#Татьяна Метакса. Интервью с Советником Генерального директора музея Востока

В новой рубрике «Искусство общения» каждый желающий может задать нашим гостям вопросы, а лучшие из них появятся в отдельном интервью.


met

Мы благодарим наших читателей за активный интерес к первому герою рубрики.

Татьяна Христофоровна Метакса, музейный работник, советник в Государственном музее Востока, ответила на ваши самые интересные вопросы:  

 

Вопрос читателя: Вы полвека связаны с Музеем Востока. Можно попросить вас выделить три-четыре самых запомнившихся вам события, связанных с судьбой музея за эти годы?

Т.Х. Метакса: На самом деле интересных событий очень много. То, что мне никогда не забудется, это 1984 год, осень, огромная выставка Рерихов. Мы только начинаем открывать выставки в этом здании на Никитском бульваре. Эта выставка незабываема и своей красотой, и тем, что на открытии присутствовал сам Святослав Николаевич. Народа было столько, что наш известный реставратор Савелий Ямщиков, подъехав к зданию, мог только помахать мне из такси шляпой. Было ясно, что ни войти, ни выйти уже невозможно. Это событие было настоящей данью любви и уважения к великим русским художникам. Для меня имя Рериха имеет особое значение. С любовью к Рериху я пришла в музей, и эта любовь всегда со мной.

Второе воспоминание из области философской. В нашем старом здании была лекция о буддизме прекрасного, умнейшего, очень ироничного Александра Пятигорского. Он так читал свои лекции, что их невозможно забыть.

Также очень ярким событием, которое мне запомнилось, было открытие выставки японских кукол в конце 70-х. Выставка была очень большая, но в память врезался сам теплый день, во дворе здания стояли японки в красивых коротких юбках и у девушек в руках были барабаны. Движение по улице было остановлено, это был настоящий праздник.

И еще очень личное воспоминание. Мое начало работы в музее — тогда, в 1974 году, директором был назначен Генрих Павлович Попов, востоковед-бирманист. Это был человек величайшей эрудиции. Генрих Попов — тот человек, благодаря которому у нас коллекция Рериха, он из Америки привез его работы. Но воспоминание у меня совершенно личное. Был какой-то вечер, может посвященный 8 марта, не помню какой. В нашем лектории собрался весь коллектив музея, и заиграл белый танец. Я подошла и пригласила Генриха. Бывают люди, которые войдя в жизнь не уходят из нее никогда, и дело не в том, что его нет на земле, а в том, что я буду всегда безмерно благодарна ему за все то, что он сделал для музея Востока и для меня. Для меня Генрих  — это моя судьба, это судьба музея. Это мой белый танец, который до сих пор продолжается.

ы

Для меня имя Рериха имеет особое значение. С любовью к Рериху я пришла в музей, и эта любовь всегда со мной.

Вопрос читателя: Музей Востока для вас не только работа, вы проживаете Восток. Можете пояснить, что для вас проживание Востока?

Т.Х. Метакса: Конечно, нужно просто на меня посмотреть. В основном, я в восточных одеяниях, самых разных! Вот сегодня на мне индийский костюм. Я давно, примерно с середины 90-х, стала очень любить восточные наряды. У меня много всяких головных уборов, самых разных, восточных. Я люблю восточные украшения, я очень люблю китайский чай, если говорить о внедрении Востока в мою жизнь, пью именно его. У нас в музее есть великолепная чайная комната.  Я пробовала учиться искусству икебаны. Я даже несколько раз делала композиции икебаны во время выставок, которые проходили в нашем музее. У нас есть кружок икебаны.

 

Вопрос читателя: Как вы считаете, в наше время Музей Востока достаточно интегрирован в современную музейную доктрину, или он в своей деятельности довольно архаичен?

Т.Х. Метакса: Здесь большой вопрос, что понимать под архаичностью, ведь первые Мусеоны появились еще в Античной Греции. И конечно же, они отличались от современных музеев. Вся та работа, которая ведется в музее сейчас, абсолютно соответствует современным «стандартам» музейной деятельности. Музей открыт для всех желающих, в том числе у нас обеспечена доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Жизнь музея широко представлена в сети «Интернет». Каждый месяц проводятся виртуальные выставки одного экспоната — самые интересные предметы из коллекции можно посмотреть на официальном сайте музея в режиме онлайн, не выходя из дома. Активно оцифровывается архив Рерихов — почти 200 тысяч страниц архивных материалов уже были оцифрованы и выложены на официальном сайте Музея Рерихов.

Музей оцифровывает свои выставки для современных приложений, в частности Artefact, где посетители с помощью смартфона или гаджета могут посмотреть интересные факты о произведениях просто наводя телефон на картину — без экскурсовода. Снимаются ролики о жизни музея, монтаж выставок, репортажи с открытия выставок.

Конечно же Музей Востока движется вперед, ориентируясь на новшества времени, и назвать его архаичным сложно.

У меня никогда не было желания уйти из музея, мне иногда кажется, что я в него просто корнями вросла.

Вопрос читателя: Вы племянница известного коллекционера Георгия Дионисовича Костаки. Это общеизвестный факт. А что вы знаете о других членах вашей семьи?

Т.Х. Метакса: Я внучатая племянница Георгия Дионисовича. Мой папа Христофор Федорович Метакса – племянник дяди Юры, так мы в нашей семье называли его.

Вообще, о семье написано много. Семья когда-то была очень большой. Мои прабабушка и прадедушка переехали на пересечении веков XIX и XX куда-то в Ташкент, потом обосновались в Москве, у прадедушки Дионисия здесь была кофейня на Тверском бульваре. Есть книга «Мой авангард», написанная со слов самого Георгия Дионисовича, есть несколько больших исследований, посвященных ему и его коллекции, есть несколько фильмов.

Для меня известный во всем мире коллекционер русского авангарда, подаривший России большую часть своей замечательной коллекции, – это просто дядя Юра, которого я знаю с малолетства. Добрый, веселый, делавший много добра для всех людей.

«Птица-Метакса» Н. Костромитин, керамика, акрил, h- 17см, 2010г.

«Птица-Метакса» Н. Костромитин, керамика, акрил, h- 17см, 2010г.

Вопрос читателя: Какая религия вам ближе?

Т.Х. Метакса:  Я была крещена. Долгие годы я редко появлялась в церкви, но последние несколько лет я достаточно часто бываю в наших православных церквях. С мужем мы часто ездим по российским городам, в этих городах заходим в храмы. Православие стало для меня гораздо ближе. Я считаю, что это гены, наверное, — родственники по папиной линии были священниками. Работая в музее, я очень близко соприкоснулась с буддийскими традициями. Первая лекция, которую я читала, называлась «Древняя Индия». Буддийское искусство всегда было мне очень близко. О религии могу сказать, что меня всегда интересовали вопросы разных вероучений. Во все времена. До сих пор невероятно интересно, насколько все-таки религия влияет на нас, насколько она нас улучшает и помогает выживать.

Вопрос читателя: Ваш образ Москвы. Что для вас Москва?

Т.Х. Метакса: Для меня Москва — это те чудесные края, где я родилась и к своему счастью живу до сих пор. Это Немецкая слобода, это Петр I, это Лефортовский парк, моя любимая Самокатная улица с храмами, которые сейчас вновь возрождаются, Усадьба Разумовского, церковь Вознесения, в которой периодически бывал Николай II, дом Рокотова. Я фанат вот этих мест. Мне очень нравится, что можно выйти из дома и пройтись минут 10, перейти Садовое кольцо и оказаться на Красной площади, или на Никольской. Когда я в выходные выхожу из дома зимой, машин почти нет. Я стараюсь не замечать новых зданий, у меня такое ощущение, что я в каком-то уездном русском городке, а эти городки я обожаю. Вот что для меня Москва и ее образ.

Для меня Москва — это старые парки и сады, это старинные усадьбы, это Москва литературная. Я обожаю читать и знаю ее неплохо. Я так радовалась, когда открыли Тургеневский домик Муму.  Я была счастлива, когда на старой Басманной открыли музей Василия Львовича Пушкина, дяди Александра Сергеевича. Огромное спасибо Кристоферу Муравьеву-Апостолу, благодаря которому воссоздана усадьба Муравьевых-Апостолов. Это все мои края, моя Москва.

Нобуаки Мураока(Япония), бумага, тушь, 36,4х25,6; 1993г.

Нобуаки Мураока (Япония), бумага, тушь, 36,4х25,6; 1993г.

Вопрос читателя: Очень много вопросов о ваших взаимоотношениях с художниками, кто писал ваши портреты. Можете рассказать?

Т.Х. Метакса: Мой дядя, Володя Юшкевич, был художником, одним из лучших реставраторов икон в Третьяковской галерее. Георгий Дионисович Костаки, мой двоюродный дедушка, коллекционер. Я помню еще их старую квартиру, где висели не авангардисты 20-го века, а иконы. Жена Володи, Галя Юшкевич, была реставратором Третьяковской галереи. Здесь, в музее Востока, я познакомилась с невероятным количеством самых разных художников. Мой муж, Николай Костромитин — художник, так что художники у меня всегда рядом. У меня около 50 моих самых разных моих изображений, это и масло, и графика, и скульптура мелкая. Шесть огромных портретов, просто огромных! Один из них постоянно висит на Пречистенке 19, можно прийти посмотреть. Мы на нем вдвоем с дамой. Зураб Церетели как-то подошел ко мне и сказал, что хочет меня написать. Я согласилась, мы пошли к нему в мастерскую, там уже была заготовка – дама была уже написана. Одну работу Зураб вообще написал по памяти.

Есть работа японского художника. Совершенно замечательный мой портрет начала 80-х Веры Араловой. А есть портреты, которые многие годы пишут и никак не допишут. Было несколько фотовыставок моих портретов. В один из моих дней рождения, в одну из круглых дат, делали фотовыставку моих портретов. Отдельно все это вместе я не собирала пока. Думаю, где это можно сделать. Внешне я очень яркая и боевая, но внутри у меня есть определенные рамки, вот что-то я пока себе не позволяю.

Вопрос читателя: Может ли художник попасть в ваш музей с выставкой? Можно преподнести вашему музею в дар свои работы? И приобретает ли музей работы художников, посвященные Востоку, выполненные, как дань уважения к философии буддизма?

Т.Х. Метакса: Всё это возможно. Надо писать обращение к генеральному директору музея, Александру Седову, с просьбой о том, чтобы состоялась выставка. Мы рассматриваем такие обращения на выставочном совете, все. Подробно смотрим на то, насколько эта выставка может быть интересна музею, принимается решение проводить или нет, заключается контракт, назначается куратор выставки. Иногда мы отвергаем предложения. Что касается приобретений – это рассматривается нашей закупочной комиссией.

Вопрос читателя: Как вы считаете, между Западом и Востоком непреодолимая пропасть? Или возможно гармоничное соединение этих идеологий, восприятий мира?

Т.Х. Метакса: Я всегда повторяю одно и то же, что у нас всех, живущих на земле, гораздо больше общего, чем нам представляется. Все мировые религии, в своей основе тоже очень близки, потому что они призывают к вечным человеческим ценностям. В современном мире стерты практически все границы: интернет, возможность за несколько часов попасть в другую точку земного шара, взаимопроникновение культур необычайно сильно. Поэтому пропасть, даже если и была, то давно уже исчезла. Россия является связующим звеном между Востоком и Западом. Это мое мнение.


Татьяна Христофоровна выбрала наиболее понравившийся ей вопрос:

 «Музей Востока для вас не только работа, вы проживаете Восток. Можете пояснить, что для вас проживание Востока?»

 Автора вопроса ждут в Музее, Татьяна Христофоровна готова лично принять нашего читателя и показать свой родной музей.

 Фото из личного архива Т.Х. Метаксы

Фото на обложке: || Презентация именного зала коллекционера и дарителя Г. Д. Костаки в Новой Третьяковке

Автор || Ольга Серегина, арт-обозреватель

Поделиться: