«Звездный сапожник» Сальваторе Феррагамо

 

Сальваторе Феррагамо родился в далеком 1898 году в Бонито, Италия, и определился с профессией мечты еще когда был ребенком. На этот выбор наложило отпечаток его детство: в семье Сальваторе было четырнадцать детей, a родители едва находили деньги на еду и одежду. Детям разрешали надевать обувь только по выходным, поэтому будущий мастер с самых ранних лет мечтал об обуви, которую он смог бы носить ежедневно.

В восемь лет Сальваторе начал познавать тонкости ремесла: научился работать ножом сапожника и дратвой, а через два года создал свою первую пару обуви, которую он подарил сестре. В одиннадцать лет его семья помогла ему устроиться в мастерскую сапожника Неаполя, где он познал тонкости профессии. Через несколько лет Сальваторе переехал в США, где стал рядовым работником на фабрике по пошиву обуви. Он провел долгие, но продуктивные пятнадцать лет в Америке, где изучил основы химии, математики, инженерии и анатомии. Благодаря этим знаниям модельер смог разработать колодку, которая равномерно распределяла вес тела, что делало обувь на высоком каблуке удобной.

 

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Знаменитости оценили старания Сальваторе по заслугам. Его первым оптовым покупателем стал режиссер Сесиль Блаунт де Милль, который заказал сто пар ковбойской обуви для фильма. Увидев результат работы, Сесиль продолжил покупать обувь для кинокартин только у Сальваторе. Обувь итальянского модельера нашла признание и среди актеров: Рудольф Валентино, Дуглас Томас Фербанкс, Мэри Пикфорд, Глория Свенсон ходили в обуви Феррагамо. В 1923 году модельер отправился в Голливуд, где продолжил заниматься своим любимым делом.

В 1927 году жена богатого махараджи из Индии заказала у Сальваторе обувь на высоком каблуке, которая подходила бы под ее нестандартную ступню. На производство мастер потратил десять дней и создал такие туфли, которые скрыли все недостатки ноги. Клиентка была довольна и заказала целую коллекцию туфель. Денег с этого заказа оказалось достаточно для того, чтобы исполнить давнюю мечту, для реализации которой Феррагамо вернулся на Родину. Так, история великого бренда «Salvatore Ferragamo» началась во Флоренции с маленькой мастерской по индивидуальному пошиву обуви.

Экономическому росту компании помешала Великая депрессия, и в 1933 году мастерская Феррагамо обанкротилась. Но мастер продолжал верить в свой успех – в 1935 году он смог выкупить два покинутых замка, которые стали двумя новыми мастерскими, где трудились уже сорок три мастера. Сальваторе продолжал усердно работать и через три года купил Дворец Спини Феррони, который до сих пор служит штаб- квартирой бренда.

Столица Тосканы, центр культуры, искусства и мастерства, была и остается идеальным воплощением качеств и ценностей, которые составляют ДНК компании Феррагамо – любовь к красоте и гармонии. Для модельера Флоренция всегда была источником вдохновения. Именно поэтому Сальваторе стремился поддерживать местных торговцев, поощрять искусство, разрабатывать и реализовывать инициативы по реставрации архитектуры города.

Компания Сальваторе смогла успешно перенести два кризиса и режим Муссолини. Журналисты прозвали его «звездным сапожником», и объяснялось это не только тем, что знаменитости заказывали его обувь, а сам мастер был успешен в Голливуде. Дело было в том, что знания Феррагамо позволили создавать обувь, которая одновременно была и очень удобной и чрезвычайно красивой.

Мастер сам разработал инновационную систему измерения ступни, которая обеспечивала идеальную посадку на ногу заказчика. 

В 1950-е в мастерских Сальваторе Феррагамо работало 700 мастеров, ежедневно они создавали 350 пар обуви ручной работы. Здесь заказывали обувь Эва Перон, Ава Гарднер, Одри Хепберн, Мэрилин Монро.

 

МОДЕЛЬЕР-НОВАТОР

«Не будь обычным» – мантра Сальваторе Феррагамо, которая описывала его креативный подход. Он полагался на уникальные умения и ценности, меняя определение слова «необычный» под себя. Это значит, что все творения Сальваторе необычны, но при этом они лишены вычурности. У каждой вещи есть свои определенные качества: текстура кожи, оттенок, внимание к деталям – все, что привлекает ценителей. Сейчас бренд продолжает эту традицию, стремясь находить смелые решения, но сохранять меру и баланс во всем. Находчивость модельера не знала границ, ограничения были лишь стимулом для творчества и изобретательности, а подход Сальваторе к созданию обуви подразумевал необходимость экспериментировать. У него не было никаких предубеждений касательно тканей и материалов. В процессе производства обуви Феррагамо применял драгоценные и полудрагоценные камни, блестки, зеркала, жемчужины, ракушки, перья и даже чешую, а в качестве подкладки он использовал змеиную кожу, шкуры антилоп, леопардов. Во время войны, когда поставки сырья были особенно скудными, он опробовал использование пробки и лески в своем ремесле. Это были ходы, порожденные нуждой. Но именно такие нестандартные решения раскрыли индивидуальность Сальваторе. Сейчас бренд все так же нацелен на эксперименты и от коллекции к коллекции демонстрирует умение выйти за рамки обыденности.

Сальваторе Феррагамо всегда стремился улучшить свою обувь, поэтому за все время своей профессиональной деятельности он получил свыше 350 патентов, среди которых были такие изобретения, как супинаторы, шпильки из металла, туфли на платформе, каблук-сетка.

Считается, что именно во времена Второй Мировой войны и после нее модельер создал свои лучшие изобретения. Тогда были сшиты первые танкетки для Джуди Гарланд и известные туфли на металлической шпильке, в которых блеснула Мерлин Монро в кинокартине «В джазе только девушки».

Ванда и Сальваторе Феррагамо

ВСЕМИРНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Жена Сальваторе Ванда была родом из деревни модельера. Она была главным идейным вдохновителем и поддержкой своего мужа. У пары родилось шестеро детей: три дочери и три сына.

Но постоянное стремление преуспеть в работе никогда не мешало Сальваторе быть хорошим отцом. Он всегда приходил вовремя на семейные обеды, за которыми семья обсуждала свои дела, а модельер рассказывал интересные истории, которые случались во время работы.

Когда Сальваторе Феррагамо скончался от рака в 1960 году, Ванда решила возглавить фирму. Она признавалась, что все были удивлены ее решением, но она понимала, что сидеть и страдать в одиночестве было бессмысленно. Именно Ванда смогла организовать рабочий процесс так, что даже после смерти мастера бизнес остался успешным. Ванда стала инициатором расширения семейного дела, поэтому на сегодняшний день в 450 бутиках бренда «Salvatore Ferragamo» можно приобрести не только обувь, но и парфюмерию, шелковые платки, одежду ready-to-wear, очки, сумки, часы, галстуки, оправы, ювелирные изделия. Ванда привлекла к семейному бизнесу своих детей. Например, старшая дочь Фиамма начинала с должности менеджера обувной коллекции, но впоследствии возглавила еще и отделы, ответственные за кожаные сумки и обувь. Первоначально продажи Ванды и Фиаммы составляли 800 пар обуви в месяц, но за десять лет они увеличились более чем в 75 раз. Благодаря слаженной работе семьи Феррагамо бренд «Salvatore Ferragamo» достиг всемирного признания.

НАСЛЕДИЕ САЛЬВАТОРЕ

15 марта 2013 года во Флоренции был создан благотворительный Фонд Феррагамо. Его цель – популяризация знаний о Сальваторе и его трудах, сохранение его памяти и признание важности его влияния как одного из самых смелых модельеров- новаторов. Фонд охраняет исторический архив компании «Salvatore Ferragamo», чтобы последующие поколения модельеров могли узнать о принципах работы мастера и о взглядах, сформировавших его понимание моды и подход к работе. Также фонд организует специальные курсы, премии и мастер-классы, реализует культурные инициативы, предлагает стипендиальные программы и публикует материалы.

Все это делается для того, чтобы вырастить поколение новаторов- изобретателей со свежим взглядом на вещи и инновационными проектами, которые изменят ход истории моды. Работы Сальваторе и его подход к производству – это источник вдохновения для молодых людей. Благодаря его примеру будущие модельеры не боятся мечтать и придумывать новое.


Фото || wikipedia.com
Автор || Пермякова Валерия @permya_

 

 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ОСЕНЬ 2021

Поделиться: