#Братство. Рецензия на фильм

С 10 мая российские зрители, вопреки предшествовавшим выходу ленты спорам, недовольствам и запретам, получили возможность увидеть в кинотеатрах военную драму Павла Лунгина «Братство» о заключительных днях участия советских войск в Афганской войне.

Братство2

Война — это осмысленное уничтожение одних людей другими. Бесчувственная аксиома. Все остальное – лишь стремление психики приспособиться к тому, что по идее должно находиться за гранью возможного для существа, поспешно и самоуверенно отнесшего самого себя к виду «Человек разумный». Так рождаются различные правила и обряды, позволяющие осваиваться в невыносимых условиях, цепляться разумом в болоте творящегося безумия за надежные кочки простых, логичных выводов и в итоге выживать. «Если не ты, то тебя» козырной картой смахивает в «бито» шок и ужас от содеянного впервые. «Возьми со своего первого трупа что-то на память», словно обезболивающее, дает своевременное расслабление в виде открытия, что до тебя так делали многие, и это нормально. «Есть свои, а есть враги» превращает невыносимо сложное в элементарное. С этого момента уже можно жить и забыться в порой своими же руками создаваемых бытовых заботах: поиске еды и одежды, установлении дружеских отношений, обретении доверия и уважения со стороны боевых товарищей, добывании заветных трофеев. А дальше психика убаюкивает истерзанный разум на перине воображения, рождая военные стихи, песни, сказания и кодекс чести, переводя пережитое в разряд сакрального. На данном этапе появляется братство с его героическим «своих никогда не бросаем».

Братство1

Режиссер Павел Лунгин скрупулезно исследует все оттенки и нюансы существования человека на войне. К тому же речь идет о боевых действиях на территории другого государства, что делает «акклиматизацию» еще более сложной, а кровопролитие еще бессмысленней, ведь здесь уже не спастись такими ясными доводами, как защита собственной семьи и своей Родины. Фильм повествует о событиях 1988 года, о днях, когда советские войска собирались покинуть Афганистан, оттого последние потери ощущались особенно болезненно и досадно. Основываясь на реальных событиях, в картине «Братство» рассказывается история вызволения советского летчика, удерживаемого моджахедами в одном из их горных селений. Плененный пилот – сын генерала, а потому его освобождение оборачивается большой сделкой, полной интриг, предательств и нелепостей.

Братство3

Павел Лунгин показывает войну без глянца, без модных замедленных пролетов 3D-снарядов, без компьютерных пейзажей и без шаблонных ухмылок Петрова. Здесь, снятая в близкой к документальной манере, на фоне реальных ущелий, в масштабах красивейших горных панорам творится настоящая мясорубка с грязью, вонью, истериками, потом, мужским юморком, кровью, запахом дыма и солярки, с гадкими подробностями мародерств и надрывным хрипом Егора Летова, уверяющего под гитарный бой, что на самом-то деле «все идет по плану». Благодаря качественной игре актерского братства в лице  Кирилла Пирогова, Яна Цапника, Виталия Кищенко, Федора Лаврова, Олега Василькова, Александра Кузнецова и многих других, перед нашими глазами проявляются судьбы обычных людей, разных и настоящих: героев, разгильдяев, честных, продажных, сильных, трусливых, ворюг, бессребреников. Все они существуют в одном времени, в одном пространстве – что в мире, что на войне, наполняя историю одновременно омерзительным и прекрасным. В итоге за величественными кулисами доблести и героизма всегда оказывается наспех заметенная в дальний угол сцены куча грязи, рыться в которой по понятным причинам противно.

Братство4

Можно концентрироваться на негативе, не замечая величия человеческого духа, либо наоборот фокусироваться на святости долга и героизма, закрывая глаза на факт взаимного уничтожения, без которого для подвига не случился бы повод. Зациклившись на одном из данных полюсов, легко погрузиться в бесконечные споры и, распаляясь в доказательствах своей правды, осуждать, запрещать, цензурировать, «класть на полку», или, в противовес, упиваться чернухой, обмазываясь кровью из вспоротых на крупных планах животов. Павел Лунгин на кране режиссерского видения поднимает камеру над обеими точками зрения, приглашая нас к неприятному, но отрезвляющему взгляду сверху с осознанием того, что ужасное и великолепное на войне не разделимы, показывая и блеск честно заслуженных медалей, и только что отрезанную голову. А когда шок открытия немного уляжется, мастер предложит подумать, где будут все наши горячие споры, стройные доказательства и заготовленные доводы, окажись мы лицом к лицу с вооруженным врагом. Боюсь, в мозгу будет только «если не ты, то тебя». Человек разумный? Ну-ну…

Фото www.kinopoisk.ru

Автор | | Юрий Аверченков

Поделиться: