#Война и Мир Василия Верещагина

Жизнь Василия Верещагина – это борьба противоречий: он не мог усидеть на одном месте и рвался в путешествия, но если работал над серией картин, то не выходил из мастерской сутками; он участвовал в военных действиях и стремился увидеть войну изнутри, но осуждал ее до последнего дня жизни; он был атеистом, но уважал Христа и не хотел писать религиозные сюжеты по общепринятым законам; он проживал каждый день как последний, но погиб оттого, что так сильно ненавидел и к чему так быстро бежал.

apofeoz-verechagin+

До 15 июля в Новой Третьяковке выставка «Василий Верещагин» собирает толпы народа не просто так. Она позволяет нам совершить путешествие в прошлое, где Василий Верещагин, словно проводник, помогает взглянуть на порой совершенно нерадостные события его же глазами. И остаться равнодушным в этой ситуации нет никакой возможности.

400px-Vasili_Vereshchagin

Война в его работах стала горькой правдой, а не простым повествованием о победах и поражениях.

Все начинается с его первого путешествия на войну. Оно было вызвано желанием увидеть ее без прикрас и изнутри – так он уехал в Туркестан и стал участником оборонительных событий Самаркандской крепости. Увиденные человеческие страдания, как физические, так и душевные, жесткость и смертельные последствия необдуманных действий навсегда изменили сознание художника. С этого дня война в его работах стала горькой правдой, а не простым повествованием о победах и поражениях. Находясь под впечатлением от этой поездки, Верещагин написал героическую поэму «Варвары», включившую в себя семь работ о трагической гибели русского отряда. Ее итогом стала всеми известная картина «Апофеоз войны».

Следующая поездка на русско-турецкую войну подтвердила его выводы о страшных зрелищах с новой силой. Там он получил не только физические травмы, но и душевные – смерть родного брата. Серия работ из этой поездки показала героизм не в лице генералов в мундирах с наградами, а в виде кадров событий, при взгляде на которые хочется закрыть глаза.

Вырвавшись из очередного периода спокойствия, он отправился на русско-японскую войну, где и погиб как настоящий воин.

Что же дальше? Трилогия казней. Ведь убийства могут быть и там, где их совсем не ждешь. Так, смертельным символом на одной работе становится римский крест, на другой – виселица, а на третьей – пушки… Но не только под впечатлением от поездок Верещагин создавал разрывающие сердце работы. Свою «Серию 1812 года» он писал уже после страшных событий, изучив огромное количество материала и высказав тем самым свой взгляд. Конечно, в перерывах были и «мирные» поездки, вроде путешествия в Индию, на Ближний Восток или по городам России, но художника звала и тянула к себе другая сторона жизни. И вырвавшись из очередного периода спокойствия, он отправился на русско-японскую войну, где и погиб как настоящий воин.

Действительно, масштаб его личности не мог уместиться в рамках одного города или одной страны, его творческие замыслы были намного впереди того времени, а борьба за мир и попытки показать всем лицо истинного врага приобретали как соратников, так и противников. Подтверждение тому – десятки его прижизненных персональных выставок, которые всегда сопровождались интересом и обсуждениями. И спустя 175 лет со дня рождения художника ничего не поменялось.

Автор || Евгения Ал

*Эту статью можно прочитать в номере журнала #15. лето 2018

1

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.