#«Лебединое Озеро»: балет и время

Самому известному и любимому российскому балету исполнился 141 год. Постановок уже великое множество, но интерес к «Лебединому Озеру» не угасает, а интерпретации становятся все более непредсказуемыми. В чем магия этой жемчужины русской культуры: в гениальной ли музыке великого П. И. Чайковского, В волнующей и трогающей каждого вечной трагедии, в блестящем и всегда новом исполнении главных партий, в бесконечном просторе для реализации своего видения классической истории?..  

ballet

Ответов может быть множество, но главным из них несомненно будет тот, который вы дадите себе, посмотрев балет вживую. Если вы этого еще не сделали и даже в том случае, если успели прикоснуться к прекрасному, но живо интересуетесь настоящим искусством, предлагаем вам ненадолго окунуться в завораживающий мир  «Лебединого Озера».

Сцена из постановки 1895-го года

Сцена из постановки 1895-го года

Коварство и любовь

История, из которой родился балет Чайковского, основана на старинной легенде. Несчастная девушка, чарами злого гения превращенная в лебедя, каждую ночь с приходом луны становится прекрасной Одеттой. Спасти девушку от заклятья может лишь верная любовь, которую кто-нибудь подарит ей. Если же верность будет нарушена, Одетта навсегда останется лебедем. Однажды принц Зигфрид, увидев прекрасную Одетту, влюбляется в нее и клянется ей в вечной преданности. Никто, как ни пытается, не может пленить сердце молодого человека, полное искренней любви. Но, увы, коварство злых сил безгранично. Одиллия – дочь колдуна притворяется Одеттой, покоряет принца и вынуждает его нарушить клятву верности, данную своей возлюбленной. Поняв свою ошибку, Зигфрид бежит к Одетте, но не находит прощения и вместе с ней гибнет в пучине вод.

ballet-2124653_1280

Иванов и Петипа

Первая постановка балета состоялась в 1877 году на сцене московского Большого театра. Несмотря на старания постановщика и труппы, балет пришелся публике не по вкусу. Однако это не остановило поклонников творчества Чайковского, после его смерти решивших почтить память композитора новой версией балета. И в 1894 году на сцене Мариинского театра была впервые показана «лебединая» картина II акта в постановке Льва Иванова. Именно Иванов придал балету истинно романтическую интонацию, убрал из костюмов лебедей искусственные крылья, а также стал автором одной из самых известных сцен «Лебединого озера» – танца маленьких лебедей. Находки Иванова очень понравились публике, а также заинтересовали главного балетмейстера театра Мариуса Петипу. Петипа в соавторстве с Ивановым поставил полную версию балета, появившуюся на сцене в 1895 году и до сих считающуюся канонической.

Одетты и Одиллии

Одетту и Одиллию, как правило, танцует одна балерина, воплощая таким образом идею двойственности души: нежность и чистота против хитрости и вероломства. Самые выдающиеся балерины мечтали танцевать Одетту-Одиллию несмотря на очень серьезные технические сложности, которые предполагает классическая постановка. И все, кому доставалась эта роль, пытались по-своему осмыслить образы героинь и расставить новые акценты в их исполнении. П. Леньяни, М. Кшесинская, Г. Уланова, Н. Дудинская, М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, У. Лопаткина… Великих имен в роли Одетты-Одиллии великое множество.

855342 01.03.1961 Майя Плисецкая в балете на музыку С.Прокофьева "Ромео и Джульетта". Большой театр СССР (ныне Государственный академический театр оперы и балета России). Михаил Озерский/РИА Новости

855342 01.03.1961 Майя Плисецкая в балете на музыку С.Прокофьева “Ромео и Джульетта”. Большой театр СССР (ныне Государственный академический театр оперы и балета России). Михаил Озерский/РИА Новости

Пьерина Леньяни

Невероятно пластичная, виртуозная итальянская балерина Пьерина Леньяни в той самой классической постановке М. Петипа и Л. Иванова блестяще сумела передать сложный контраст взаимоисключающих образов. «Она была настоящей королевой лебедей, с плавными, гибкими, бархатными движениями…», – писали о ней в газетах.

Пьерина Леньяни

Пьерина Леньяни

Матильда Кшесинская

Русская балерина польского происхождения Матильда Кшесинская сменила Леньяни в постановке Петипа и Иванова. Прима-балерина Мариинского театра, сводившая с ума не только публику, но и самых важных мужчин страны, была первой русской балериной, которая освоила 32 фуэте из «Лебединого озера».

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская

Анна Павлова

Анна Павлова покоряла не безупречными фуэте и виртуозностью, но свойственной только ей невероятной грацией, пластикой, легкостью, воздушностью, с которой она танцевала от начала и до конца. «Божественно! Гениально! Прекрасно!» – писал о ее Одетте французский балетмейстер С. Лифарь.

Анна Павлова

Анна Павлова

Галина Уланова

Одетта-Одиллия Галины Улановой – воплощенная на сцене «очеловеченная мечта», «сказочная трагедия», как говорили современники, видевшие ее на сцене. Строгость, даже скупость мимики и в то же время обезоруживающая задушевность – таким был ее танец, волнующий, глубокий и гармоничный.

Галина Уланова

Галина Уланова

Наталия Дудинская 

Наталия Дудинская в своем исполнении отказалась от фуэте в пользу туров по кругу, для которых необходима была ее феноменальная координация. При этом в отличие от своих предшественниц Дудинская сумела пленить всех не Одеттой, но Одиллией, сделав именно эту партию своим коронным номером.

Наталия Дудинская

Наталия Дудинская

Майя Плисецкая

Исполнение Майи Плисецкой отличалось высочайшим мастерством, техничностью и неподдельным драматизмом. Плисецкая придавала большое значение движению рук, каждый взмах которыми благодаря ее долгим поискам превращался «в отдельный этюд, которым можно наслаждаться часами», как писали о ней.

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая

Наталья Бессмертнова

Наталья Бессмертнова с ее лирическим талантом была словно создана для роли Одетты, которую она будто даже не танцевала, а пела легкостью и красотой своих искусных движений. Одиллию же она не стала делать привычным злым гением, противопоставленным светлой и чистой Одетте, но воплотила в черном лебеде еще одну грань любви и трагедии.

Наталья Бессмертнова

Наталья Бессмертнова

Ульяна Лопаткина

Одетта Ульяны Лопаткиной зачаровывает своей мудростью, сосредоточенностью и наряду с этим волнующей трепетностью и печалью. Вся она воплощение добра и света. Одиллия же спокойная, уверенная, без избыточной страстности и драматизма. Именно в исполнении Лопаткиной Одетту-Одиллию называют эталоном.

Ульяна Лопаткина

Ульяна Лопаткина

Новаторы и бунтари

С течением времени интерес к «Лебединому Озеру» лишь нарастает. Новые постановки, зачастую полностью перерабатывающие каноническую версию, приобретают актуальное звучание, остро реагируя на проблемы и задачи современности. Очень любопытны в этом смысле зарубежные интерпретации, которые, по признаниям их авторов, родились из горячей любви к шедевру Чайковского.  

Джон Ноймайер

Сенсационная постановка 1976 года, навеянная автору фильмом Л. Висконти «Людвиг», кажется, почти ничего общего не имеет с классикой. Ноймайер полностью перерабатывает сюжетную основу: никаких лебедей и озера, злых гениев, любовной драмы в его балете нет. Зато есть король Людвиг II, который, как и его исторический прототип, питает нежные чувства к лунному свету и прекрасным лебедям. В его болезненном подсознании порой возникают искаженные очертания персонажей старинной легенды, но основа конфликта – его собственная двойственная природа, рождающая безумие, что, по словам Ноймайера, намного ближе современному зрителю, чем легенда о заколдованных лебедях.

maxresdefault

Матс Эк

Бунтарская постановка 1987 года отличается вольным подходом к воплощению на сцене прекрасных лебедей. Это уже не парящие в воздухе или грациозно плывущие по водной глади птицы. Здесь лебеди выбрались на сушу, и они уже не столь изящны: приземистые, немного неуклюжие и непременно лысые. Принц же у Эка не просто влюбленный – он в первую очередь несчастный сын деспотичной матери. Конечно, такая постановка могла восприниматься не иначе как посягновение на святыню.

tild3964-3462-4265-a437-616134613739__svan650x75ws_a4

Мэтью Борн

Провокационная постановка 1995 года переносит действие в наши дни. Так же, как и предыдущая, версия Борна показывает драму принца, переживающего тяжелые отношения с матерью. Но отличие здесь в том, что принц на какое-то время обретает утешение и поддержку в стае лебедей. Однако ключевой и самый смелый момент постановки – это полностью мужской состав труппы. Мускулистые торсы, панталоны из перьев – даже сейчас интерпретация Борна смотрится ярко и свежо.

Грэм Мерфи

Смелая постановка 2002 года запомнилась тем, что невольно вызывала ассоциации с печально известным любовным треугольником принцессы Дианы, принца Чарльза и Камиллы Паркер Боулз. Одетта здесь становится невестой принца, которой он изменяет накануне свадьбы, отчего девушка попадает в психиатрическую лечебницу. Хореография у Мерфи серьезно переработана и мало напоминает версию Петипы и Иванова. Вместо пачек на танцовщицах платья, а Одета и Одиллия – две разные балерины.

English+National+Ballet+Perform+Swan+Lake+cSKAQdMo07Ux

Жан-Кристоф

Майо Новаторская постановка 2011 года далеко ушла от романтической канонической версии. Центральный персонаж здесь демоническая красавица Царица ночи, плетущая бесконечные любовные интриги с участием Короля и Королевы, Принца, Белого и Черного лебедей. Ведущим мотивом у Майо становится, по словам либреттиста, «борьба животных эротических инстинктов ночи против чистоты дневного света». Интересно также, что самому балету предшествует короткий черно-белый фильм, рассказывающий о принце в его детские годы.

as-lac-prince-and-swans-threatening_1000

Раду Поклитару

Философская постановка 2013 года рассказывает о невозможности человека жить вопреки своей природе. Белый лебедь здесь вовсе не Одетта: когда-то давно маленького лебеденка похитил злой колдун и превратил птенца в принца Зигфрида. Его жизнь складывается так, что ему приходится охотиться на лебедей, однако он все время ощущает душевный и физический дискомфорт. Будучи человеком, Зигфрид порой чувствует фантомные боли в руках, которые когда-то были крыльями. Надо заметить, что хореография Поклитару очень сложна, и весь спектакль проходит как будто в полете.

3

Александр Экман

Натуралистичная постановка 2014 года поражает как минимум решением пространства: на сцене настоящее озеро, для создания которого требуется 6000 литров воды. Главные действующие лица, конечно, иные. Принца здесь нет, зато есть Наблюдатель, следящий за противостоянием Белого и Черного лебедей, накал эмоций между которыми в конце провоцирует схватку. В этой постановке Экман ввел элементы почти фигурного катания и цирковой акробатики, а лебедей облачил в дизайнерские костюмы.

Безусловно, здесь названы далеко не все Одетты и Одиллии и перечислены не все постановки. История легендарного балета заслуживает того, чтобы о ней писали тома, поскольку она так масштабна, глубока, интересна и насыщенна, что само название «Лебединое озеро» стало синонимом слова «балет». Сколько раз его поставили на сцене, сосчитать уже невозможно. Только во время Великой отечественной войны в одном Большом театре балет показывали чаще, чем за 70 лет его существования к тому моменту.

Московский театр лебединое озеро И

«Лебединое озеро» давно уже стало неотъемлемой частью не только культуры, но и важнейших исторических процессов в нашей стране: так, во время государственного переворота 1991 года именно этот балет демонстрировали по телевидению. К счастью, история легендарного творения Чайковского продолжает развиваться и нам остается только гадать, что ждет впереди этот неоспоримый шедевр.

Автор || Наталья Сергеева

2018-10-01_14-38-45

*Эту статью можно прочитать в номере журнала #17 зима 2018

2018-12-14_01-14-42

 

Поделиться: