#Арт-обзор за неделю 29.10-5.11.20

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

29.11.20. Галерея White Room Foundation представила групповую выставку «Имитация рая». Концепция проекта состоит в том, чтобы представить Райский сад как метафизическое место, вне времени, где соединяются экзистенциальные переживания, поэтические и философские поиски актуальных современных художников.  Во всех культурах образ сада является метафорой особого желанного пространства, для которого создатель-демиург подобно Богу творит нечто новое, отличное от естественного, природного мира. В этом творении находится место и сиюминутным наслаждениям, и глубокому размышлению о роли человека в мире, его положении создателя или ведомого чем-то более могущественным. По замыслу кураторов каждый автор-участник проекта, размышляя над природой человеческого существования в современном мире, отталкивается от своего «рая». Мифические и метафизические образы сменяются картинками бытовых современных реалий. Цифровое искусство и экранная культура диктует новые правила, художники задаются вопросом какое место занимает искусство в современном технологическом балансе жизни.

Участники проекта: Мария Обухова, Дмитрий Гутов, Роман Казус, Михаил Шемякин, Наталья Гудович, Владимир Карташов, Аня Сегалович, Лика Меллоу, Макс Орлицкий, Катя Любавская, Алина Елисеева, Дарья Федорова, Ольга Елисеева, Олеся Лавриненко, Азиза Джанзакова. На открытии был показан перформанс «Приближение», автор Lika Mellow, хореограф Кармова Милана. Кураторы выставки: Мила Бузова, Ольга Елисеева. Выставка работает до 19.11.2020.

 

Фотографии предоставлены Cabinet de l’art

 

02.11.20. В Музее Москвы открылась вторая часть Основного проекта Vll Московской международной биеннале молодого искусства. В этой части в одном пространстве представлены три кураторских проекта, отобранные по итогам открытого конкурса для кураторов, из общего числа поступивших 370 заявок из 64 стран. Международный проект отражает различные форматы репрезентации работ, взаимодействия кураторов и художников. Во втором корпусе Провиантских складов Музея Москвы представлены проекты: «Я не знаю, Земля кружится или нет…» Лизаветы Матвеевой и Франчески Альтамуры (Россия и США), «Собственные Места//Архивные пространства» Джулии Морале и Штерре Барентсен (Италия/Великобритания, Германия/Нидерланды), «Forbidden body language» Эльзы Абдулхаковой (Россия), объединяющие 47 художников из 10 стран. Вместе с кураторскими проектами во второй части Основного проекта показана новая работа художницы Саши Пироговой, реализованная в рамках отдельного гранта Биеннале. Частью пространства также становится Специальный проект Московского международного фестиваля экспериментального кино MIEFF — учебная программа для фильммейкеров «Внеклассные практики» и открытые еженедельные кинопоказы и дискуссии. Смешивая актуальную теорию искусства и практические занятия, проект предлагает двенадцати участникам, представителям разных российских кино и арт-школ, посмотреть на режиссуру с другой стороны. В рамках программы будут показаны восемь экранных работ, посвященных киноколлективам. Коллектив — это разнообразие мнений и опыта, и в программе кураторы старались придерживаться этого разнообразия — как с точки зрения гендерной, расовой и классовой репрезентации, так и с точки зрения кинематографической формы. Проект пройдет с 3 ноября по 6 декабря в Музее Москвы. Продолжением первой части Основного проекта стал совместный проект с Музеем Транспорта Москвы в рамках «Музейного маршрута «Т». Художники Игорь Самолет, Алина Глазун, Алиса Омельянцева и Рома Богданов, представившие в сентябре работы на фасадах Музея Москвы, продолжат свои проекты в городской среде и создадут работы на трех остановках (Метро Комсомольская, метро Красносельская, Ольховская улица) и внутри троллейбуса «Музейного маршрута «Т». Проект будет реализован в середине ноября. «В ноябре VII Московская международная биеннале молодого искусства подходит к заключительному этапу, который объединяет процессы и программы, инициированные на запуске. Вторая часть Основного проекта сохранила международный формат — пять кураторов из четырех стран и 47 художников со всего мира используют различные решения для адаптации своих проектов к условиям новой реальности. Организация Биеннале стала возможной благодаря основным принципам, которые были заложены на начальном этапе: процессуальность, открытость, горизонтальные связи, мультидисциплинарность и акцент на механизмах поддержки молодого искусства. Сложная структура проекта в этом году, ориентированная на представление Биеннале, как непрерывного процесса, позволила не только реализовать новые форматы, но и пройти всем участникам период всестороннего опыта, соответствующего сегодняшнему дню и одновременно опережающего его», — Алексей Новоселов, комиссар VII Московской международной биеннале молодого искусства. Проект «Я не знаю, Земля кружится или нет…» проходит в онлайн формате.

В рамках него разработана отдельная цифровая платформа notspinning.world, на которой участвующие в проекте художники показывают мультимедийные произведения, раскрывающие актуальные страхи и тревоги в абсурдистской форме с использованием черного юмора, сатиры и иронии. Важным компонентом цифровой платформы становится текстовый компонент, включающий в себя специально написанные тексты художников, эссе и поэтические произведения. Проект в Музее Москвы работает как альтернативное физическое пространство, где зрители могут в индивидуальном режиме познакомиться с цифровой платформой. Цифровая платформа, доступная в Музее Москва, и офлайн-выставка функционируют одновременно. Проект «Собственные Места//Архивные пространства» инсталлирован по результатам дистанционного взаимодействия с художниками и кураторами и исследует суть определения архива, объединяя художников десяти разных национальностей. Произведения, которые были задуманы или адаптированы для показа в Москве, исследуют периферийные, часто забытые контексты со всего мира, а также демонстрируют локальные проявления пространства и времени, будь то сибирский город XIX века, рыбацкая деревня в Узбекистане, небольшая сельскохозяйственная община на холмах Тосканы или субъекты армянской диаспоры в Париже. Проект «Собственные места//Архивные пространства» стремится показать, что архив представляет собой не только авторитетное собрание документов или институциональный метод принуждения, но и может быть использован как личный способ сбора воспоминаний или систематизации знаний. Выставка призвана замедлить темпы создания, потребления и мышления об искусстве.

В рамках проекта «Forbidden body language» представлено 6 перформативных художественных проектов в одном пространстве, которое будет использоваться как резиденционное: для репетиций, исследовательского процесса и налаживания контактов. Проект развенчивает запреты, связанные с телом. Основная идея заключается в доступности языка тела, в его разнообразии и возможности адаптации к каждому. Одна из задач проекта — вовлечь аудиторию в процесс создания искусства, поэтому часть участвующих в проекте художественных работ — лабораторные — и позволят желающим быть вовлеченным в качестве зрителя или полноценного участника, соавтора. Для этого будут проводиться открытые практические классы, репетиции и разминки. Расписание показов и других событий проекта публикуется на сайте Биеннале, в социальных сетях.  Основной проект будет экспонироваться в Музее Москвы до 06.12.20. 

Фотографии предоставлены пресс-службой Московской международной биеннале молодого искусства

03.11.20. Крокин Галерея в ЦСИ «Винзавод» открыла выставку Александра Панкина «Геометрия имени» в рамках проекта галереи «Игры с контекстом». Выставка посвящена памяти замечательного мастера, ушедшего в октябре 2020 и развивает его многолетнюю художественную программу взаимодействия науки и искусства. Эти взаимодействия, по мнению Александра Фёдоровича Панкина, всегда существовали в едином пространстве культуры. Каждому его произведению этой серии, каждой разработке художественной формы всегда предшествовала в небольшом объёме исследовательская работа – структурный анализ словосочетаний.

Слово – это бинарная система, состоящая из определённого количества гласных и согласных звуков. Прежде чем стать словом, они формируются в слоги – важный элемент «слово строительства». Число названных элементов также имеет значение в этом процессе формообразования, согласно с тем, что слово, как и число, есть форма.

В рамках темы «Геометрия имени» главную задачу Александр Панкин видел в воплощении числовой реальности через художественную форму в пространстве искусства на примере не только имён знаковых исторических фигур, но и близких друзей, современных художников. Выставка работает в Бродильном Цехе ЦСИ «Винзавод» до 15.11.2020.

Фотографии предоставлены Крокин Галереей

 

 

03.11.20. В Scenario Cafe художник Татьяна Чванова представила свою выставку живописных произведений, среди которых много новых работ. Татьяна работает с цветом, передавая своё эмоциональное состояние и стремясь вызвать у зрителя целый спектр эмоций.

Каждая её работа благодаря сложной и агрессивной палитре цветов, сильному тоновому контрасту и хаотичным мазкам отражает те нюансы душевного состояния, которые трудно передать словами.

Татьяна Чванова постоянно находится в поиске новых приемов и способов самовыражения. Ряд работ, представленных на выставке, выполнены с использованием приема impasto в ахроматической гамме. За счет рельефа, созданного на полотне, свет становится активным участником в формировании образа и восприятия полотна. Выставка работает до 30.11.20.

Фотографии предоставлены Cabinet de l’art

 

05.11.20. В галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» в день рождения поэта и художника, одного из ключевых представителей московского концептуализма Дмитрия Пригова открылась выставка «Пространство для эха», приуроченная к его 80-летию. «Пространство для эха» – дань выдающемуся представителю советской неофициальной культуры, универсальному художнику, экспериментатору, новатору, который умел просто жить и делать то, что считал нужным. «Добрый, нервный, нежный, ранимый Дмитрий Александрович – это наш Пригов, это наш Пригов, это наш Пригов. И так до бесконечности» – Евгений Попов о своем друге.
Драматургия выставки, конструкция образов, визуальное строение продолжают художественные поиски Дмитрия Александровича в пространстве, где  смешиваются времена и цивилизации, открывается «новая чувствительность» нашей эпохи с ее по-разному звучащими голосами и, как говорил поэт, «пространством желания». В экспозиции представлены видеодокументации  перформансов и выступлений Дмитрия Пригова,  редкие фотографии Дмитрия Пригова с друзьями, семьей, на отдыхе, предоставленные Фондом Дмитрия Пригова. В рамках открытия выставки состоялся премьерный показ фильма, подготовленного по результатам поэтического онлайн-марафона творческим объединением «Станция Дно» в партнерстве с галереей «Беляево», Библиотекой имени Ф.М. Достоевского и Музеем-библиотекой Н.Ф. Федорова при поддержке Фонда Д.А. Пригова. Куратор выставки: Максим Гуреев, режиссер, сценарист, писатель, автор ряда биографических проектов, о Д.А. Пригове. Выставка работает до 22.11.20.

Фотографии предоставлены галереей «Беляево»

 

05.11.20. Галерея ГУМ-Red-Line представила персональный̆ проект Евгения Гранильщикова. Получив образование в лицее анимационной кинематографии, в институте журналистики и литературного творчества по специальности «Фотожурналистика», в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, художник сформировал свой визуальный язык с помощью видео, киноэстетики, фотографий, графики, саундарта и музыкальных экспериментов. В работах Евгения Гранильщикова эстетизм сочетается с искренностью повествования и легким отстранением, что роднит его искусство с кинематографом оттепели и эстетикой медленного кино.

Проект «Обстоятельства непреодолимого времени» превратил галерейную площадку на Красной площади в пространство исследования флешбеков и синкоп с широким временным охватом от 80-х до наших дней̆. Раздвоенность сознания переходных эпох предсказывает сценарий выставочного проекта. Экспозиция сформирована как единая инсталляция из двух частей̆: первая транслирует идею при помощи фотографий и графики, вторую художник трансформирует в кинозал с тремя экранами. В своих фотографических сериях и новой̆ графической̆ Евгений Гранильщиков развивает тему возвращения, цикличности, разомкнутого времени, перманентного страха. Две видеоработы, премьеры в галерее ГУМ-Red-Line – «Без названия (Семейный сервиз)» и «Последние праздники уходящего лета», вместе с  полной версией видео «Русская мода» (2020) образуют визуальное и нарративное созвучие, раскрывающее идею названия «Обстоятельства непреодолимого времени». Сюжет ключевого фильма выставки «Без названия (Семейный сервиз)» выстраивается вокруг замкнутой̆ истории «импортных» сервизов как некоего фантома советского прошлого. Фарфоровые сервизы производства стран социалистического блока – ГДР, ЧССР и т. д., знакомые многим по неприкосновенным домашним «инсталляциям» в сервантах и стенках, маркировали в советском интерьерном дизайне престиж, достаток и роскошь и одновременно транслировали запрет на прямое использование этой̆ посуды в повседневной̆ жизни. При помощи символической̆ смерти вещей̆ художник в представленном видеоперформансе совершает попытку преодоления призраков прошлого, высвобождения скрытых смыслов. Выставка в галерее ГУМ-Red-Line «Обстоятельства непреодолимого времени» с помощью программы специальных событий будет выведена за рамки галереи. Художник и кураторы планируют серии показов работ Евгения Гранильщикова онлайн, перформансов и дискуссий. Регистрация на участие в этих событиях будет открыта на сайте галереи. Кураторы: Карина Караева, Марина Федоровская. Выставка работает до 15.01.21.

Фотографии предоставлены Галереей ГУМ-Red-Line

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: