«Утиная охота»: трёхликий Зилов на новой сцене Театра на Таганке

 

Презентуя камерную «Сцену на Факельном», директор Театра на Таганке Ирина Апексимова подчеркнула, что в новом пространстве приоритет у советской драматургии, однако, дебютный спектакль «Утиная охота» по пьесе Вампилова от лаборатории «Ликбез» показал, что театр открыт для смелых творческих интерпретаций и осмыслений. Так, в «Утиной охоте», поставленной режиссёром-хореографом Анной Закусовой, Зилова играют три актера. Нет, они не появляются на сцене попеременно, они присутствуют все и сразу. Из прочих героев в ярких нарядах их выделяют серые костюмы и белые воротники-стойки.

“Утиная охота” Театр на Таганке

«Мне очень интересен Зилов», – комментирует Анна Закусова, – поначалу я хотела сделать спектакль из одних Зиловых и назвать его «Зилов». Но, хотя название осталось аутентичным, всё же спектакль представляет из себя фантазию на тему Зилова, где хореография красноречивее слов. Сюжет здесь далеко не первичен – события пьесы свободно тасуются и переплетаются, подстраиваясь под режиссёрское высказывание. Вампилов использует технику флэшбэков, но Анна Закусова этот приём усиливает: действие – круговерть коротких воспоминаний – временами переходит в перфоманс. Авторскую ремарку о герое зачитывает артист-конферансье: “В его (Зилова) походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда”. Но зритель как раз имеет возможность сразу обнаружить внутренние противоречия Зилова благодаря троичности образа. Это, безусловно, находка режиссёра: что на уме, что в поступках – всё прозрачно. Здесь одинаковый потенциал как для философско-психологических трактовок, так и комичных эффектов (многих позабавит сцена из серии «сообразить на троих»).

“Утиная охота” Театр на Таганке

Дух, душа и тело (а, может, берновские Родитель, Взрослый, Ребёнок) которые в идеале должны составлять стройную иерархию, у Зилова в постоянном конфликте. Тело на вечеринке с женой, а душа порхает с любовницей. Тело не выдаёт никакой реакции на известие о беременности супруги, а душа воспарила к потолку. Причем, если две части Зилова раздираемы противоположными желаниями, то третья, как правило, созерцает их борьбу. Глядя на Зилова, невольно осознаёшь, каких трудов всем нам стоит жить в гармонии с собой. Впрочем, бывают моменты, когда всё существо Зилова охвачено одним чувством. Безразличие к жене Галине и любовь к Ирине – одинаково всеобъемлющи. Внутренняя расшатанность героя передаёт и постоянно меняющийся ритмом постановки: зрителя то охватывает энергичная музыка, когда на сцену прямо из платяного шкафа высыпаются весёлые и громкие персонажи, то вдруг все исчезают, атмосфера наливается тревожной меланхоличностью.

Три Зилова – это и три сосны, в которых запутался герой в своей бесплодной рефлексии. Способен ли он выйти за пределы своего эго или будет прозябать в гордом одиночестве посреди так и не подстреленных уток – вопрос, который останется со зрителем после того, как опустится занавес.

 

 

20/03/23

Фото || Светлана Яковлева
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: