#Неприкрытая красота: произведение искусства или порнография?

 

Помимо пейзажей, натюрмортов и портретов в музеях и галереях очень часто можно встретить обнажённую натуру. Ни одно другое явление не вызывает у человека такой коктейль эмоций: стыд, неловкость, интерес и восхищение – все в одном флаконе. Зритель пришёл в культурное учреждение, чтобы увидеть то, что по сложности восприятия хотя бы на пару ступеней выше телевизора, и получить информацию для размышлений. И если пейзажи и натюрморты воспринимаются легко и просто, то по отношению к обнажённому телу порой возникает вопрос: как к этому относиться? То, что я вижу, это искусство или порнография?

 

рис 1

“В искусстве, – говорил Роден, – нет и не может быть ничего безнравственного. Искусство всегда священно, даже когда изображает страсть в ее предельно допустимых проявлениях. Поскольку оно стремится лишь без прикрас запечатлеть увиденное, оно не может пасть”.

Да, эротика и порнография выбирают одни и те же сюжеты, однако в эротическом произведении искусства образы чувственные, часто стыдливые и намекающие. Вы можете смотреть на искусство бесконечно, тогда как одного взгляда на порнографию достаточно, чтобы отвернуться. Если работа вызывает вожделение, значит, перед вами порнография.

Вопрос восприятия обнажённого тела в музее или галерее очень субъективен, ведь мы не можем искренне восхищаться работой, в которой нас впечатляет лишь то, что весь мир считает её шедевром. Взгляд на работу, в первую очередь, зависит от ваших индивидуальных особенностей восприятия, которые сформировались под влиянием жизненных явлений и событий, а также среды, в которой вы воспитывались и жили.

Так, в сороковых годах американские власти сожгли полтора десятка работ скандального австралийского художника Нормана Линдсея, которые не укладывались в нормы морали того времени. Линдсей действительно очень откровенный художник, чьи работы могут привести в смущение зрителя и по сей день. Однако несмотря на нелюбовь власти и церкви (художник был язычником и часто использовал языческие сюжеты в своих картинах) Национальная галерея Виктории (Мельбрун, Австралия) приобрела одну из его самых скандальных работ Pollice Verso (от лат. “с перевёрнутым пальцем” – прим. ред.) в свою коллекцию, а позднее рисунок был использован в качестве иллюстрации для одного из переизданий “Антихриста” Ницше.

 

рис 2
 
Ещё одним примером художника, пострадавшим за своё откровенное творчество, является Эгон Шиле, который попал в 1912 году в тюрьму по обвинению в оскорблении общественной нравственности. Австрийские власти конфисковали из мастерской Шиле более ста рисунков, которые сочли порнографическими. В своих дневниках из тюрьмы он пишет: “Человек, отрицающий секс, и есть настоящий развратник, ведь он самым гнусным образом очерняет родителей, которые произвели его на свет”. Однако работы Шиле показывают не голые тела, а психологию человеческих поступков и невротических причин, толкающих людей к саморазрушению.

 

рис 3
 
Порой искусству легко заманить нас в ловушку: не всегда то, что мы видим, совпадает с тем, что художник хотел сказать. И, несмотря на то что обнажённая натура всегда близка зрителю, мы не всегда испытываем позитивную эмоциональную связь с ней. Беспощадным реалистом можно назвать французского живописца Гюстава Курбе, который крупным планом изобразил женские половые органы, назвав картину “Происхождение мира”. Автор хотел привлечь внимание зрителя к вопросу жизни и смерти и представил свою провокационную работу как символ начала всего.

Иногда табличка с описанием экспоната или пресс-релиз могут вам помочь разглядеть авторский замысел. Порой даже страна происхождения автора или увиденные ранее его работы смогут расставить всё на свои места. Конечно, это не значит, что для того, чтобы оценить произведение, вам необходимо быть знатоком истории искусств. Бывает, от понимания картины нас отделяет только шаг, но иногда дорога к нему кажется бесконечной. И если не получается ее найти, не стоит расстраиваться: возможно, нужно всего лишь изменить подход и посмотреть на картину под другим углом, чтобы заметить детали, которые с первого взгляда вы могли упустить.

 

Автор || Саша Ришар @sashcake

 

 

 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в номере журнала #13, зима 2017-2018

Binder1_Страница_24

Поделиться: