, все потому, что его Штокман своего рода продолжатель традиции Ф. М. Достоевского, персонаж мышкинского толка, местами комичный в своей наивности, однако обаятельный в несомненной искренности и любви к правде.

Станиславский писал, что образ доктора буквально проник в него: «Мои собственные чувства превратились в штокманские». И актеру было приятно почувствовать себя Штокманом. Наверное, именно в этом секрет восхищения образом, который создал Станиславский. Современники, видевшие его на сцене, признавали эту роль лучшей его актерской работой. Так, актер Л. М. Леонидов отмечал: «Одна роль является вершиной его творчества, самым совершенным его созданием. Это доктор Штокман».

 

Что увидели люди

Однако блестящая игра Станиславского была не единственным фактором, позволившим пьесе снискать колоссальную славу. Ее постановка пришлась на время, когда в стране назревали небывалые перемены. Недовольство властью сказалось и на принятии пьесы. Так, общество всколыхнул кровавый разгон демонстрации в Петербурге, которая состоялась 4 марта 1901 года. Студенты, возмущенные «временными правилами», по которым за участие в акциях протеста и «учинение скопом беспорядков» их могли принудительно отдать в солдаты, вышли на площадь Казанского Собора. Однако протест был жестоко подавлен властями. Казаки избили нагайками не только протестующих студентов и курсисток, но и граждан, которые осмелились вступиться за них. Многие участники были арестованы. Это событие вызвало огромное сочувствие петербургской интеллигенции. Будучи на гастролях, МХТ как раз представлял «Доктора Штокмана» в столице, и публика разглядела в пьесе беспримерную злободневность. В зале, к слову, находились и наблюдатели, строго следящие за соответствием сказанного со сцены цензурной вычитке. Однако и этот, не столь острый текст, отзывался в сердцах и умах зрителей. После сказанной Штокманом, нашедшим свои разорванные брюки в разгромленном горожанами доме, фразы: «Никогда не следует надевать новую пару, когда идешь сражаться за свободу и истину», публика, связавшая это с событиями на Казанской площади, взорвалась. Станиславский вспоминал: «После этих слов в зале поднялся такой треск аплодисментов, что пришлось приостановить исполнение». 

Таким образом, хотя Станиславский и он это подчеркивал изначально не планировал придавать пьесе политическое звучание, видя в Штокмане обыкновенного героя, честно делающего свое дело, отстаивающего свои убеждения, понимая, что правда на его стороне, а вовсе не борца, требующего перемен, спектакль оказался исключительно созвучен времени. В. В. Вересаев писал: «…то и дело в пьесе всплывали словечки и положения, как будто прямо намекавшие на современность. И публика бешеными рукоплесканиями и смехом подчеркивала эти места».

 

Что понял Штокман

Штокман Станиславского живет с большой любовью к человеку и к своей стране. Он долго не понимает, что люди его не поддержат. И все это, конечно, от его незыблемой веры в порядочность общества. Увы, идеалиста Штокмана постигнет горькое разочарование. Инструменты манипуляции способны одурачить граждан, превратить их в массу, разделяющую выгодные власти ценности. И, пока большинство продолжает жить бездумно, слепо следуя пропаганде, такие, как Штокман, неизменно будут объявляться врагами народа. Доктор, весьма деликатный по натуре, не выдерживает агрессивного скудоумия толпы и в отчаянии кричит: «Вы – звери, вы – именно звери!» что, разумеется, губит его в общественном мнении окончательно.

Последние же слова Штокмана, сделавшего, как он говорит, грандиозное открытие: «Самый сильный человек на свете – это тот, кто наиболее одинок!» – звучали и звучат предельно пронзительно. Да, тот, кто не побоялся идти путем правды, когда все от него отвернулись, кто не отрекся от своих убеждений, хотя это разрушило его карьеру и благополучие его семьи, кто выстоял перед натиском большинства, заклеймившего его, несомненно силен. Штокман оказался тем самым героем, которого так ждали люди. Он тот, кто знает, что истина, какой бы прискорбной она ни представлялась, всегда будет лучше самой сладкой лжи. Эту мысль в дальнейшем подхватит и Горький, устами своего героя провозгласив, по сути, подлинно штокманский лозунг: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

Фото|| www.ru.wikipedia.org,
Автор || Наталья Сергеева

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ВЕСНА 2020

 

 

Поделиться: