Термин «авангард» традиционно употреблялся в военном деле и по отношению к политическим событиям – до тех пор пока в 1885 году французский критик Теодор Дюре не использовал его в художественной критике. В таком значении слово не прижилось и лишь в 1950-х годах оно вернулось в искусствоведение благодаря французскому критику Мишелю Сефору, который впервые назвал «авангардом» русское искусство начала XX века.
Искусство русского авангарда – одна из самых блестящих страниц в истории отечественной культуры. Его расцвет совпал по времени с величайшими историческими катаклизмами столетия: Первой мировой войной и революцией в России. Это искусство несло в себе огромный творческий потенциал и во многом предопределило основные направления художественной культуры ХХ века.
Оказавшись в совершенно разных жизненных обстоятельствах художники-авангардисты верили в способность оказать своим искусством влияние на мир вокруг себя. Эта вера заставляла их отказаться от классических канонов и традиций и действовать иначе – что в итоге и стало самой сутью авангарда. Художники много экспериментировали с образами и формами, стремились создать нечто новое.
Главной отличительной чертой авангарда является то, что невозможно выделить одну единственную отличительную черту.
Русский авангард начала XX века объединил в себе такие художественные течения, как абстракционизм, супрематизм, футуризм, лучизм и некоторые другие.
Фото: www.wassilykandinsky.ru
«Фундаментом» авангарда выступил абстракционизм, для которого был важен полный отказ от любой формы, а во главу угла ставились экспрессивные, выразительные свойства цвета. В 1910 году идеолог и пионер направления Василий Кандинский создает первую абстрактную работу. Чуть позже он сформулировал теорию абстракционизма в своей книге «О духовном в искусстве». По его теории, именно линия или цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала, а их сочетания рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя. Свои абстрактные работы Кандинский разделял на три группы:
Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий, а только номера. Художник фактически изменил саму природу живописи, приблизив ее к музыкальному искусству, которое не изображает, а выражает сложные чувства и эмоции. Например, «Композиция IV» (1913 г.) представляет собой контраст теплого и холодного, светлого и темного, бледного и яркого. Полотно вобрало в себя все варианты цветовых сочетаний, которые чередуются крупными пятнами, тонкими короткими линиями, широкими полосами, мягко перетекая друг в друга или резко сталкиваясь. В композиции отсутствует сюжет, но это не означает, что в картине нет содержания. Напряженное движение цвета и линий выражает сложную внутреннюю жизнь человеческого духа, которую нельзя выразить словами, но можно прожить по-своему.
Фото: www.wassilykandinsky.ru
В первой половине ХХ века зародилось и получило широкое распространение скандальное и по сей день направление – супрематизм.
В супрематизме реальность изображается через использование простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, крестов, кругов.
По мнению создателя и идеолога направления Казимира Малевича, цвет в супрематизме – первый шаг к «чистому искусству», которое уравнивает в творчестве Человека и Природу. Своим супрематизмом Малевич фактически обнулил все, что знали об искусстве до его появления, и начал отсчет искусства нового времени.
Фото: www.wikiart.org
Ключевой образ супрематической живописи – «Черный квадрат» (1914-1915 гг.). Через него художник попытался представить в концентрированном виде всю картину мироздания.
Черный квадрат – символ космоса, который одновременно и предельно ясен, и абсолютно непроницаем для человеческого сознания. С другой стороны, черный квадрат можно рассматривать как тотальную пустоту, черную дыру, образ смерти, негатива, который автор собрал в картине. «Черный квадрат» задает зрителю главный вопрос: познай самого себя.
Фото: www.wikiart.org
Еще одним направлением в авангардистском творчестве русских художников стал лучизм. Художественная техника лучизма построена на смешении цветовых спектров, а также возможностях свето- и цветопередачи.
Выделить: Главной целью лучизма было изобразить впечатление художника от реальности и выразить это с помощью лучей.
Самые яркие представители – Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Наиболее известные работы «Красно-синий лучизм» (1913 г.), «Стекло» (1912 г.), «Желто-зеленый лес» (1913 г.).
Для художников-футуристов источником вдохновения послужил научно-технический прогресс и будущее, ведь само определение направления происходит от латинского «futurom», что означает «будущее». Их вдохновляло все новое и прогрессивное – скорость, самолеты, автомобили и ритмы большого города. Отцом русского футуризма по праву является Давид Бурлюк.
Фото: www.commons.wikimedia.org
Искусство авангарда просуществовало до начала Первой мировой войны и было вытеснено новыми актуальными течениями. Расшатывая устои традиционного искусства, создавая множество приемов, методов, форм художественного и антихудожественного выражения, авангардисты способствовали появлению и развитию новых видов искусств, таких как фотография, кино, электронная музыка и другие. По сей день искусство авангарда рождает наиболее жаркие споры между искусствоведами и критиками, оставаясь источником вдохновения для нового поколения художников.
Автор|| Саша Ришар
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ОСЕНЬ. 2019