С постепенным переходом арт-жизни из онлайна в оффлайн мы возвращаемся к привычным Арт-обзорам.
07.08.20. Галерея «Квартира S» совместно с «Рынком на Ленинском» при поддержке журнала Cabinet de l’Art открыла выставку живописи «Никуда не едем», на которой представлены работы Дмитрия Колистратова, Сергея Брюханова, Олега Григораша. Тандем трех современных художников представляет свое понимание того, как можно получить максимум эмоций и положительных впечатлений от лета, проведенного дома, никуда далеко от него не уезжая. Картины отличаются индивидуальными цветовыми решениями и техникой исполнения. Единственное, что их объединяет это присутствие на холсте самого автора и его настроения, которым он делится искренне и щедро. Сергей Брюханов использует абстрактные формы, работает с цветом и мастерски передает атмосферу теплых дней и светлое летнее настроение в особых условиях. Дмитрий Колистратов изящно играет со светом и тенью, погружая нас в действительность той или иной локации. Олег Григораш узнаваем рразмашистостью мазков, плотностью композиции, рельефностью изображения. В рамках выставки 14 августа 2020 с 19:00 до 21:00 состоится художественный мастер-класс для взрослых «Путешествие в Старый Свет» с художником и педагогом Сергеем Брюхановым при участии сомелье винотеки «Первый нос». Вернисаж организован 14 августа с 17.00 до 19.00, в 18.30 пройдет арт-перформанс от Театра Аллы Перовой «Удивительные существа» с участием Александра Овчинникова и Славы Милигема.Выставка работает до 07.09.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены галереей «Квартира S»
08.08.20. В пространстве Культурного центра ЗИЛ концертно-перформативная программа фестиваля саундскейпа и пространственной музыки «ОТЗВУК» открылась представлением усложнённой реализации пьесы американского композитора Майкла Писаро «White Metal» солистами ансамбля современной музыки Kymatic. «Белый металл» входит в так называемую «Серую серию» произведений Майкла Писаро. Партитура написана для двух музыкантов и представляет собой сложный порядок организации электронного шумового материала. Общая структура пьесы заимствована из «Симфонии № 40 Соль Минор» Вольфганга Амадея Моцарта и препарирована автором посредством строгого принципа временной организации внутри произведения — все действия каждого исполнителя расписаны по секундам, особое внимание отводится тишине, также имеющей четкие границы. Солисты ансамбля, разбитые на пары, исполнили пьесу несколько раз подряд со строго обозначенными перерывами в разных точках пространства клубной части ЗИЛа, финальным исполнением стало их совместное звучание — этот экспериментальный вариант специально согласовывался с композитором. Российскую премьеру пьесы «White Metal» ансамбль Kymatic представил на открытии Санкт-Петербургского фестиваля «Киберфест» в Академии имени А. Л. Штиглица, но по техническим причинам задуманный перформанс был осуществлен не полностью. 8 августа публике была представлена полная пространственная версия общей продолжительностью 3 часа. Пары исполнителей: Alina Petrova — Sergei Khramtcevich, Алексей Чичилин (Alexey Chichilin) — Katya Shirshkova, Антон Изгагин (Anton Izgagin) — Дмитрий Мазуров (Dmitri Mazurov)
Фестиваль саундскейпа и пространственной музыки «ОТЗВУК» продолжает линию тематических проектов на границах междисциплинарных практик Культурного центра ЗИЛ, таких, как «Музыка Пространство Архитектура» и «ВЫВИХ». Основной партнер фестиваля — Rodchenko Art School, Moscow, при поддержке Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Программа фестиваля на сайте https://zilcc.ru/afisha/8449.html Фестиваль проходит по 16.08.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии Cabinet de l’art
09.08.20. В Музее Москвы открылась выставка-фестиваль «≈ всегда кроме когда нет». Участники межинституциональной проектной школы для подростков «Каскад. Проект как метод» показывают в рамках фестиваля 85 итоговых работ программы: тотальные инсталляции, видеоарт, перфомансы, графику, живопись, скульптуру, мультфильмы и аудиозаписи. Выставочным пространством стал «Красный зал» Музея Москвы. На протяжении учебного года 180 подростков в возрасте от 12 до 18 лет работали на трех выставочных площадках Москвы (Музей Москвы, Галерея современного искусства Триумф, Галерея Ground Solyanka) над созданием собственных проектов, концептуально независимых друг от друга, вместе с известными художниками и кураторами. Они исследовали окружающую действительность и самих себя, научились проходить путь от идеи до реализации и размышляли о городской среде. Выставка состоит из разделов, совпадающих по названиям с названиями групп: «Искусство действия», «Инсталляция», «Art&Language», «Звуковая среда», «Digital», «Скульптура и графика», «Делаем выставку», «Production» «Музей и город», «Арт-кабаре», «Мультимедийная журналистика», команды глухих и слабослышащих «Deaf Teens», а также региональных участников. Объекты на выставочной площадке расположены в лабиринте с прозрачными стенами и несколькими входами — сеть туннелей с тупиками создают иллюзию хаотичного передвижения. Это пространственное решение придумано участниками «Каскада» совместно с архитектором Натальей Зайченко. Главный тезис концепции — объект равно объект. Согласно замыслу подростков-кураторов равенство объектов в формате выставки лучше всего подчеркивается, если они расположены в случайном порядке. Так не создается иерархии между ними. У каждого посетителя лабиринта формируется уникальный маршрут и личные смысловые связи между работами. Вместе с подростками над их проектами работали Антонина Баевер (художник), Александр Образумов (художник), Анна Титовец (куратор, медиахудожник), Ганна Зубкова (художник), Ирина Петракова (современный художник) , Максим Сергеев (композитор, саунд-дизайнер), Елизавета Коновалова (художник), Дмитрий Хворостов (современный художник), Екатерина Порутчик (куратор), Ольга Широкоступ (куратор), Влад Колесников (куратор), Мария Сарычева (куратор), Ася Терехова (редактор), Павел Архипов (художник), Матвей Осколков-Ценципер (проектировщик), Наталья Зайченко (архитектор) и др. Руководители программы: Александра Хейфец и Лида Лобанова. Этот проект — реальная возможность посмотреть на сегодняшний день и происходящее глазами подростка. Анна Трапкова, директор Музея Москвы: «Подростки — самая перспективная и одновременно самая сложная аудитория. Они требовательны по отношению к окружающему миру и абсолютно не терпят фальши. Важно, чтобы музей стал для них комфортным пространством, открытым для их творческой самореализации. Именно поэтому Музей Москвы объединился с кураторами из подростковой проектной школы «Каскад» для создания уникального образовательного трека. Это сотрудничество направлено на то, чтобы открыть Музей для подростков и одновременно — чтобы Музей открылся навстречу их размышлениям о себе, о городе, в том числе и о музее. Итогом этого партнерства стала выставка Каскада 2020, двустороннего эксперимента ребят и музея.» Выставка и параллельная программа действуют до 13.09.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены PR-агентством «Бедуш & Маренникова»
10.08.20. Фонд развития культуры и искусства «БЕЛАЯ КОМНАТА» представил в своем выставочном пространстве White Room выставочный проект #Room2 MEDEA’S MEDIA FORMS – результат участие в кураторской резиденции White Room Foundation искусствоведа и куратора из Петрозаводска Милы Бузовой. «Медиа формы Медеи» – это игра слов, перекликающаяся с фразой из «Метаморфоз» Овидия: Medeae Medea forem («Медея — Медеей буду») и является частью долгосрочного проекта, идея которого состоит в исследование материнской экзистенции в разных географических локациях. В представленной выставке куратор Мила Бузова соединила работы карельских и московских художниц, созданных как итог индивидуальных субъективных рефлексий на темы материнства и детства, взаимовлияния фона и фигуры, неоднозначности античного наследия как медиа в современной культуре. Одной из основных тем исследований и проектов Милы является современное искусство Карелии. Вторым важным аспектом ее кураторской работы является право говорить и возможность быть замеченным и услышанным. Ключевыми идеями проектов становятся упущенные или замалчиваемые феномены. «С 2019 года я работаю над проектом Medea’s media forms, который рассматриваю как пролонгированное интертекстуальное исследование», говорит Мила о теме своего исследования.
Среди своих главных приоритетов Фонда White Room выделяет развитие социально направленного искусства, что подразумевает обязательную социальную направленность проектов, а также налаживание диалога между профессиональной и широкой аудиторией.
Программа Фонда «Своя комната» — это короткая программа мастерских-резиденций для начинающих кураторов, проживающих на территории России, предлагающая свободное пространство для работы и творчества. Важной составляющей программы являются встречи с художниками и другими практиками поля современного искусства. Резиденция не предполагает проживания, но предполагает небольшой гонорар для создания проекта. Формат проекта может варьироваться — выставка, исследование, зин, фестиваль, концерт и другие.
Куратор резиденции — Сона Степанян. Выставка открыта для посещения до 26.08.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии Cabinet de l’art
11.08.20. Государственный музей Востока представил персональную выставку израильского художника Рами Меира «История одного народа – для всего мира». На выставке представлены живописные произведения, деревянные скульптуры. Представленная в экспозиции серия картин художника посвящена горским евреям Кавказа и Закавказья к. XIX – н. XX вв. По происхождению Рами Меир сам горский еврей. Средствами живописи он воссоздает достоверную историю горских евреев, сохраняя ее для своего народа, и разделяя со всем миром культуру своего народа. Рами Меир действовал как историк-документалист. По книгам, старым газетам, дореволюционным открыткам, старинным семейным фотографиям, рассказам своих родных и друзей воссоздавал целостную картину о быте, традициях, ремеслах, национальном костюме горских евреев. Отдельно изучал данные о тканях, используемых в одежде: их текстуре и традиционных цветах, изучал украшения и религиозные символы. Затем все эти знания переносил на холст. Искусствоведы и эксперты отмечают высокую художественную ценность серии «Горские евреи». Кроме живописных полотен, Рами Меир представляет в Государственном музее Востока деревянные скульптуры по тематике иудаики, отражающие культурные и религиозные традиции горских евреев, а также чеканные работы с ювелирной обработкой. Выставка работает до 06.09.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока
13.08.20. Состоялось официальное открытие выставочно-исследовательского проекта «Сквоттинг Research» в выставочном зал Московского Союза художников (здание бывшей усадьбы Е.Ф. Киппена по адресу: Старосадский переулок, д. 5/8). «Сквоттинг Research» — первый совместный проект философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Школы «Свободные мастерские» ММОМА. Мультидисциплинарная выставка объединила современное искусство, выступления музыкантов, кинопоказы и гуманитарные исследования.
Согласно определению, данному в Большой российской энциклопедии, под «сквоттингом» понимается самовольное занятие покинутых или незанятых помещений. Получив развитие в ряде европейских стран в 1970-е, он практикуется главным образом представителями левых, анархистских групп и организаций, сторонниками контркультуры. В рамках проекта «Сквоттинг Research» рассмотрены как современные примеры андеграундного искусства и арт-сквоттинга, так и более ранние образцы самоорганизации творческих сообществ в западной и отечественной практике. Зрители смогут посетить мероприятия основной и специальной программы. Основная программа представляет собой выставку работ молодых деятелей искусства, которая пройдёт на главной площадке проекта. Полный список участников доступен на сайте проекта. Специальная программа включает в себя серию образовательных мероприятий: лекций, экскурсий, круглых столов, а также перформансов, мастер-классов, кинопоказов в разных точках Москвы. Организаторы основной программы: студенты направления «Прагматика и менеджмент культуры» философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. За специальную программу отвечает команда кураторов Школы «Свободные мастерские» ММОМА. Руководитель проекта: Александр Бурганов, искусствовед, куратор художественных проектов, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова. Программа мероприятий и информация о проекте и феномене сквоттинга на сайте: https://www.squatting.info/ Проект продлится до 21.08.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта «Сквоттинг Research»
13.08.20. В выставочном Pop-up пространстве ЦСИ Винзавод состоялась презентация выставки Михаила Цатуряна «Libertile».
Весной Михаил Цатурян превратил популярную компьютерную игру Minecraft в арт-площадку для современного искусства. Во время карантина 18-19 апреля 2020 состоялось онлайн открытие выставки #LIBERTILE и шоу внутри Minecraft. В открытии приняли участие стендап-комики: Евгений Чебатков, Лука Хиникадзе, Гарик Оганисян, Идрак Мирзализаде, а также псевдо-британский грайм-рэпер SKEMTA. https://youtu.be/eHwvjFIf5ew На второй день открытия композитор и пианист Кирилл Рихтер дал фортепианный концерт, и экспериментальный Театр 633 студентов ДГТУ, показал спектакль «О борьбе с печенегами». https://youtu.be/RvC0Htc8w2g
На выставке на Винзаводе Михаил переходит в реальный мир и показывает материальные объекты. Libertile – это выставка на пересечении дизайна и искусства. В центре внимания оказывается кирпич. Многие знаковые предметы искусства – это по сути «кирпичики», из которых складывается культурный багаж человечества. Цатурян, не оставляя игровой мир, продолжает играть с известными героями и сюжетами через обычный предмет городской среды, из которого построены целые города. Как и в случае с классическими сюжетами, сегодняшние знаковые события и явления так же «каменеют» в руках художника, становясь кирпичиками, из которых складывается история.
На выставке представлены около 50 работ, в том числе коллажи и интерактивные инсталляции, в которых художник разбирает всю визуальную культуру, которая создавалась на протяжении столетий: городская среда, классическое искусство, дизайн, мода, поп-культура. Зритель считывает культурные коды, отсылки, потому что они прочно закрепились в нашем сознании – даже если не всегда удается вспомнить, что именно перед нами, о чем конкретно напоминает то или иное изображение.
Михаил Цатурян: «Проект изначально задумывался как эксклюзивный продукт для моих подписчиков в инстаграме. Я хотел придумать очень доступную и эстетскую форму как недорогой билет в элитный мир коллекционирования – и этой формой стал кирпич. А о полномасштабной выставке я задумался уже после того, как я познакомился с представителями кирпичного завода Braer, которые предложили поддержать проект». Куратор выставки: Александр Бланарь, LH Art Consultancy. Генеральный партнёр: Кирпичный завод BRAER. Выставка работает по 31.08.20.
Листайте галерею >>>
Блиц-интервью Михаила Цатуряна для Cabinet de l’art.
Ольга: Михаил, вы сами, ваше творчество, являетесь прекрасным примером того, что в поле современного искусства нет возможности, да и надобности, точно раскладывать всё по полочкам – где дизайн, где искусство, где игра, где перформанс или digital art. Главным вопросом для художника становится не что создать, а зачем, согласны? Зачем вы создали выставку «Libertile»? И важный вопрос – зачем вы всё-таки «выпрыгнули» из виртуального пространства успешного проекта в офлайн формат нашего привычного мира?
Михаил: В моей системе ценностей дизайн и искусство не имеют большой разницы — это всего лишь разные формы выражения моего творчества и моего внутреннего мира.
Для меня совершенно не имеет значения как категоризировать плоды своего воображения.
Выставку «Libertile» я создал для того чтобы привлечь молодую аудиторию, которую мир искусства зачастую попросту игнорирует. Я искал какую-то доступную форму для трансляции своих идей и любимых образов. Задача была создать нечто простое и доступное широкой аудитории и уже, наверное, можно сказать что я с ней справился.
Цифровая выставка была скорее удачным решением в условиях карантина, нежели самой целью.
Физическая выставка и виртуальная выставка это всего лишь язык, которым я доношу свои идеи до разной аудитории. В контентом плане обе выставки практически идентичны, но форма репрезентации позволяет мне сделать ее одинаково интересной для абсолютно разной аудитории.
Ольга: Многие знают, что такое Burning Man, очень немногие имеют реальный уникальный опыт участника. Вы же участвовали в Burning Man дважды. В 2018 вы привезли на Burning Man виртуальную галерею Holoquarium с работами 3Д художников со всего мира, а в 2019 году для привлечения внимание к проблеме вымирания слонов в Африке и Азии – 23-хметрового #Slonik. Ведь Burning Man – это, по рассказам участников, абсолютно иной мир, опыт, состояние. У меня создалось впечатление, что ощущение можно сравнить с тем, как будто виртуальность совместилась с реальностью, и ты попадаешь, а игру, переселяешься в неё. А ваши личные впечатления? Ваша выставка ведь тоже задумывалась и получилась как большая Игра, есть какой-то мостик, соединяющий вас в этом творческом порыве с опытом от Burning Man?
Михаил: Да, в этом году, как известно, Burning Man проходит в виртуальном мире, но я умышленно отказался от участия в нем, хотя изначально все к этому шло. Как раз потому что для меня этот фестиваль является уникальным и неповторимым явлением виртуализация которого просто нивелирует все то из-за чего туда ежегодно тянутся десятки тысяч людей. Мое личное впечатление от Burning Man — это альтернативный уклад общества существующий параллельно в нашей действительности. Опыт пребывания там сравним, наверное, с колонизацией новой планеты творческими людьми самых разных призваний.
Ольга: У вас в 2019 году был интересный проект скульптур животных, но он был анонсирован на выставке Artists Playground by Pullman в Дубае и потом вы представили его в Майами на Pulse Art Fair. Это закрытая страница, в Москве он показан не будет? Учитывая ситуацию с передвижениями в мире, у вас есть планы на Москву, Россию – готовите новые выставки?
Михаил: Я надеюсь, что очень скоро в Москве появятся уличные версии некоторых работ из этой серии.
А что касается моей Следующей выставки, которую я готовлю, боюсь, что ее вряд ли удастся показать в России, потому что она затрагивает довольно чувствительные темы для нашего общества и даже некоторыми людьми может быть считана как нарушение уголовного законодательства. Одна из центральных работ на моей выставке Libertile будет являться анонсом этого проекта и скажем так «прощупыванием почвы» для возможности её реализации в полном масштабе.
Фотографии предоставлены автором Михаилом Цатуряном
Фоографии: Анна Горбачева @anngorrbacheva
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель