#Цистерианские аббатства: молитва, заключенная в камне

 

Французская архитектура богата своими проявлениями, и всем нам хорошо знакомы такие понятия, как “готика”, “романика” и “барокко”. А вот цистерцианские аббатства не так известны широкой публике, а зря. Это архитектурная ветвь хранит в себе массу философского смысла, а монахи до сих пор проводят службы в каменных сводах XII-XII веков. Так кто же такие цистерцианцы и чем знаменита их архитектура?

 

 

 

Появление Цистерцианского ордена

В XI–XII веках во Франции наблюдалось значительное развитие монашеской жизни. Тысячи приверженцев аскезы стали искать убежища в монастырях, которых катастрофически не хватало. По всей Западной Европе, включая Францию, основываются новые монастыри, организовываются религиозные братства, ассоциации, а также военные ордена, развитию которых способствовали крестовые походы. Родоначальником западного монашества считается святой Бенедикт Нурсийский, который написал устав, являющийся важнейшим из латинских монашеских уставов, которому следуют ордена бенедиктинцев, цистерцианцев, картузианцев.

Бенедикт Нурсийский кисти Мантеньи

Лео Мулен – бельгийский социолог, изучавший цистерцианцев, – считает, что Средневековье не было эпохой полной и подлинной веры, а было эпохой верований и суеверий, поэтому монахи поддерживали истинную веру:

«Помимо того факта, что монахи выполняли тысячи социальных функций, которые в Средние века никто больше не мог взять на себя, совершенно очевидно, что они играли определенную роль и в поддержании самой веры».

 

 

Жизнь и быт “белых монахов”

Название цистерцианцы происходит от первой обители ордена — монастыря Сито, основанного в 1098 святым Робертом Молемским. Орден цистерцианцев отличался еще большей аскезой и ограничениями, стремлением к простоте и отказе от излишеств. Он возник благодаря Святому Роберту, который, поразившись степени обмирщения монахов, основал первый цистерцианский монастырь на пустыре, называемым Цистерием. Земли Цистерция или Сито (Citeaux), находившиеся на окраине Бургундии, были подарены герцогом Рено. Первые строения Сито включали в себя небольшую часовенку и всего несколько хижин, а затем, благодаря тяжелому труду монахов, появился монастырь. Наблюдая за монашеским строгим бытом, их тяжелым трудом, все больше верующих окрестных поселений симпатизировали новому монастырю.

«Категоричной суровостью отличался устав цистерцианского ордена. Он предписывал еще большую бедность, еще больший аскетизм, еще более строгую дисциплину, чем некогда устав клюнийцев».

Одежда монахов отличалась простотой:

«Узкая, довольно короткая льняная туника без рукавов и с капюшоном, открытые, напоминающие сандалии башмаки и грубые чулки составляли весь наряд брата».

Цистерцианцы назывались «белыми монахами», поскольку их одежда шилась из неокрашенной шерсти скорее всего серого цвета, поскольку именно такой цвет чаще всего изображен на миниатюрах. В исторических книгах можно встретить описание этих монахов как «стаи чаек, сияющих снежной белизной».

Современные монахи цистерцианского ордена в белых туниках и чёрных скапуляриях

У монахов не было отдельных келий, все спали в общей комнате, на матрасах, положенных прямо на доски и набитых соломой, всегда готовые встать и пойти выполнять распоряжения аббата:

«Спали в одежде, даже не распуская пояса, всегда готовые подняться и идти в капеллу по знаку аббата. «Сон —потеря времени», – говаривал святой Бернард, и не лучшие ли средства «отсечения вожделений плоти» – бодрствование и пост?»

Распорядок дня был также крайне регламентирован, основными занятиями монахов были труд и молитвы. Молитвам отводилось около шести часов в сутки, остальное время монахи трудились, прерываясь на недолгий сон. Труд, прежде всего, был физическим. Еще в самом начале создания ордена монахи уже занимались тяжелым физическим трудом, расчищая место под монастырь, возводя постройки, культивируя новые землевладения. XII век принес неожиданную проблему – монахи разбогатели! Как иронично замечает вышеупомянутый Лео Мулен:

«Невозможно трудиться, есть, одеваться, жить так, как жили монахи, селиться в столь смиренных жилищах, какие они себе строили в первое время, и при этом не разбогатеть».

 

К этому моменту цистерцианство уже активно распространяется по всей Европе. Лотар Альтрингер, куратор выставки цистерцианского искусства в Бонне, рассказал в одном из интервью:

«Орден цистерцианцев в чем-то был очень современен. Он создал в Средние века то, что характерно для Европы до сих пор. Во-первых, все монастыри, а их насчитывалось до тысячи по всей Европе, молились и организовывали свою повседневную жизнь по единым правилам. Во-вторых, аббаты со всей Европы встречались раз в год в Сито. И тут происходило нечто, что кажется абсолютно современным: они приспосабливали свои правила, приводили их в соответствие с новыми условиями, потому что они видели, что общество меняется, а значит, они тоже не могут стоять на месте».

 

 

Архитектура аббатств

Монастырские ансамбли с самого начала пытались соответствовать не только принятому идеалу аскезы, но и закрытого общества, поэтому в черту стен монастыря изначально включались все необходимые постройки. Монастырь становился похожим на укрепленный город, где были свои мельницы, сады, мастерские, конюшни, другие служебные постройки, необходимые для ведения натурального хозяйства. В цистерцианском уставе говорится:

«Безделье – враг души, поэтому братья должны быть заняты трудом в течение дня».

Монастырь посещали миряне, паломники, «обслуживающий персонал», поэтому предусматривалось разделение «мирских» помещений и монашеских. В основе монастыря обычно лежал латинский крест, витражи не использовались, а окна делались очень маленькими. Сейчас в некоторых аббатствах можно присутствовать на службе и купить продукты, которые веками делают монахи. Например в Аббатстве Сенанк это продукты из лаванды, свой мед, вино и хлеб.  Любопытно, что цистерцианство, развиваясь параллельно с готикой, брала за основу совсем другие принципы:

  • место расположения обязательно было удалено от города и других поселений;
  • цистерцианцы стремились к прямоугольным формам, простоте, лаконичности, полному отказу от декора. Единственным декором был свет, проникающий сквозь окна, и иногда деревянное распятие и статуя Мадонны;
  • нарочитое использование низких сводов и игнорирование новых готических технологий, о которых они прекрасно знали.

 

Такая архитектура нацелена на то, чтобы направить человека в веру не путем показа как можно большего, богатого убранства, изысков архитектурных решений, а наоборот – через путь аскезы, отрешения от мира, тишины и единения с Богом. Готический храм – это гениальное решение для города, для привлечение людей в веру, тогда как цистерцианское аббатство служит убежищем для тех, кто нуждается в тишине, покое и готов посвятить жизнь служению Богу. Именно поэтому эти два явления – цистерцианство и готика – активно развивались параллельно, не противореча друг другу, на одной и той же территории. И именно поэтому и то и другое существует по сей день.

 

Удивительна энергетика цистерцианских аббатств. Находясь внутри, ты как будто отдаляешься от этого мира, от его суеты.  Если описать архитектуру цистерцианства одним словом, то это слово – “молитва”. Именно она запечатлена во всей каменной конструкции любого из аббатств. Молитва и отказ от излишеств – вот путь к свету, который мы можем увидеть и почувствовать до сих пор, побывав в любом из цистерцианских аббатств.

 

Фото || архив редакции, www.wikipedia.org
Автор || Кристина Ерошкина

 

 

Поделиться: