#Арт-обзор за неделю 24.10. -31.10.19

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Дарья Коновалова-Инфанте

Дарья Коновалова-Инфанте

 

25.11.19. В Новой Третьяковке состоялась презентация дара Владимира Смирнова и Константина Сорокина Третьяковской галерее. Третьяковская галерея приступает к активному формированию коллекции современного искусства последних двух десятилетий. Основу фондов искусства 2000–2010-х годов составят более 100 произведений, передаваемых Галерее в дар Владимиром Смирновым и Константином Сорокиным. Дар сопровождается крупным пожертвованием для самостоятельных закупок музеем произведений современного искусства. В презентации дара приняли участие: генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, коллекционеры и меценаты Владимир Смирнов и Константин Сорокин, кураторы музея и Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, а также сами художники, произведения которых переданы в собрание музея. Передаваемая в дар коллекция отобрана совместно специалистами Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина и Третьяковской галереи и включает произведения живописи и графики, фотографии и видеоработы, объекты и инсталляции художников разных направлений. Основа коллекции — работы молодых, но уже состоявшихся авторов, которые начали свой путь в 2000-х годах. Сегодня Третьяковская галерея продолжает традицию Павла Михайловича Третьякова: кураторы музея внимательно анализируют сегодняшнее искусство, чтобы пополнить коллекцию самыми важными работами, популяризировать современное искусство и сохранить его для будущих поколений. Помимо коллекции, Владимир Смирнов и Константин Сорокин передают Третьяковской галерее архив, в котором нашли отражение многие важные события в российском искусстве последних 15 лет. С момента основания Фонда в 2008 году его производственная, выставочная, образовательная и издательская программы реализуются системно и в соответствии с избранными приоритетами. В апреле 2020 года в Новой Третьяковке пройдет масштабная выставка, основанная на даре Владимира Смирнова и Константина Сорокина, цель которой — представить и проанализировать главные явления и идеи в российском искусстве последнего десятилетия.

Аслан Гайсумов. Памяти А.П. Из серии «Без названия (война)», 2014

Аслан Гайсумов. Памяти А.П. Из серии «Без названия (война)», 2014

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи

25.10.19. Галерея КультПроект в рамках параллельной программы Московской международной биеннале современного искусства представила проект «Nest/Гнездо». Тема связана с понятием «гнездо» в широком смысле: гнездо, как дом, пространство семьи, преемственность и укрытие. Участники проекта: Мария Арендт, Надежда Анфалова, Дарья Коновалова-Инфанте.

Мария Арендт раскрывает в своих произведениях тему значимости семейных связей на своем личном примере, ведя диалог с тремя скульпторами — с Ариадной Арендт и Меером Айзенштадтом (бабушкой и дедушкой), а также вторым мужем Ариадны, скульптором Анатолием Григорьевым. «Когда-то эти три величины были для меня недосягаемым эталоном. Сейчас я начала чувствовать их поддержку, стало возможным просить у них совета и помощи, иногда взаимодействовать с их работами, взаимно-плодотворно сотрудничая».

Мария Арендт

Мария Арендт

Надежда Анфалова в своей инсталляции «Реквизит для мечты» создает попытку удержать эмоции и воспоминания маленькой девочки, играющей в секретики и девушки, пытающейся сохранить символы счастья и любви. предоставляя возможность заглянуть в свой мир, в ее «сокровищницу». Инсталляция – это черный куб, состоящий в верхней части из нескольких слоев оргстекла, с находящимися между ними фрагментами истлевших свадебных платьев и кружевных перчаток, и плазменной панели в самом нижнем уровне. На видео – стремительно бегущая вода, пороги речки — «…помещаю свои трофеи в небытие, вне времени. Я создаю окно в другой мир, послание грядущим поколениям».

Надежда Анфалова

Надежда Анфалова

Дарья Коновалова-Инфанте раскрывает тему переплетения семейных связей. Полигональные плоские объекты, расположенные на противоположных стенах связаны между собой черными лентами (резинками). Ленты являются продолжением ребер объектов и, переплетаясь, выстраивают новые геометрические формы и «вытаскивают» в объем проекцию плоских объектов, одновременно соединяя и притягивая их друг к другу. Грани, присущие полигональной геометрии, обретают самостоятельность, выходят в свободный объем, образуя свой мир хитросплетений. Выставка работает до 24.11.19.

Дарья Коновалова-Инфанте

Дарья Коновалова-Инфанте

Фотографии предоставлены Галереей КультПроект

 

28.11.19. Третьяковская галерея представила выставку Ивана Павловича Похитонова (1850–1923), члена Товарищества передвижных художественных выставок, посвященную 170-летию со дня рождения художника. Иван Похитонов — «самый французский среди русских пейзажистов», как его называли современники. Работая в технике миниатюрной живописи, более популярной в Европе во второй половине XIX века, он много лет жил и работал во Франции и Бельгии, потому значительная часть его наследия осталась за пределами России. Следствием этого стало то, что его произведения не были широко известны на родине.

Иван Павлович Похитонов, Прачки. 1894

Иван Павлович Похитонов, Прачки. 1894

Открытию творчества Похитонова для отечественного зрителя способствовала персональная выставка, проходившая в Третьяковской галерее в 1963 году, после которой началось систематическое изучение наследия мастера. Важной вехой в этих изысканиях стала выставка «Чародей-художник», организованная Галереей в 2010 году. Похитонов всегда стремился поддерживать связь с Россией, с русской художественной жизнью. Высшую награду для себя он видел в том, что его картины будут представлены в коллекции П.М. Третьякова, который приобрел в свое собрание 23 работы мастера. Похитонов участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, Московского общества любителей художеств. В начале 1900-х он был удостоен звания действительного члена Императорской Академии художеств.

Ла-Панн. Пляж. 1895

Иван Павлович Похитонов, Ла-Панн. Пляж. 1895

Виднейшие критики того времени отозвались о Похитонове как о феноменальном художнике, таланте высшего порядка. Художник писал свои картины на небольших дощечках лимонного или красного дерева разных пород тонкими кистями, иногда микроскопических размеров, применял мастихины, рыбьи кости и скальпели, пользовался во время работы лупами и специальными сдвоенными очками. Представленные на настоящей выставке произведения охватывают все периоды творчества Похитонова в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, пейзажно-жанровой живописи. Произведения сгруппированы по странам и областям, где работал художник — во Франции, в Италии, Бельгии, Украине, России, Белоруссии. Интересным дополнением к основной экспозиции стали фарфоровые тарелки, расписанные художником, созданные в Парижской керамической мастерской русских художников (конец 1870-х – начало 1880-х). К выставке подготовлено издание «Иван Похитонов». Каталог содержит более 90 произведений из собрания Третьяковской галереи и коллекции Отара Маргания. Куратор: Элеонора Пастон. Выставка работает в здании на 20 Лаврушинском переулке, 10, залы 35–36 до 09.02.19.

Околица в Жабовщизне. 1904

Иван Павлович Похитонов, Околица в Жабовщизне. 1904

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи

 

29.03.19. В Государственной Третьяковской галерее был представлен Основной проект 8-й Московской международной биеннале современного искусства. Впервые партнером Московской биеннале выступила международная институция, один из ведущих мировых музеев — Альбертина (Вена, Австрия). Основной проект 8-й Московской международной биеннале современного искусства носит название «Ориентирование на местности». Куратор: Дмитрий Черняков. Архитекторы: Сергей Чобан, Агния Стерлигова. Дизайнер: Игорь Гурович. В основном проекте 8-й Московской биеннале представлено более 50 работ 34 художников из 11 стран: Австрия, Aзербайджан, Бахрейн, Германия, Италия, Китай, Нидерланды, Саудовская Аравия, США, Россия, Франция. Из коллекции музея Альбертина приедут шедевры 11 художников XX века, среди которых Герхард Рихтер, Герман Ницш, Стефан Балкенхол и другие. Александр Бродский, Павел Отдельнов, Евгений Гранильщиков, Мария Кулагина, Алексей Лука, Наталья Ситникова делают проекты специально для 8-й Московской биеннале. В основу дизайна экспозиции положена идея о белом городе художников. Различные экспозиции трактуются как отдельные «здания» и «площади», содержание и форма которых продиктованы замыслами участвующих в смотре художников. Экспозиция открыта для посещения 31.10.19 – 22.01.20.

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи

30.10.19. В HSE ART Gallery была представлена выставки «Твёрдые вещи». На выставке представлено более 50 проектов студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ в самых разнообразных форматах – живопись, графика, аудиоинсталляции, видео, объекты, зины и книги. Кураторы: Диана Мачулина — куратор курса «Дизайн и современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, современный российский художник и арт-критик, Лауреат премии Кандинского, стипендиат Фонда памяти Иосифа Бродского, участник многих выставок, и Арсений Сергеев – преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер, художник, иллюстратор, лауреат премии «Инновация», куратор проектов в области современного искусства, куратор многочисленных выставочных проектов. Кураторы пригласили студентов поразмышлять о том, что в эпоху бесконечных перемен можно считать постоянным и надёжным. Что есть те «твёрдые вещи», на которые мы опираемся, когда принимаем то или иное решение? Что реально и не подлежит сомнению? Выставка наполнена работами о личных и коллективных травмах, обманах и несправедливости. Шаткий фундамент, составленный из массовой неуверенности и тревоги, сегодня во многом определяет наше поведение и заслуживает критического взгляда художника. Перемены невозможны без постоянной и методичной оценки состояния общества сегодняшнего дня. Выставка работает до 27.11.19.

Фотографии предоставлены HSE ART Gallery

 

31.10.19. В Государственном институте искусствознания в рамках параллельной программы 8 Московской биеннале современного искусства представлен проект ВНЕВНУТРИ / INOUTER. Участники проекта: Владимир Наседкин, Кирилл Александров, Дарья Коновалова-Инфанте, Платон Инфанте. Борьба между внутренним миром произведения и его внешним выражением всегда составляла проблему искусства. Геометрическая абстракция не устранила её, но близко подошла к её разрешению. Представленный̆ на биеннале проект посвящён и фундаментальной̆ проблеме соотношения внутреннего и внешнего в форме искусства, и тому как эта проблема существует в конъюнктуре современной̆ художественной̆ политики. Дополнительный̆ смысл проект приобретает за счёт особой̆ архитектуры экспонирования, в стенах старинного особняка Института искусствознания, в котором разворачивается экспозиция-инсталляция. Внутри тотальной инсталляции работы начинают резонировать друг с другом, выстраивать полюса и параллели, играть в прятки со зрителем, предлагая путешествие в метафизическое пространство на границе между внешним и внутренним. Проект осуществлен при поддержке Натальи Опалевой. Авторы концепции выставки: Платон Инфанте-Арана и Дарья Коновалова-Инфанте. Экспозиция открыта для посещения до 25.12.19.

Фотографии предоставлены Дарьей Коноваловой-Инфанте

30.10.19. Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представили персональную выставку Маши Обуховой «Повелители мух», посвященную теме детства и детских воспоминаний. Выставка проходит в рамках совместной программы поддержки молодого искусства «Молодые львы» — программы галереи «Триумф» по поддержке современного искусства; в программе представлены художники, которые уже принимали участие в больших выставках и знакомы публике, являются лауреатами и номинантами художественных премий. В рамках «Молодых львов» художники представят премьерные персональные проекты в ведущих музеях Москвы. Куратор программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова. Экспозиция, в которой присутствует много символизма, представляет собой этнографическое исследование, где объектом изучения становится детская площадка, некий маленький мир, среда которого влияет на развитие и формирование личности. Дети создают свое сообщество с внутренней социальной структурой, в котором есть победители и побежденные. В экспозиции Маши Обуховой все артефакты наполнены сакральными свойствами, но даже обладая ключом к расшифровке, многие из нас так и не смогут воспользоваться их силой: по мере взросления стираются детские воспоминания, в которых и заложены необходимые для этого знания. Выставка работает в ММОМА Гоголевский, 10 до 01.12.19.

Фотографии предоставлены pr-службой ММОМА

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: