Все, написанное Эдвардом Мунком, отражает состояние его духа. Художник обладал мрачным мировоззрением, много пил, страдал манией преследования, нападал на прохожих, подозревая их в сквернословии в свой адрес, лечился в больнице для душевнобольных, терял зрение, но при этом никогда до самой смерти не переставал писать – все душевные переживания нашли отражение в его работах.
«Мое искусство придало моей жизни смысл. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим»
Эдвард Мунк (1863-1944)
Многие лучшие работы Мунка построены на воспоминаниях о детстве, однако счастливым его детство, пожалуй, назвать нельзя. Он много болел, не смог окончить школу. Когда маленькому Эдварду было пять, на его глазах от чахотки умерла сначала мать, позже сестра Софи. Религиозный отец впал в унылое христианство, читал детям Библию и неустанно твердил о близости смерти, покаянии и вечном проклятии. «Мой отец был очень вспыльчивым и одержимым религией – от него я унаследовал ростки сумасшествия. Духи страха, скорби и смерти окружали меня с момента рождения», – так вспоминал художник о своем детстве.
На картинах, которые принесли художнику первую славу, «Больная девочка» и «Весна», он изобразил тетку и скончавшуюся от туберкулеза сестру. Несколько недель, в течение которых Софи умирала от чахотки, стали самым страшным периодом в жизни будущего художника. В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи – в течение сорока лет он написал шесть картин, изображающих его умирающую сестру.
С годами душевное состояние художника ухудшалось: ему казалось, что вокруг враги, которые преследуют его и хотят ему зла, а его любовные увлечения приносили очередные расстройства и депрессии. В своих дневниках Мунк писал: «Единственное, что помогает мне перейти через улицу, – это рюмка водки, а лучше две-три». Позже он говорил, что даже когда ужасно себя чувствовал, испытывал удивительное чувство покоя, когда садился писать, все плохое словно отступало.
Болезни и смерть постоянно преследовали семью Эдварда Мунка. У сестры Лоры диагностировали шизофрению, и ее поместили в специальную лечебницу. Вскоре умер отец. Эдвард очень тяжело переживал эти известия и продолжал переносить на холст собственные страдания от происходящего.
После одного из посещений сестры в больнице для душевнобольных он написал ее портрет под названием «Меланхолия». В 1893 году Мунк принимается за свое культовое произведение, о котором слышали даже не искушенные искусством люди, – «Крик». Чтобы понять картину следует обратиться к дневниковым записям художника, где он описывает свою прогулку одним зимним вечером 1892 года: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво–красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».
«…Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу»
Любопытно, что изначально картина так и называлась – «Крик природы». Ее связь с автором – любимая тема искусствоведов и критиков по сей день: некоторые считают, что художник изобразил ужас человека на доносящейся «крик природы», другие верят, что Мунк предвидел ужасы и катастрофы, которые ждут человечество в ХХ веке. Как бы то ни было картина, вобравшая в себя весь экзистенциальный ужас художника, стала одной из первых и знаковых работ экспрессионизма, а выраженные в ней темы отчаяния и одиночества стали главными в искусстве модернизма. Кстати, одну из версий легендарного «Крика» можно увидеть в Москве в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 17 апреля 2019 года.
Фото | | wikiart.org
Автор | | Саша Ришар, редактор раздела Искусств
Зима – это не только время шумных корпоративов, юбок с пайетками и новогодних колпаков. Это еще и пора постоянных морозов. А чтобы в этом сезоне вам не приходилось выбирать между теплом и красотой, мы подготовили для вас подборку трендов для ухода за кожей и создания стильного макияжа этой зимой.
ТЕМНЫЕ ГУБЫ
В моду снова вошли темные помады ягодных, сливовых и бордовых оттенков. Такой макияж привлекает внимание и добавляет яркости всему образу. Лучше отдавать предпочтение матовым средствам, которые не сушат губы и не забиваются в трещинки. Эффект должен быть не глухой, а немного сатиновый, с легким намеком на блеск. Помада должна слегка увлажнять губы — если спешите, можно обойтись без предварительного нанесения бальзама. Пример такого средства — помада с пудровым эффектом от Lancome L’absolu Rouge Intimatte.
www.lancome-usa.com
МАТИРУЮЩАЯ ОСНОВА
После нескольких сезонов популярности влажной и сияющей тональной основы матовая фарфоровая кожа снова начала входить в моду. Достаточно заменить сияющую базу на матирующую — и у вас получится трендовый макияж! Для зимних будней может прекрасно подойти база от Clarins Instant Smooth.
www.clarins.ru
«БЕЗ МАКИЯЖА»
Этот тренд для тех, кто не любит наносить много косметики, но хочет выглядеть стильно и ухоженно этой зимой. Для этого достаточно слегка выделить брови, скулы и внутренний уголок глаза. Можно нанести немного туши и бальзам для губ. Для создания такого образа идеально подойдет набор для макияжа бровей Beautiful Brows от Deliah.
www.delilahcosmetics.com
РУМЯНЕЦ SNOW DAY
Прямиком из 1980-х в моду возвращается техника нанесения румян до висков. Легкий розовый румянец, будто вы только зашли домой с мороза, сделает образ более милым и нежным. У пудровых румян Blush Subtil от Lancome шелковое ровное покрытие, которое позволяет достигать равномерного распределения пигмента на коже, создавая естественный вид свежего лица. Румяна прекрасно держатся в течение всего дня, легкая и прозрачная текстура позволяет моделировать различную интенсивность цвета, от еле уловимого естественного румянца до более активных насыщенных красок вечернего макияжа.
www.lancome-usa.com
ДВОЙНАЯ СТРЕЛКА
Густая черная подводка для глаз никогда не выходит из моды! Двойные стрелки — это стрелки нарисованные двумя оттенками подводки: один, чаще всего, традиционно черный, другой — более интересный. Рисовать такие стрелки – предельно просто. В качестве черной подводки лучше выбрать гелевую и дополнить ее своей тонкой скошенной кистью из искусственного ворса, а в качестве цветной можно также использовать гелевое средство, а можно рисовать тенями или жидкой подводкой. Создать такой макияж поможет Paint Color Slim от Zeesea.
www.zeeseacosmetics.com
ДЛИННЫЕ РЕСНИЦЫ
Этой зимой ресницы становятся еще гуще, длиннее и эффектнее. Для создания модного макияжа нанесите удлиняющую тушь или наклейте накладные ресницы. Например, с помощью накладных ресниц от Mac можно изменить форму глаз, сделать взгляд более открытым, замаскировать нависшее веко.
www.mac-cosmetics.ru
ЯРКИЕ ТЕНИ
Яркие и необычные макияжи актуальны не только в период новогодних праздников. Самые популярные цвета теней сезона варьируются от нюдовых, переосмысленных в дополнительном глэм-ключе, до более темных, таких как серый, фиолетовый и коричневый. В моде и универсальные оттенки, такие как синий и зеленый, которые можно использовать не только в вечернем, но и в дневном макияже. Советуем выбирать палетки, в которых классический нюд сочетается с более смелыми цветами, например, как в палитре Cosmic Crush от Too Faced Born This Way.
www.toofaced.com
БРОВИ
Густые брови в тренде в этом сезоне. Предлагаем использовать для макияжа помаду для бровей — так проще и быстрее сделать их ярче! Лучше выбирать средства с тонкой скошенной кисточкой, как в линейке у Anastasia Beverly Hills — нанести средство будет еще легче.
www.anastasiabeverlyhills.com
ЦВЕТНЫЕ РЕСНИЦЫ
В этом сезоне ресницам уделяется очень много внимания. Подиумы рекомендуют попробовать использовать цветные туши или накладные ресницы разных оттенков. Например, в линейке Overcurl у Dior есть туши синего и зеленого цветов.
www.dior.com
ГУБЫ В СТИЛЕ 90-Х
Макияж губ в стиле 1990-х годов по-прежнему популярен. Неудивительно, ведь коричневая и телесная цветовые палитры идеально подходят для холодного времени года. Самые смелые девушки выбирают оттенок горького шоколада, а те, кто поскромнее, — более светлый, бежевый. Если решите поностальгировать, можете попробовать, например, Phyto-Rouge Shine от Sisley.
www.sisley-paris.ru
13.01.2024
Фото || предоставлены брендами
Автор || Валерия Пермякова
Эту статью можно прочитать в печатном зимнем номере 2023/2024 журнала:
Полнометражная работа «Аквариум» режиссера-дебютанта Ильи Шагалова была отмечена на фестивале «Короче» специальным призом жюри «За реальность». При этом речь в картине идет об идеальном мире без насилия, ссор и агрессии. Есть ли здесь противоречие? С поставленным вопросом разбирается наш редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков.
В идеальном мире ничто не помешает быть счастливым. Здесь царят тишина, покой и гармония, ведь проявлять агрессию жителям райского заповедника строго запрещено. Если разговор на повышенных тонах еще простят, то за проявленное насилие точно накажут вынесением первого замечания. Оступившемуся дадут шанс на исправление: к нему приставят инспектора из Службы помощи, обязанного сопровождать нарушителя и днем и ночью. В случае фиксации повторного инцидента агрессивный гражданин окажется в одном шаге от принудительного переселения в таинственный Анклав, из которого никому уже не суждено будет вернуться.
В фильме «Аквариум» режиссера Ильи Шагалова главный герой Стас (в исполнении самобытного Алексея Филимонова), поддавшись на явную провокацию и потеряв контроль, бьет человека по лицу. Наказание следует незамедлительно. Теперь в доме Стаса, кроме его супруги Риты (Дарья Урсуляк) и маленького сынишки, живет эмпатичный и болтливый инспектор-стажер Макс (Никита Еленев). Новость о злодеянии Стаса мгновенно становится известна соседям, коллегам и друзьям некогда добропорядочной семьи. Отныне никто не желает замараться общением с человеком, находящимся на волосок от изгнания в Анклав. Под покровом улыбок, такта и доброжелательности вершится липкая от вежливости травля…
Закрученные ленты эшеровских лестниц; яркое солнце и блестящие лужи, как в детстве; отражения в многочисленных стеклах и глянцевых поверхностях; компульсивная чистота в интерьерах; безупречные до безжизненности пейзажи в духе футуристического урбанизма – так Илья Шагалов визуализирует стерильную среду обитания лишенного агрессии общества. Эта пластиковая, залитая светом скорлупа, остается лишь зримо цельной и безмятежной, на эмоциональном же уровне режиссер создает настолько высокое давление, что кажется, будто герои картины вот-вот лопнут от сдерживаемых ими запрещенных чувств. От персонажей напряжение мгновенно передается зрителям. Режиссер все плотнее и плотнее сжимает пружину, которая неминуемо должна разжаться. В ожидании этого медленно созревающего хлопка, наливающегося гноем нарыва появляется желание высвободить весь накопившийся пар: закричать, вскочить, побежать. Отвергаемые эмоции становятся настолько явно осязаемыми, что сразу становится понятно, почему на фестивале «Короче» картина получила специальный приз жюри именно с формулировкой «За реальность». Страх, злость, печаль, обида, ревность словно материализуются, становясь полноправными действующими лицами повествования. Они так же ярко играют свои роли, как и занятые в фильме Алексей Кравченко, Анна Котова, Марина Ворожищева, Любовь Толкалина.
«Аквариум» получился глубоким рассуждением о человеческой природе, о принятии слабостей и ограничений, о выборе между комфортной жизнью в социуме и пронизанной страхом неизвестностью. Возможна ли вообще любовь в неволе, под гнетом долга, тревоги, общественного мнения? Нужна ли свобода без гарантий элементарного физического выживания? Из таких колючих, неудобных, взрывающих мозг тем и вопросов соткано полотно педантично безупречной и гладкой в визуальном плане картины. Именно этим сочетанием несочетаемого достигается эффект когнитивного диссонанса, когда поступающая по зрительным нервам умиротворяющая информация настолько кардинально противоречит жестокой сути происходящего, что появляется внутренний дискомфорт, разжигающий желание расколотить этот чертов аквариум. Но стоп! Ведь нельзя. Жутко страшно в итоге оказаться в Анклаве…
26.02.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….