#До «Матрицы»: виртуальность в кино

 

Вышедший в 1999 году фантастический блокбастер братьев Вачовски “Матрица” показал, что фильмы про виртуальную реальность могут быть захватывающе непонятными и интересными. Однако «Матрица» была не первым обращением к теме виртуального мира. В этой статье вспомним о других попытках осветить область, которая в конце XX века только набирала силу.

 

«Трон», 1982 год

О чем фильм?

«Трон» рассказывает историю программиста, который был оцифрован и помещен в виртуальное пространство. Там главному герою предстоит сначала выжить, потом поучаствовать в гладиаторских боях, а в итоге сразиться с искусственным интеллектом – диктатором этого самого пространства.

Зачем смотреть?

Этот фильм стал первым полноценным размышлением на тему. Не банальные роботы, восставшие против человека, но подлинный виртуальный мир – со своими законами, исключениями и политическим режимом. Компания Disney пошла на рискованный шаг – больше 30% хронометража художественного фильма – это анимация. Да, сейчас это смотрится забавно и наивно, но всегда интересно узнать, с чего все начиналось. А также в главной роли – еще совсем молодой Джефф Бриджес.

 

 

 

«Газонокосильщик», 1989 год

О чем фильм?

В центре повествования – ученый, который работает над стимуляцией мозговой активности, и умственно отсталый газонокосильщик. Волею судеб их пути пересеклись, и газонокосильщик стал стремительно умнеть, обзавелся телекинетическими способностями, отомстил всем, кто над ним издевался, а после этого «переехал» в виртуальную сеть. Ученый же, понимая, какая опасность нависла над человечеством, в срочном порядке отправился за своим созданием, чтобы не дать ему отомстить всему миру.

Зачем смотреть?

Кассовый провал «Трона» не только не остудил пыл голливудских кинодеятелей, но даже наоборот – вдохновил их на новые подвиги. Тут уже звучит идея не о противостоянии, а о коллаборации между человеком и виртуальным миром. О том, как эта самая коллаборация может быть выгодна и… опасна. А играющий роль ученого Пирс Броснан пока еще не испорчен ролью секретного агента, увешанного брендами.

 

 

 

«Джонни-мнемоник», 1995 год

О чем фильм?

Добро пожаловать в мир, где виртуальность, кибернетика и реальность так плотно переплелись, что уже неразделимы. Этот симбиоз породил новую болезнь – синдром нервного истощения – от которой нет лекарства. Мнемоники – курьеры, которые переносят информацию, используя для этого пространство в… собственном мозгу. Главный герой – один из таких мнемоников – узнает, что информация, которую он должен доставить, способна изменить весь мир. Разумеется, не всем это по душе, так что за курьером начинается настоящая охота.

Зачем смотреть?

Во-первых, это экранизация книги Уильяма Гибсона – главного нейроманта мира. Пускай Гибсон и не изобрел жанр киберпанка, но сделал все, чтобы стать его преданным амбассадором. Во-вторых, главную роль исполнил сам Киану Ривз – тот самый, который четыре года спустя процедит сквозь зубы: «Меня зовут Нео».

 

 

«Виртуозность», 1995 год

О чем фильм?

Под фразой «человеческий фактор» понимается то, что человек может допускать в своей работе ошибки с вероятностью 3-5%. Однако, если сразу несколько человек совершают ошибки, эта своеобразная цепная реакция может привести к тому, что компьютерная программа выйдет в реальный мир. И все бы ничего, но в эту программу заложены поведенческие черты преступников, серийных убийц и диктаторов. Главный герой – обычный полицейский, которому поручают поймать необычного преступника. Ситуация осложняется тем, что созданный на компьютере преступник виртуозно просчитывает наперед все ходы своего противника.

Зачем смотреть?

Киномагнаты задались резонным вопросом: если человек может попасть в программу, может ли программа выйти в реальный мир? И хотя сейчас такие сцены, как объяснение, что такое смайлик, выглядят забавно, фильму присуще и очарование, и грациозность. Главным образом, благодаря ведущим актерам – Дензелу Вашингтону и Расселу Кроу. Фильм снят задолго до «Тренировочного дня» и «Гладиатора», но эти артисты уже тогда были потрясающими.

 

 

«Призрак в доспехах», 1995 год

О чем аниме?

Будущее антиутопического мира. Слияние людей и технологий развивается в геометрической прогрессии – почти каждому человеку вживлен какой-то нейронный имплантат. С одной стороны, удобно. С другой, подобные кибер-технологии сделали возможным так называемый «взлом мозга». Отряд полиции, занимающийся поимкой кибертеррористов, получает задачу – найти и изловить некого Кукловода, который повсеместно взламывает искусственный интеллект. А Кукловода, в свою очередь, интересует молодая женщина, которая служит в этом отряде.

Зачем смотреть?

Сами Вачовски говорят, что при разработке «Матрицы» они вдохновлялись именно этим аниме. А также «Призрак…» стал популярным далеко за пределами родной Японии еще до периода повального увлечения аниме и мангой. И сейчас – четверть века спустя – его идеи очень даже актуальны, а сам он регулярно возглавляет всевозможные списки лучших аниме ХХ века.

 

«Нирвана», 1997 год

О чем фильм?

Были программы, в которых застревали люди. Были программы, которые попадали в реальный мир. Кинолента «Нирвана» рассказывает о программе, которая вдруг осознает, что она всего лишь программа. Она – игра, для которой написан подробный алгоритм действий, включая гибель в финале (или раньше – по неопытности игрока). Игра не хочет больше существовать и обращается к своему создателю с просьбой, чтобы он ее стер.

Зачем смотреть?

Программа, которая не только обладает разумом, но и способна испытывать эмоции. В 1997 году это стало очередным откровением киномейкеров, а сам фильм «Нирвана» моментально обрел культовый статус среди всех поклонников киберпанка. Более того, главную роль в фильме – создателя несчастной программы – исполняет сам Кристофер Ламберт. И своей игрой в очередной раз подтверждает, что он – замечательный драматический актер.

 

«Экзистенция», 1999 год

О чем фильм?

Создать программу, которая будет имитировать реальную жизнь настолько правдоподобно, что их можно будет легко спутать? Как оказалось, есть и такое. Спасаясь от убийц, создательница игр вместе с попутчиком «прыгают» из реального мира в мир запрограммированный и обратно. А потом снова. И снова. Меняются миры, меняются роли героев. А самое главное – чем больше таких перемещений между реальностями, тем меньше понимания, что вокруг – настоящий мир или еще одна жизнеспособная копия?

Зачем смотреть?

Фильм снял великий и ужасный Дэвид Кронненберг – человек, который в своих фильмах конца ХХ века активно исследовал подсознание человека. Учитывая, что человек за двадцать лет вообще не изменился, размышления Кронненберга на тему остаются очень даже злободневными. А еще в главных ролях Джуд Лоу и Дженнифер Джейсон Ли – химия между ними такая, что достойна всех премий мира.

 

Фото||wikimedia.com, flickr.com
Автор|| Марсель Македонский

Марсель

 

 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ВЕСНА 2020

Поделиться: