#Ив Сен-Лоран. Революционер и гений

 «Я горд, что женщины по всему миру носят брючные костюмы, смокинги, плащи и тренчкоты, ведь я создал гардероб современной женщины и таким образом участвовал в трансформации моей эпохи. Простите мое тщеславие, но я всегда был убежден, что мода должна не только украшать женщину, но и ободрять ее, придавать ей уверенности и помогать ей принять себя…», – отрывок из прощальной речи Ив Сен-Лорана в 2002 году

 Ив Сен-Лоран. Фото: Flickr.com

Ив Сен-Лоран.

Фигура Ив Сен-Лорана была полна противоречий: он рушил традиционный облик женщин, но продолжал чтить классический стиль, был скромным и вежливым, но обладал огромным самомнением, познал счастье любви и истинное признание, однако долгие годы страдал от одиночества и суицидальных мыслей. Его история жизни – это история гения, полная калейдоскопа красок, испытаний и громких свершений.

Ив Сен-Лоран разрабатывает эскизы новой коллекции

Ив Сен-Лоран разрабатывает эскизы новой коллекции

Ив Анри Дона Матье-Сен-Лоран появился на свет 1 августа 1936 года в Оране в семье обеспеченного страхового агента и домохозяйки. Все свое детство и юность он провел в этом портовом городе, окруженный большой и любящей семьей. Место рождения накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Так и случилось с Ив Сен-Лораном, который впитал в себя колорит Северной Африки: запахи базара, яркость одежды и стиль архитектуры. Когда он вырос, в его коллекциях часто звучали восточные мотивы родины: тюрбаны, стилизованные восточные халаты, кимоно и яркие платья.

Ив Сен-Лоран впитал в себя колорит Северной Африки: запахи базара, яркость одежды и стиль архитектуры.

В 18 лет Ив Сен-Лоран вытянул «счастливый билет» – победил в конкурсе молодых дизайнеров в Париже, и получил приглашение поработать с самим Кристианом Диором. Тот как раз подыскивал себе молодого ассистента. Он разглядел в Иве родственную душу, даже делился с ним своей идеей – через пару лет передать ему бразды правления компанией. Но буквально через три месяца после этого Диор скончался, а Ив Сен-Лоран стал самым молодым креативным директором за всю историю мира моды.

Первая коллекция Ив Сен-Лорана

Первая коллекция Ив Сен-Лорана

Близорукий, очки на кончике носа, нескладный, болезненно робкий – вот портрет 21-летнего Ива, когда его объявили главой огромной империи моды. Можно ли представить ужас молодого дизайнера в тот момент? Весь Париж ждал от него продолжения традиций Диора, и в январе 1958 года Лоран создает свою первую коллекцию. Это были платья в форме трапеции, вдохновленные русскими сарафанами. Тогда показы проходили без музыки, Ив стоял за сценой, перебирал пальцами занавес и боялся провала. Когда показ завершился, публика была в восторге и требовала показать им юное дарование. А молодой кутюрье из-за своей робости не смог даже выйти к ним. Несмотря на это Париж избрал себе нового кумира, а газеты запестрили заголовками о молодом гении.

Ив Сен-Лоран стал самым молодым креативным директором за всю историю мира моды.

В 1959 году Ив Сен-Лоран решился на настоящую авантюру: приехал в советскую Москву с ретроспективой платьев Диора. Манекенщицы, одетые в изысканные наряды «от кутюр», резко контрастировали с женщинами коммунистической державы. А Ив Сен-Лоран с тех самых пор «заболел» Россией и полюбил ее всем сердцем. В этой стране он черпал истинное вдохновение, изучая ее традиции, историю и стиль. А в 1976 году это все вылилось в одну из лучших его коллекций «Русские оперы и балеты». Из-под его руки вышли сотни эскизов в цвете, посвященные «Русским сезонам» Дягилева, византийской культуре, народному фольклору, цыганским мотивам и татаро-монгольскому игу. Показ впервые вышел за традиционные рамки, превратившись в настоящее шоу. Модели дефилировали по подиуму под песню Марии Каллас в нарядах из золота, парчи, мехов, одетые в сапоги-казаки и шапки Мономаха. Это была ода любви к Востоку, России, цвету, театральности, опере и балету.

Ив Сен-Лоран приехал в советскую Москву с ретроспективой платьев Диора

Ив Сен-Лоран приехал в советскую Москву с ретроспективой платьев Диора

В 1960 году Ив Сен-Лорана сместили с поста креативного дизайнера дома Dior. Причиной тому послужила вторая коллекция мастера, названная «Битник». Ее посчитали слишком революционной: кожаные мотоциклетные куртки, норковые пальто с узкими вязаными рукавами, одетые поверх водолазок. Это был уже не стиль Диора, и молодого кутюрье устранили с должности довольно хитрым способом – отправили служить в армию. Воинская служба искалечила психику и без того болезненного Лорана, спустя 2 месяца он вернулся в Париж. Нервный срыв сделал свое дело – его положили в психиатрическую лечебницу, где пичкали транквилизаторами и «лечили» электрошоком. Ив Сен-Лоран сильно похудел и был на волосок от гибели. Его спасла любовь давнего друга Пьера Берже, который буквально вызволил Лорана из больницы. Отсудив у дома Dior приличную компенсацию за незаконное увольнение, друзья вложили их в свой собственный Дом Моды, названный тремя первыми буквами имени дизайнера – YSL.

Коллекция Русские балеты и оперы 1976

Коллекция Русские балеты и оперы 1976

Ив Сен-Лоран остро чувствовал женщин: их потребности, желания и мысли. Поэтому совершил истинную революцию стиля. Он одевал женщин в смокинги, придумав стиль унисекс. Фурор вызвала и его коллекция платьев в стиле художника-абстракциониста Мондриана – прямое, с кубическими узорами. Далее последовала прозрачная блузка на голое тело и наряды в стиле сафари. Его одежда отвечала духу времени: всеобщей раскрепощенности и сексуальной революции. Его костюмы могли носить как молодежь, так и старшее поколение. Дизайнер всегда говорил, что его коллекции находятся вне времени, так как мода умирает, а стиль нет. Он предложил образ соблазнительной и раскрепощенной женщины с одной стороны, но не лишенной силы и твердо знающей, чего она хочет. Такой образ полюбился женщинам, и они яростно отринули образ вечно улыбающихся домохозяек в милых платьях и надели смокинги от YSL.

Платье, вдохновленное картинами Мондриана

Платье, вдохновленное картинами Мондриана

70-е были отмечены чередой вечеринок, алкогольной и наркотической зависимостью. Но именно в тот период появились скандально известный аромат духов «Опиум». А дизайнер обратил свой взгляд к мужской аудитории и вновь шокировал публику: снялся обнаженным для собственного бренда парфюма. Такая реклама вызвала в обществе настоящий резонанс, но послужила отличной пиар компанией. Духи буквально смели с прилавков магазинов. Несмотря на успех и любовь масс, Ив Сен-Лоран страдал в этот период от депрессии, часто впадал в ярость, а на публике появлялся всего пару раз в год – на показах своих новых коллекций.

Духи Ив Сен-Лорана Опиум

Духи Ив Сен-Лорана Опиум

В конце 80-х Ив стал все больше болеть, а злые языки утверждали, что Дом Моды YSL изжил себя. Но несмотря на жизнь отшельника Лоран получил множество наград от французского правительства, создавал платья для балета и спектаклей (Мая Плисецкая исполняла «Гибель Розы» в его нарядах), принимал участие в выставках своих работ в СССР.

Брючные костюмы 1968

Брючные костюмы 1968

Свой гениальный труд в компании он завершил в 2002 году ретроспективным показом и знаменитой прощальной речью: «Я понял, что самая главная встреча в моей жизни была встреча с самим собой. И тем не менее сегодня я решил попрощаться с тем делом, которое так дорого мне». Спустя шесть лет после этих слов, Ив Сен-Лоран скончался от рака мозга в своем марракешском особняке. Во время похорон в Париже многотысячная толпа встретила его аплодисментами, отдельно стояли модели, одетые в черные смокинги. Они молча прощались со старым другом и наставником. Мир покинул не просто великий кутюрье, он лишился в тот день гения. Но его работы так и остались вне времени. Ибо стиль вечен.

Фото ||  Flickr.com

Автор || Валерия Воробьева

 

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.