#Осень между строк

«Из годовых времен я рад лишь ей одной», – писал А.С. Пушкин об осени, ведь для него она вдохновение, дарующее счастье творить. Да, осень-муза – это прекрасно! И пусть эта осень принесет вам как можно больше новых мыслей и желаний. Может быть, хорошие книги, которые будут так кстати все более долгими и прохладными вечерами, подарят вам свежие идеи для творчества. Читайте, читайте, читайте, тем более осень столь щедра на располагающие к вдумчивому общению с книгой музыкальные композиции из шелеста, листьев, шороха ветра и шепота дождя.  

kofe-kniga-tykva-listia

Элена Ферранте «Неаполитанский квартет»

«Неаполитанский квартет» – единое название для четырех книг Элены Ферранте, всемирно известной современной итальянской писательницы, ревностно оберегающей тайну своей личности. Пронзительная история двух подруг из бедного района Неаполя понравится читателям, предпочитающим долгоиграющие романы, написанные обстоятельно, откровенно и с неподдельным вниманием к деталям. Поистине увлекательная тетралогия рассказывает о протянувшейся через всю жизнь дружбе-любви, дружбе-ненависти, дружбе-зависимости Лену и Лилы, мечтающих о лучшей доле и с переменным успехом движущихся к заветной цели. Элена Ферранте блестяще воссоздает южный, неподдельно горячий темперамент Неаполя второй половины ХХ века, раздираемого противостоянием фашистов и коммунистов, утопающего в солнце и бесконечных распрях самого разного масштаба.

Иван Бунин «Темные аллеи»

Вероятно, «Темные аллеи» вы уже читали, а может, и не раз. Но, согласитесь, к ним можно возвращаться снова и снова и всегда находить новый любимый рассказ или не уставать восхищаться одним и тем же. Не зря ведь и сам Бунин признавал «Темные аллеи» своим лучшим произведением. Сюжеты, подсмотренные писателем в реальной жизни или взлелеянные в авторском воображении, рассказаны таким вдохновенным, чистым, пленяющим языком, что не перестаешь восхищаться красотой и музыкальностью даже привычного русского слова, которое так любил и которое так мастерски воспел писатель-изгнанник, писатель-эмигрант. Читая «Темные аллеи», понимаешь, что первую в русской литературе Нобелевскую премию с весьма символичной формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» Бунин, конечно, заслужил.

Юрий Трифонов «Дом на набережной»

Домом на набережной, следуя трифоновскому определению, стали называть Дом правительства, расположенный напротив Кремля. Нетрудно догадаться, что в этом доме жила избранная московская элита, и именно в связи с этим писатель делает дом в своем произведении символом достатка, благополучия, привилегированности и их неизменных спутников: зависти, ревности, лицемерия. Автор рассказывает историю советского конформиста Глебова, мальчика из обыкновенной семьи, завязавшего дружбу с самым важным из своих одноклассников, разумеется, живущем в доме на набережной. Трифонов вскрывает историю оскудения души Вадима Глебова, бесконечно совершающего сделки с совестью во имя благополучия и стабильности. Герой проходит разные этапы: от детских обид и заблуждений, корыстолюбия и приспособленчества до предательства и моральной деградации.

Теодор Драйзер «Сестра Керри»

Как говорил сам Драйзер, образ Керри навеян историей жизни одной из его сестер. Возможно, именно благодаря биографической основе повествование становится таким натуралистичным. В большой гремящий Чикаго, открывающий необозримый простор для мечты, приезжает бедная провинциальная девушка. Но какие перспективы могут ждать ее, если она неопытна, застенчива, не готова расталкивать других локтями и ничем, казалось бы, не выделяется из толпы? Драйзер показывает, что порой вовсе не обязательно быть целеустремленной или особенной, чтобы достичь желаемого. Иногда судьбу решает случай. Однако окажется ли достигнутая цель такой безукоризненно важной, чтобы суметь закрыть глаза на средства ее достижения, появившиеся волей того самого случая? На этот вопрос Керри вместе с читателем и будет искать ответ на протяжении всего романа.

Маркус Зусак «Книжный вор»

Первое, на что хочется обратить внимание в этом романе, – нетривиальный выбор повествователя: говорит сама Смерть. Однако пусть это не заставит вас подозревать историю Зусака в принадлежности к мистической литературе. Нет, роман до боли реалистичен. Книга рассказывает о произволе нацисткой Германии времен Второй мировой войны с самого ее начала, 1939 года. Отчасти роман напоминает «Убежище» – дневник Анны Франк, документальное свидетельство нацистского беззакония. Главная героиня «Книжного вора» маленькая немка Лизель, за свою короткую жизнь повидала немало горя. Властью судьбы она оказалась у приемных родителей, скрытых антифашистов, и вместе с ними наблюдала за постепенным нравственным разложением страны. Даже если вы считаете, что это не ваша тема, начните – поверьте, вы захотите прочесть книгу до конца в этот же день.

Курт Воннегут «Колыбель для кошки»

«Колыбель для кошки» – исключительно уютное и обескураживающее обманчивое название. В действительности, колыбель для кошки – это детская игра в переплетение надетой на руки веревки. Конечно, в этой игре «…никакой, к чёрту, кошки, никакой, к чёрту, колыбельки нет!», как высказывается один из главных героев. Собственно, и книга не об игре, а о самой настоящей угрозе человечеству из-за созданного гениальным ученым Льда-9 – вещества, одна молекула которого может заморозить всю воду на Земле. Но самое важное в том, что Лед-9 оказывается не за семью печатями, а в руках трех далеко не самых серьезных и ответственных детей. Что ждет человечество в этом случае? Воннегут рассказывает об этом как всегда метко, саркастично и метафорично. Недаром за этот роман кафедра антропологии Чикагского университета присудила Воннегуту учёную степень магистра.

Борис Виан «Пена дней»

Если рамки реализма стали для вас узки и вам нестерпимо хочется вырваться из круга предопределенности, обратите внимание на этот роман. Буквально с первых страниц вы окажетесь в пространстве, где привычное облекается в форму самых смелых и головокружительных фантазий. Танцующие кухонные мыши, коктейли, возникающие из сыгранной на пианино мелодии, блюда из экзотических продуктов… И все это в непредсказуемом джазовом ритме. В общем, неудержимое воображение автора погрузит вас в самобытный фантасмагорический мир. И на его диковинном фоне вы увидите подчеркнуто простую историю юных, красивых и богатых влюбленных людей, чья жизнь резко меняется в связи с трагическими обстоятельствами. Этот эффектный контраст делает довольно банальную драму очень выразительной, вызывающей самое искренне и глубокое сопереживание.

Автор || Наталья Сергеева

2018-10-01_14-38-45

*Эту статью можно прочитать в печатном номере журнала #16, осень 2018

2018-10-01_14-33-52

Поделиться: