«В начале было слово», – гласит первая строка Евангелия от Иоанна, но, готова поспорить, что в начале была мысль. Мысль, трансформировавшаяся в идею создать что-то невообразимое – то самое слово, действие, объект, предмет или произведение искусства.
Да, именно мысль лежит в основе создания всего, в том числе произведений искусства. Давайте поговорим о направлении искусства, в котором мысль стала важнее исполнения.
Концептуальное искусство (от лат. conseptus – «мысль») – направление современного искусства, возникшее в 1960-х годах в Америке, а затем проникшее в европейскую культуру и, конечно, в Россию.
Художники-концептуалисты исходили из положения, что интеллектуальная интерпретация – концепция произведения важнее физического выражения, и видели цель искусства в том, чтобы передавать свои мысли не с помощью традиционных художественных методов, а при помощи наделения предметов, инсталляций, текстов, природных объектов смыслами, придуманными авторами, а не заложенными в этих предметах их утилитарными функциями изначально.
В рамках концептуализма художники развивают искусство идей, полагая, что они больше нужны в современном мире, чем технические навыки или эстетические качества произведений. Отвергая распространенное представление о том, что изящные искусства имеют наивысшую ценность, концептуалисты работают в разных областях, включая перфоманс, видео-арт, ленд-арт и арте повера, отказываясь от обычных материалов и подходов, а также отвергая коллекционирование произведений искусства.
В рамках концептуализма художники развивают искусство идей, полагая, что они больше нужны в современном мире, чем технические навыки или эстетические качества произведений.
Один из основоположников течения американский художник Джозеф Кошут видел значение концептуализма «в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства – или, как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется… физическая оболочка должна быть разрушена, так как искусство – это сила идеи, а не материала».
Классическим произведением концептуализма стала композиция Джозефа Кошута «Один и три стула» (1965 г.), включавшая в себя стул, его фотографию и описание стула, взятое из словаря. Таким образом, концептуальное искусство взывало не к эмоциональному сопереживанию, а ориентировалось на угадывание идеи, интеллектуальное осмысление увиденного.
В отличие от многих художественных направлений концептуализм развивается и сегодня, а художники продолжают спорить, что может являться искусством, а что нет. Хотя, здесь можно упомянуть и о лидере минимализма Дональде Джааде, который завещал, что «ежели кто-нибудь назвал что-либо искусством, то это и будет искусство».
Фото || Wikipedia.com, flickr.com
Автор | | Саша Ришар, редактор раздела “Искусство”
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ОСЕНЬ 2020