Арт-обзор за неделю 18.06-25.06.20

 

С постепенным переходом арт-жизни из онлайна в оффлайн происходит и мягкая трансформация Арт-карантина в свой начальный формат Арт-обзора.

Дмитрий Бальтерманц. Остановка на марше. 1945 Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

18.06.20. Состоялась онлайн пресс-конференция, посвященная открытию Третьяковской галереи для работы офлайн и приёма посетителей.  Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, рассказала о том, что было сделано за 3,5 месяца, когда музей, не сбавляя темпа, работал и пока продолжает работать за закрытыми дверями.  

Зельфира Трегулова

«Карантин предоставил нам новые возможности для реализации планов, которые всегда были на втором месте после офлайн активностей: успешно опробовать новые форматы онлайн коммуникации с аудиторий, углубиться в научную деятельность, подготовку изданий и выставочных проектов. Сейчас канал Галереи в Youtube насчитывает 133 000 подписчиков и занимает первое место по количеству подписчиков среди российских музеев. Например, первый сезон сериала «История одного шедевра», посвященного важнейшим экспонатам музея,  посмотрели 3 609 704 раз. В 6 раз увеличилась посещаемость образовательного портала «Лаврус», который музей запустил в декабре 2019 года. Ещё одним «хитом» карантина стал фильм «Третьяковка с Сергеем Шнуровым», созданный при поддержке Сбербанка на портале ОККО. Также мы значительно продвинулись в подготовке глобального онлайн проекта, который по-новому откроет русское искусство для русскоязычной и англоязычной онлайн аудитории. Этот проект мы планируем запустить к осени этого года».

На пресс-конференции Галерея поделилась радостной новостью – 03.07.20 Третьяковская галерея открывает все свои площадки, в том числе малые музеи. Продлена работа выставки «Русская сказка. От Васнецова до сих пор», будет открыта новая выставка «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина». В выступлении было отмечено, что выставка «Поколение XXI…» для Галереи имеет большое значение «как выставка молодых художников, которых пока не было в коллекции Третьяковской галереи».  07.07.20. июля откроется выставка «НЕНАВСЕГДА. 1968 –1985». Название этой выставки менялось в процессе работы над ней, в результате долгих обсуждений, оно оказалось очень актуальным и многозначным. Некоторые проекты перенесены на осень и зиму. Ожидаемое открытие этого года – крупная международная выставка «Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж» и «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Некоторые международные проекты пришлось перенести на 2021 год, например выставку «Индия! Новое искусство». К годовщине победы в Великой Отечественной войне Третьяковская галерея подготовила расширенную экспозицию в Новой Третьяковке. Посетители смогут увидеть офлайн живописные произведения из коллекции Третьяковской галереи уже 03.07.20. 

Новая Третьяковка

 Фото: Wikipedia.com

 

20.06.20. Рихтер – арт-пространство в центре Москвы объединяющее в единое целое галереи современного искусства, отель, библиотеку, студию радио, печатную мастерскую, ресторан, бар, вермутерию, и арт-сад, уже в третий раз открыл свои двери. Во время самоизоляции деятельность арт-пространства была приостановлена, соцсети Рихтера не заполнялись бесконечными стримами и прямыми эфирами. Рихтер выжил, переработал концепцию и при поддержке Design Hotels (Рихтер вступил в семейство Design Hotels, встав в один ряд с 309 лучшими независимыми отелями мира) запускает новый проект — Мастерские Рихтера: резидентскую и культурную программу, в которой создатели арт-пространства защищают ценности присутствия, общения и офлайновость искусства, поддерживают местных авторов и производства. Этот проект, как и само появление Рихтера три года назад, инициирован и создан друзьями-единомышленниками: музыкантами, художниками, кураторами, предпринимателями и просто гостями Рихтера. Объединение людей вокруг схожих ценностей и процесса созидания помогает центру развиваться.

Арт-подход соблюдается во всех направлениях деятельности центра. Ресторан перезапущен и уже работает каждый день с новым сезонным меню от шеф-повара Степана Бурмистрова. Центр пошел на интересный эксперимент, пересобрав первый этаж и сделав экспериментальный огород в саду с Михаилом Плотниковым, теперь васильки и цветы цукини собирать будут каждое утро. Основатель арт-пространства «Рихтер» Анастасия Ефимова об арт-коллаборации всех направлений деятельности пространства: «… ресторанное новое меню – это ассоциативная кухня: блюда напоминают о запахе леса и моря, в саду выращивают цветы цукини и льна для салата «Йоффе». Художник Алиса Йоффе стала первым резидентом мастерских Рихтера и не только расписала потолок одного из отельных пространств, но и разработала совместно с Рихтером и The DotHome коллекцию льняных халатов с изображением животных, знакомых по фирменному стилю отеля. До конца 2020 года Рихтер отдает часть своих комнат под постоянную резидентскую программу художников, музыкантов, дизайнеров и режиссеров, организует еженедельные гостиные с интересными спикерами и журналистами.  Первыми жильцами открытых мастерских станут Ян Гинзбург и группа СБПЧ, параллельно из оставшегося текстиля Рихтера Ольга Сингх под кураторством Ксении Шабалиной за неделю сделают редизайн униформы для персонала отеля. 10 июля пройдет открытие мастерских с фортепианным концертом в саду и большой выставкой работ московских художников, которые они написали за время карантина, куратором выставки выступит Ирина Шульженко. С 6 июля каждый понедельник Москино будет показывать в Рихтере редкие архивные фильмы с 35мм пленки.»

Фотографии предоставлены арт-пространством Рихтер

 

24.06.20. Мультимедиа Арт Музей совместно с Департаментом культуры Москвы представил выставку «Победа! Возвращение героев» – заключительную часть проекта «Наша Победа — 75». 9 мая Мультимедиа Арт Музей в рамках программы «История России в фотографиях» начал презентацию проекта на портале 9may.russiainphoto.ru. 24 июня – в день, когда в 1945 году в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы, опубликована заключительная глава фотолетописи Великой Отечественной войны. Два заключительных видеоролика посвящены важнейшим событиям, подводящим итог войны – Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945) и Нюрнбергскому процессу (20 ноября 1945 — 1 октября 1946).  

В заключительной главе серию материалов о военных фотографах завершают Аркадий Шайхет и Георгий Петрусов.

Классик советской фотографии Аркадий Шайхет (1898—1959) начал заниматься фоторепортажем еще в 1920-е годы и стал основоположником этого нового жанра в советском фотоискусстве. Шайхету принадлежат хрестоматийные снимки «Ходоки в приемной Михаила Калинина» (1924) и «Лампочка Ильича» (1926). К началу Великой Отечественной войны он был одним из главных фоторепортеров Советского Союза.  Во время войны он работал фотокорреспондентом в «Иллюстрированной газете», в августе 1941-го переименованной во «Фронтовую иллюстрацию», печатался в «Правде» и «Красной звезде». Среди тысяч его военных снимков – знаменитая фотография станции метро «Маяковская», переоборудованной в бомбоубежище; съемка легендарного парада 7 ноября 1941 года; фотография «Коммунисты, вперед!», сделанная во время Сталинградской битвы. В 1945 вернувшись в Москву, он снимал салют Победы 9 мая и встречу советских бойцов на Белорусском вокзале. Шайхет был награжден орденом Красного Знамени.

Георгий Петрусов (1903—1971) до войны снимал для легендарного журнала «СССР на стройке». Он работал вместе с пионерами русского авангарда — Эль Лисицким, Александром Родченко, Варварой Степановой. С началом войны Петрусов стал специальным военным корреспондентом Советского информбюро и газеты «Известия». Вместе с бойцами Красной армии он дошел до Берлина. Именно Петрусову принадлежит самый подробный и эмоционально напряженный репортаж о подписании Акта о капитуляции Германии в Карлсхорсте. В среде фотокорреспондентов было известно, что Петрусов выбирает самые выигрышные точки съемки. Легенда гласит, что во время съемок Парада Победы на Красной площади, состоявшегося 24 июня 1945 года, толпа фотокорреспондентов следила, где расположится Петрусов, и направлялась именно туда. 

Проект «Наша Победа — 75» включает 75 видеороликов на основе фотографий, 25 фотовыставок, ролики, посвященные военным фотографам, видеоролики на основе кинохроники военных лет, а также фотовыставки на основе семейных архивов, присланных пользователями на сайт «История России в фотографиях».

Особая часть проекта «Наша Победа — 75» – поиск утраченных имен военных фотографов и восстановление их биографий на странице warphotographers.russiainphoto.ru.

Фотографии предоставлены Мультимедиа Арт Музеем

 

24.06.20. В Выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту 20 открылась выставка участников международного фестиваля-конкурса символического искусства. Программа фестиваля включает: выставку-ярмарку, арт-конкурс, конференцию «Дзен современного искусства», мастер-классы, кино- и видеопоказы фильмов. В выставке принимает участие художник Александр Аросев-Каширин.  Александр родился и вырос в Омске, в семье легендарных актеров Елены Аросевой и Бориса Каширина, рисовал с детства, и родители хотели видеть его театральным художником. Но он выбрал профессию стоматолога, продолжая рисовать для себя и знакомых. Наконец, произошло то, что должно было произойти – несколько лет назад в Москве состоялась первая персональная выставка Александра Аросева-Каширина, и мир обрел тонкого, обладающего острым чувством доброго юмора оригинального художника-сюрреалиста, необычного графика и своеобразного философа. В его работах часто жизнь подана как театральная буффонада. Ведь с детства жизнь и театр были для художника неразрывны, тем же театром является и мир вокруг. Работы Александра всегда дарят ощущение таинства театрального действа, преображения сказки в реальность и наоборот. Выставка работает до 30.06.20.

 Фотографии предоставлены автором

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: