#«Осенняя соната»: фильм или спектакль?

 

Переосмысление кино не новость для театра. Многие постановщики с успехом переносят сюжеты, создаваемые для экрана, на подмостки. Реализация таких проектов всегда любопытна: огранит или ограничит кинозамысел театральная сцена? Одним из подобных экспериментов стала «Осенняя соната» в «Современнике», премьера которой состоялась восемь лет назад. Этот спектакль – версия снятого в 1978 году одноименного фильма Ингмара Бергмана, поставленного по его же сценарию.

 

Таинственная записка

Ингмар Бергман

Именитому режиссеру хотелось снять фильм, в котором роли непременно сыграли бы его муза Лив Ульман и никогда ранее не задействованная в его картинах Ингрид Бергман: «Я хочу сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман – их, и только их…»

Ингрид, кстати, долго ждала предложения от своего однофамильца, однажды обещавшего ей роль в своей работе: «У меня в голове записано огненными буквами: поставить фильм с Ингрид Бергман». Однако, прежде чем приглашение поступило, актрисе пришлось самой напомнить о себе. Сделала она это по-женски кокетливо, на Каннском фестивале в 1973 году положив в карман Бергмана записку и запретив читать ее сразу.  «Кладу тебе в карман это письмо не потому, что обижена или задета, а чтобы напомнить, как летит время», – вот что написала актриса. Но лишь спустя пять лет у режиссера созрела идея, для воплощения которой никто, кроме Ингрид, не годился.

Нелюбовь

Бергман придумал сценарий, показывающий натянутые, сложные, мучительные отношения матери Шарлотты и дочери Эвы. Шарлотта – известная, очень талантливая пианистка, то и дело меняющая мужчин. Эва – скромная жена священника, которая не питает к нему романтических чувств и страдает от случайной гибели своего четырехлетнего сына. Мать, не любящая своего ребенка, и дочь, до глубины души обиженная этой нелюбовью, встречаются после семилетней разлуки. То короткое время, которое они проведут вместе, даст им возможность высказаться, но не понять друг друга. Увы, то, что пошло не так с самого начала, выправить не удастся. Фильм глубоко осенний: крайне меланхоличный, тоскливо безнадежный. То, чему суждено умереть, умрет. Но, каким бы горьким ни было послевкусие, кино восхищает своей красотой.

Бергман против Бергмана

Лив Ульман

Решение Бергмана взять именно этих актрис на главные роли было бесконечно правильным. При этом сам режиссер сомневался в том, что Бергман согласится на роль матери Ульман, думая, что Ингрид сочтет себя слишком молодой для такой взрослой дочери. Но актриса сразу приняла долгожданное предложение. Даже ее муж, Роберто Росселини, поддержал ее в этом решении, хотя и не любил, когда она снималась у других.

Однако совместная работа Бергманов оказалась не столь радужна, как можно было предположить. Ингрид не оценила многие моменты в сценарии, считая их неправдоподобными и нудными и прямо высказывая свое мнение режиссеру: «Твой сценарий действует крайне удручающе. У меня самой три дочери, конечно, между нами иногда бывают столкновения, но то, что ты написал! Нельзя ли, например, немного пошутить в некоторых сценах?» Но Бергман был непреклонен. Впоследствии актриса увидела документальный фильм со съемок «Осенней сонаты» и призналась, что не ожидала, какой заносчивой иногда может быть. Несмотря на некоторое недопонимание вначале, Бергманы смогли найти общий язык, и фильм, несомненно, удался.

Может ли дочь родить мать?

Как с сожалением признавал сам режиссер, «Осенняя соната» – глубоко бергмановский фильм. Переживание создателя было связано с тем, что, по его мнению, прекрасно, когда режиссер все время ищет новое, не использует полюбившиеся зрителю штампы, пусть даже и гениальные. За это он не любил «одинаковые» работы Луиса Бунюэля, считая его подход самоповтором. Однако в «Осенней сонате» Бергману не удалось убежать от себя. Изначально его идея была в том, что в момент самого сильного накала страстей – ссоры между матерью и дочерью – дочь «рождает» мать, создает ее заново. Так виделась ему идея фильма. Но эта тонкая задумка не реализовалась, потому что, по утверждению самого режиссера, в какой-то момент герои и фильм начинают жить своей жизнью и не все получается воплотить так, как хотелось бы.

Несмотря на некоторую печаль от нереализованной задачи, Бергман очень ценил этот фильм и признавался, что в нем есть моменты, которые он искренне любит: «В «Осенней сонате» я нахожу наиболее удачной ту сцену, где Шарлотта садится и рассказывает о своем друге, умершем в больнице, и об их последней ночи. Сколько бы раз я ни смотрел эти кадры, они всегда кажутся мне удивительными: в них она ни в чем не нарушает гармонии и очень тонко заканчивает весь эпизод. Для меня эта сцена в фильме останется одной из самых прекрасных за всю мою режиссерскую жизнь».

Ингрид Бергман

Русская душа в скандинавской глубинке

За театральную постановку в России взялась Екатерина Половцева, и женский взгляд сразу несколько изменил суровый мужской сюжет. На главные роли были приглашены Марина Неелова и Алена Бабенко. Здесь, помимо тягостного напряжения, неразрешимости конфликта, мы видим и юмор, и попытку услышать друг друга. В самом начале, когда Эва встречает мать, их сумбурное свидание, неловкое и даже смешное совместное перетаскивание чемодана, задают тон более теплых, направленных друг на друга  отношений. Конечно, это не позволит женщинам избежать конфликта, но хотя бы даст им возможность попытаться преодолеть нордический холод в отношениях.

Сама сцена оформлена очень атмосферно. Всюду желтые осенние листья, в воздухе  туманная дымка, от которой становится зябко, перед зрителем узкий, сколоченный из серых отсыревших досок дом, качели, пианино. Весьма интимно, весьма сдержанно, весьма по-норвежски. Только страсти здесь не так глубоко спрятаны. Неелова играет размашисто, наделяя скандинавку Шарлотту широтой славянской души. То она беззаботная пианистка, то страдающая женщина, то безнадежно плохая мать. Эва-Бабенко не уступает ни звезде «Современника», ни музе Бергмана. Обе поразительно органичны в своих ролях и не менее ярки, чем актрисы в оригинальной картине.

Рекомендуем

Спектакль до сих пор в репертуаре театра, а фильм и вовсе всегда доступен. Так что шансов проникнуться настроением осени и посмотреть блистательные работы выдающихся актрис вдвое больше.

Фотографии || wikipedia.org
Автор ||
Наталия Савилова

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ОСЕНЬ 2020

Поделиться: