#Арт-обзор за неделю 21.02.19-28.02.19

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

3C119.9x94smYORIC

Фото предоставлено Дмитрием Горбуновым

21.02.19. В Галерее А3 Объединения «Выставочные залы Москвы» состоялось открытие групповой выставки «35 лет группе «Колесо», посвященной одному из ярких объединений художников.  Куратор: Галина Салихова. Название объединения «Колесо» возникло как своеобразный многозначный символ культуры, предполагающий постоянное творческое развитие. Объединение было создано в конце 1984 года. Первая выставка его участников состоялась в 1986 году, но корни этого движения — в шестидесятых, когда оформлялось достаточно жесткое противостояние официального искусства и андеграунда. Выделился круг художников, реализующих «третье направление» в культуре. У группы не было четко заданной эстетической программы, их объединяли обращенность к природным краскам и ритмам, сопряжение внешнего видения с внутренним, спонтанный поиск новых семиотических возможностей изобразительного языка. За время творческой работы объединения в выставочной деятельности группы участвовали более сорока художников. В экспозиции выставки «35 лет группе «Колесо» представлены уникальные гравюры на дереве, живописные натюрморты и пейзажи, портреты и скульптуры. Выставка работает до 17.03.2019.

Фото предоставлены галереей А3 

22.02.19 Галерея «Здесь на Таганке» Объединения «Выставочные залы Москвы» совместно с галереей Файн Арт представила выставку Дмитрия Горбунова «Ночь Сурка». Неоновый свет ночного клуба «Ночь Сурка» — объединяющий стержень яркого интригующего проекта. Флуоресцентный цвет завлекает героев в процесс бесконечного брожения ночной жизни, вызывая воспоминания о личном опыте «дежа-вю» каждого, когда реальность двоится и ускользает. Игра эмоций, памяти, бессознательного, неясные ощущения и магическое очарование меняющегося и часто неподвластного нам восприятии времени и пространства делают этот проект интересным; а техника исполнения, яркая цветовая гамма, композиционные решения – красивым интерьерным решением. Выставка работает до 03.03.19.

Фото предоставлены Дмитрием Горбуновым

24.02.19. В галерее «Перелётный кабак» открылась аукционная выставка «Цеховая солидарность». Выставка будет работать по 02.03.19., когда  совместно галерея и Аукционный дом «Литфонд» проведут благотворительный аукцион в поддержку кинопроекта художника Аркадия Насонова. На призыв Насонова откликнулось очень много художников, хорошо известных, именитых, и начинающих свой путь. Список участников очень большой, например, это работы Валерия Айзенберга, Константина Батынкова, Александра Виноградова, Германа Виноградова, Ирины Кориной, Нины Котел, – всего более 160 имен. Имена участников делают это арт-событие интересным — в одном пространстве можно увидеть работы большого количества ярких представителей российской – и не только – арт-сцены.

Фото предоставлены организаторами

«Южная» волна представлена работами Леонида Войцехова, Кирилла Проценко, Юрия Соломко, Владимира Федорова и других. Интересен и сам прецедент — впервые российские художники объединились идеей помочь коллеге по цеху завершить произведение. Вырученные средства будут направлены на пост-продакшн документально-анимационного полнометражного фильма «Серый свет или Путешествие с закрытыми глазами». Выставка открыта для посещения по 02.03.19.

Фото предоставлены организаторами

26.02.19. Галерея Культпроект представила выставку работ Семёна Агроскина «Домашний театр».  Семён Агроскин об идее проекта: «Работы, объединённые под этим названием, появились впервые в середине восьмидесятых годов. Оставшись один в квартире, где ранее проживала большая семья, я чувствовал присутствие ушедших людей, их тепло, знаки их жизни. Из этих ощущений появилась серия работ «Домашний театр». Актёры этого театра «ненадолго вышли», однако их незримое присутствие и есть сюжет моих работ. Пространство пустой квартиры, шкафы, столы, стулья и двери заменяют жителей, играют их роли, расширяют частную историю семьи. В этих, с виду случайных сценах, есть нечто знакомое каждому, уже прожитое когда-то. Я постоянно возвращаюсь к этим пространствам, добавляю новые сюжеты, выстраиваю сцены моего личного театра.».

Три окна 2001

Три окна 2001

Фото предоставлены галереей Культпроект

Вера Чайковская, прозаик, художественный критик, историк искусства, кандидат философских наук о Семене Агроскине: «Художнику нужно очень немного предметов, красок, мотивов, чтобы с максимальной отдачей выразить то, что его волнует. Его интерьеры, пейзажи, натюрморты и портреты связаны единой темой «утраченного времени». Но своеобразие ее разработки в том, что автор абсолютно лишен ностальгии. Он не грустит и не плачет по «уходящему», а, напротив, показывает энергию и силу жизни в том, что может показаться «негодным» и «бросовым», в особенности людям нового склада.». Выставка работает до 24.03.19.

Фото предоставлены галереей Культпроект

25.02.19. Галерея Квартира в выставочном пространстве Артплей открыла камерную выставку фотохудожника Алексея Лохова «В лунном свете». Алексей Лохов представил сложные, многоуровневые работы в технике «эгломизе». Работы вовлекают зрителя в созданный в кадре воображаемый мир, Зазеркалье, тем самым автор дает нам возможность прорваться сквозь документально-журналистское восприятие и увидеть мир своими глазами. Мир в глазах каждого уникален, повторов не бывает – так же уникальна и каждая представленная на выставке работа – результат творческого поиска, эксперимента, в основе которого лежат физические и химические процессы взаимодействия растворов с тончайшими листами золотой и серебряной фольги. Повторов не бывает. Выставка работает по 10.03.19, место: Артплей, Нижняя Сыромятническая, д 10, стр. 3А.

Фото предоставлены галереей квартира S

26.02.19. Во Всероссийском музее декоративного искусства состоялось открытие выставки «Таймыр. Гений места», организованной Агентством развития Норильска при поддержке «Норникеля» и Группы Интеррос. Куратор проекта – Кирилл Гаврилин, кандидат искусствоведения, профессор Академии имени С. Г. Строганова, заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук. Со-куратор проекта – Лейла Ландина, заместитель директора Таймырского краеведческого музея. Выставка знакомит с историей и искусством Таймыра, природой полуострова, соединяя в едином художественном пространстве все, что составляет Гений места. Благодаря кураторскому замыслу выставка расширяет горизонты, показывая культуру коренных народов в диалоге с искусством русского авангарда и модернизма, участниками которого стали Казимир Малевич, Николай Суетин, Василий Ватагин, Франсиско Инфанте, Вячеслав Колейчук, и творениями современных художников – медитативными инсталляциями Егора Плотникова и стереокартинами Константина Худякова, напоминающими о древних ритуалах. Этот блестящий ряд продолжат работы первого долганского художника Бориса Молчанова, выполненные на ровдуге.

3527_mainfoto1_03

Фото с сайта музея

Основой выставки составляют этнографические коллекции из фондов Таймырского краеведческого музея (г. Дудинка). Коллекция костюма, созданная студентами Норильского колледжа искусств, – это новый взгляд на традицию, результат творческого поиска и экспериментов в области дизайна. Важным разделом экспозиции стали вновь обнаруженные отчетные материалы «забытой» этнографической экспедиции на Таймыр, совершенной сотрудниками Научно-исследовательского института художественной промышленности в 1965 году. Кураторам удалось представить Таймыр не изолированной территорией, а пребывающей в тесном диалоге с современностью. Выставка работает до 12.05.19.

Фото с сайта музея

26.02.19. Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представили проект Агентства Сингулярных Исследований (АСИ) «FlowerPower. Архив». FlowerPower (в пер. с англ.— «сила цветов») – группа, носившая такое имя, подчеркивая этим связь с глобальной контркультурой, а также потому, что в основе ее деятельности лежала вера в особые магико-политические свойства некоторых цветов. АСИ основано в 2014 году Станиславом Шурипой и Анной Титовой. Деятельность АСИ посвящена художественным исследованиям в области постдокументального. В проекте АСИ исследует возможности жанра исторической реконструкции. Критическое обращение к визуальной риторике исторических и краеведческих музеев размывает границы между воображаемым и документальным, историей и сновидением, реконструкцией и оригиналом, позволяя зрителям наблюдать за скрытыми от глаз и игнорируемыми официальной историей явлениями прошлого.

Фото Ольга Серегина

Представленный проект — рассказ о тайном обществе, которое действовало в поздне-советские годы и развивало идеи, возникшие еще в конце XVIII века и находившие отклик в просвещенных умах по всему миру на протяжении нескольких эпох. Проект включает презентацию документов, обнаруженных поисковой командой АСИ в заброшенном дачном поселке в Ленинградской области, а также реконструированные на основе собранных материалов объекты и исторические данные. Выставка работает до 04.04.19.

27.02.19. Государственный музей Востока представил выставку Григория Ингера «Моё детство». Григорий Ингер (1910-1995) известен, прежде всего, как один из самых ярких иллюстраторов еврейской литературы и как художник, создавший на национальной почве универсальный художественный язык, соединив классическое мастерство и художественные открытия начала XX века, он сумел ярко описать мир российской еврейской культуры. На выставке экспонировано более 50 работ художника.В рамках проекта показаны работы из цикла «Моё детство», иллюстрации к произведениям писателя Шолом-Алейхема, впервые представлен «Библейский цикл» – одна из самых ярких серий художника, посвященная истории Ветхого Завета, которая для Ингера оказывается частью актуальной истории XX века. Над серией графических произведений, посвященных детству, художник начал работать в 1970-е годы, воссоздавая в нем уничтоженный войной мир еврейского местечка. Этот цикл длился больше двадцати лет, со временем «теряя» цвет (последние работы «Моего детства» выполнены черной гуашью), но набирая при этом остроту эмоционального наполнения. По сути, и герои Шолом-Алейхема, и созданный в 1980-е Дон Кихот, родом из тех ранних лет художника, из этой трагичной, но в то же время полной иронии, любимой художником жизни. В рамках выставки представлен альбом произведений Григория Ингера с наиболее полным изданием его работ.
Куратор выставки: Мария Гадас.  Выставка открыта до 31.03.19.

Фото предоставлены музеем

27.02.19.В галерее MaximBoxer/Перелетный Кабак была открыта выставка «Загадки фермы мамонтов». Автор — американский художник Джошуа Гуд представил проект об археологических артефактах, найденных в Москве и Санкт-Петербурге. В результате участия в археологических раскопках Гуд обнаружил доисторические свидетельства существования удивительной древней фермы, на которой обитал ряд мифических существ и животных Палеолита – таких как мамонты и двухголовые T-Rex. Художник впервые представляет в публичном пространстве артефакты, которые были найдены на мамонтовой ферме. Среди них – гобелены с изображениями мамонтов, золотые скульптуры химерических созданий и живопись, в которой сочетаются как визуальные образы средневековой Руси, так и черты, свойственные американской поп-культуре двадцатого столетия. В сконструированных Джошуа артефактах смешиваются факты и фантазии. Не без помощи иронии, он апеллирует к таким темам как смерть и заблуждение. Проект является сайт-специфичным, легенда создается на основе местных мифов. Джошуа Гуд получил MFA в Бостонском университете, участвовал в резиденциях в России, Германии, Финляндии, Испании, работал как исследователь на археологических раскопках Университета Тюбингена в пещере Фогельхерд в Германии. Сейчас он создает постановочные перформативные раскопки по всему миру, вовлекая в них местное сообщество. Выставка работает до 03.03.19.

Фото предоставлены галереей MaximBoxer

28.02.19. В «Открытом клубе» открылась выставка «Мастер иллюстрации. Борис Дехтерёв (1908—1993)». Борис Александрович Дехтерёв — выдающийся советский художник, иллюстратор детской книги, автор театральных декораций. Ученик И.И. Машкова и А.А. Осьмёркина. На работы молодого графика обратил внимание Максим Горький, и Дехтерёв исполнил для издательства «Молодая гвардии» иллюстрации для нескольких произведений писателя. В издательстве «Детская литература» Борис Александрович создал визуальный ряд к большому количеству сказок А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена. Многие из этих произведений представлены в рамках экспозиции в «Открытом клубе». После войны Дехтерёв вернулся в издательство «Детская литература» в качестве главного художника. Художественная манера Дехтерёва близка классическим образцам. Сюжет сказки понятен на изобразительном уровне. Выставка работает по 12.03.19.

Фото предоставлены галереей «Открытый клуб»

28.02.19. Музей современного искусства «Гараж» представил выставку «Человека как рамка для ландшафта» российского художника, писателя, музыкального исполнителя, теоретика искусства Павла Пепперштейна — одного из самых деятельных мифотворцев современного российского искусства, изобретателя систем, вселенных, новых языков, городов и политических проектов. Персональная выставка в Музее «Гараж» — это попытка полноценной «инспекции» самых заметных и влиятельных мифов, созданных Пепперштейномс 1970-х и до сегодняшнего дня. Выставка представляет собой последовательность комнат, в каждой из которых развивается и живет одна из подобных систем-ландшафтов, например, «Библиотека», собранная из книг, выдуманных Пепперштейном, которые невозможно открыть. Важное место на выставке отводится так называемому политическому дискурсу — с одной стороны, переизобретению политической системы, с другой — погружению реальных действующих лиц современной политики в шизоидное пространство новых утопий, в обустройство метагосударств нового мира.

Фото предоставлены музеем «Гараж»

В «Гараже» впервые будут показаны ранние рисунки и альбомы, сделанные Пепперштейном в подростковом возрасте. Через всю выставку проходит несколько сквозных элементов, в частности различные орнаменты, раппорт, который, как и в практике московского концептуализма, не мыслится как простое «украшательство». Игра с различными уровнями расслоенной реальности, обнаружение магии, странных нарративов между складками действительности движет всей выставкой, превращая ее в собрание удивительных «ландшафтов» как в одной из серий Пепперштейна, давшей название всему проекту.Для «Человека как рамка для ландшафта» художник также создал около 20 новых произведений, в том числе графические работы, видео и инсталляции. К выставке выпущена книга мемуаров Павла Пепперштейна. Куратор: Екатерина Иноземцева, старший куратор Музея «Гараж». Выставка организована при поддержке AksenovFamilyFoundation и работает до 02.06.19.

 

Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель

Поделиться: