#Арт-обзор за неделю 17.10. -24.10.19

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

8

В.В. Кандинский, Импровизация холодных форм. 1914

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Третьяковской галереи

17.10.19. Фонд развития культуры и искусства «Белая комната» представил первую персональную выставку молодого художника, участника мастерских Open Studios Центра современного искусства Винзавод (2019), ярмарки Cosmoscow (2019), групповых выставок в России и за рубежом Асмик Мелконян  «Поиски новых фрагментов». Фонд развития культуры и искусства «Белая комната» – независимая некоммерческая организация, оказывающая поддержку и способствующая развитию современного искусства; инициирована в 2017 году художником Ольгой Елисеевой. В работах Асмик поиск сужен до структурных фрагментов, которые автор непрерывно рассматривает под разными ракурсами, перемещает из плоскости холста в трехмерное пространство. Такими фрагментами становятся тело человека, города, память. Асмик формирует в своих работах новый язык, завязанный на фантазию и интуицию. Куратор: Сона Степанян. Выставка работает до 07.11.19.

Асмик Мелконян, триптих «Затерянный город или в поисках орнамента» часть 2, 2017

Асмик Мелконян, триптих «Затерянный город или в поисках орнамента» часть 2, 2017

Фотографии предоставлены Фондом развития культуры и искусства «Белая комната»

21.10.19. Государственная Третьяковская галерея представила выставку «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры». Состав выставки: около 250 живописных, графических и скульптурных работ, а также аналитические материалы МЖК, редкие архивные документы, книги и фотографии.  Коллекции-участники: 16 российских музейных собраний, 5 зарубежных музейных собраний – Галерея Тейт Модерн (Лондон), Музей Людвига (Кёльн), MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки (Салоники), Национальная галерея Армении (Ереван), Государственный музей искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева (Алматы), а также 4 частные коллекции.  Куратор: Любовь ПчёлкинаУникальный выставочный проект приурочен к 100-летию первого в мире государственного музея современного искусства – московского Музея живописной культуры (МЖК). Когда МЖК уже завершал историю своего существования, известный Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке только открывался. Московский МЖК был ключевой структурой проекта Советской России, развернувшего по стране целую сеть музеев нового типа – музеев живописной культуры, которые были призваны кардинально переформатировать мышление художников и подготовить современного зрителя к восприятию новых художественных форм.

Д.П. Штеренберг. Стол с сахарницей (Кубистический фактурный этюд). Кон. 1910-х

Д.П. Штеренберг. Стол с сахарницей (Кубистический фактурный этюд). Кон. 1910-х

Впервые послереволюционные годы новое искусство стало символом молодой страны, а его создатели — художники-авангардисты получили карт-бланш на реформацию культуры и искусства. Государство стало главным покупателем и покровителем современной экспериментальной живописи. Идею уникального Музея создавали и разрабатывали сами художники, они же принимали решение о покупке произведений в коллекцию, находились на руководящих должностях. В организации МЖК участвовали самые яркие представители искусства авангарда – Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Владимир Татлин и другие. Коллекция музея уникальна тем, что туда приобретались работы не обязательно известных мастеров авангарда, но иногда и совсем молодых талантливых художников, многие из которых впоследствии приобрели громкое имя. Настоящая выставка посвящена только центральному – московскому Музею живописной культуры. Он существовал всего 10 лет, с 1919 по 1929 год. С 1924 года МЖК официально стал филиалом Третьяковской галереи.

Когда в 1929 году было принято внезапное решение о ликвидации музея и слиянии с Третьяковской галереей, в ее фонды поступило более 700 произведений живописи, графики, скульптуры, плаката, что стало первым большим поступлением в собрание новейшего искусства Галереи. Всем известные «Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича, «Импровизация 7» (1910) Василия Кандинского, «Скрипка» (1915) Любови Поповой, «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (1911) Наталии Гончаровой, «Отдыхающий солдат» (1911) Михаила Ларионова вместе с другими произведениями были переданы Третьяковской галерее по так называемому Списку № 1, списку лучших работ коллекции МЖК, которые в основном и составляли экспозицию самого музея. Этот список и дал название настоящей выставке. Всего через фонды московского музея прошло около 2000 работ. Часть переданных в Третьяковскую галерею произведений была распределена в региональные музеи, архивы, но около 300 работ осталось в Галерее. С середины 1930-х годов картины «эпохи формализма» исключили из музейной практики. На долгое время история Музея живописной культуры была забыта. Выставка впервые в музейной практике представляет реконструкцию экспозиции московского МЖК. По архивным фотографиям и некоторым публикациям середины 1920-х годов кураторам выставки удалось воссоздать план развески МЖК и собрать ее состав так, как она была задумана организаторами в 1920-е годы.

К.С. Малевич, Черный супрематический квадрат. 1915

К.С. Малевич, Черный супрематический квадрат. 1915

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Третьяковской галереи

Кроме вошедших в экспозицию произведений из Третьяковской галереи, больше половины работ привезено из регионов и из-за рубежа. В экспозицию включен раздел «История без купюр», в котором впервые раскрыта судьба произведений коллекции МЖК после ликвидации музея. Выставку сопровождает обширная образовательная программа, включающая в себя тематические лекции и экскурсии, а также специально для нее подготовленные лаборатории, мастер-классы и концерты экспериментальной музыки. Готовится Международная конференция, посвященная исследованиям истории и деятельности МЖК. Выставка открыта в Новой Третьяковке, залы 39–42 с 23.10.19 по 23.02.20.

 

21.10.19. В «Башмет Центре» художник и дизайнер одежды Катерина Чекина, известная под псевдонимом Катерина Lime Blossom при содействии «Фонда поддержки и развития современного искусства» и коллекционера Эдуарда Мордуховича представила выставку «Нити времени». Экспозиция расположена в четырех комнатах старинного особняка «Башмет Центра», каждая из которых превратилась в многокомпонентную инсталляцию. Самостоятельные произведения из нитей, стекла, камней, света, графических и текстильных работ призваны подчеркнуть неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Первые полотна для представленных на выставке работ Катерина привезла из Мексики. Это были хлопковые шали ручной работы, ставшие основой для вышивки. В священном каньоне Сумидеро сложились образы одной из новых инсталляций из камней. На протяжении 2019 года концепция дополнялась и расширялась через образы, собранные по всему миру – от Марокко до Русского Севера. Центральное произведение экспозиции будет создаваться Катериной в период работы выставки. Полное погружение в концепцию работы обеспечит звук, созданный специально для выставки музыкантом TYOMA (Артем Харченко) совместно с Александром Башметом. Динамический саунд-дизайн будет отражать изменения на всех планах пространства особняка и вокруг него – как физического характера, так и информационного. В рамках проекта также пройдут лекции и круглые столы архитектурной школы МАРШ. Выставка работает до 15.11.19.

Фото: Юлия Захарова

 

21.10.19. Московский музей современного искусства совместно с XIV Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория» и Мастерской Брусникина представил выставку «Человек размером с дом», посвященную жизни и творчеству Дмитрия Брусникина – режиссера, актера, педагога, основателя собственной школы и одной из самых ярких театральных компаний последних десятилетий. Выставка проходит в рамках I Международного фестиваля-мастерской имени Дмитрия Брусникина. Выставка, заполнившая все здание Образовательного центра ММОМА на Ермолаевском 17, воссоздает внутренний мир Дмитрия Брусникина, все важнейшие черты и качества которого он воплотил в своем театре и старался привить своим ученикам. В библиотеке на втором этаже создана инсталляция, посвященная любимой книге Брусникина «Три мушкетера», а также там пройдет перфоманс, где каждый день в определенное время один из его учеников, друзей и коллег будет читать по одной главе романа. В рамках выставки пройдут публичные показы фильмов, спектаклей и выступлений, подготовленные Мастерской Брусникина и XIV Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория».Куратор: Ксения Перетрухина. Выставка работает до 17.11.19.

Фотографии предоставлены отделом общественных связей ММОМА

 

2.10.19. Государственный музей Востока представил выставку «Серебряная симфония. Творчество художника-ювелира А.К. Багаевой», отражающей основные тенденции, характерные для национальных регионов России и становления современного авторского ювелирного искусства во второй половине XX века. Куратор выставки: главный научный сотрудник Музея Востока Екатерина Ермакова. Выставка работает до 20.11.19 г.

Алипат Багаева, кольцо

Алипат Багаева, кольцо

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

 

22.10.19. Галерея ГУМ-Red-Line представила персональную выставку Гоши Острецова «Солнцеборцы». «Солнцеборцы» Гоши Острецова – герои нового созданного им мифа. Экспозиция представляет собой визуализацию придуманного художником уникального мира, со своими героями, эко- и техно-системой. Спустя сто лет после футуристической оперы «Победа над солнцем» Острецов разрабатывает собственный эпос, разрушающий здравый смысл. Интерпретируя названия восьми планет Солнечной системы, автор создает альтернативную до-первобытную историю, где антропоморфные герои, носящие имена основных планет, борются с Солнцем – символичной Медузой Горгоной, охраняющей проход в другие пространственно-временные миры. Мифотворчество Гоши Острецова в традиционной для него манере синтезирует наследие русского авангарда и научную фантастику. Его миф соединяет дух античного эпоса и образы комиксного экшена. Выставка участвует в Параллельной программе Московской биеннале современного искусства и работает до 19.11.2019.

Гоша Острецов, Горгона, 2019

Гоша Острецов, Горгона, 2019

Фотографии предоставлены галереей ГУМ-Red-Line

 

22.10.1911.12. GALLERY представила новый проект арт-группы STUDIO 30 «Deep Mind: Прошивка». Художники Студия 30 в своем новом проекте облекают цифровой информационный поток, в котором живет каждый день человек современного общества, в материальные художественные объекты. Здесь сложно найти людей: вместо них знаки. Зооморфные субстанции могут оказаться чем угодно.  Над ними – карта звездного неба. Авторы задаются вопросом – Точно ли это так? Может быть – биты, пули, ячейки, соты, многослойные результаты жизнедеятельности человека? А может быть это и есть те самые усовершенствованные люди, превращенные в знаки, пользующиеся символами, существующие в новой цифровой реальности? В современном мире картинки, тексты, видео — все подчиняется тому, чтобы донести до пользователя как можно быстрее и полнее материалы, документы, ссылки, то есть различного рода сведения. Их обилие, порой переходящее в настоящий информационный поток, очень сложно контролировать. Человек теряет способность выделять важное, осознавать и понимать его в формате реального мира. Пользователям срочно требуется апгрейт, перепрошивка, чтобы получить возможность существовать в таком мире. Выставка работает до 01.12.19.

Анна Селина | Deep Mind: Прошивка

Анна Селина | Deep Mind: Прошивка

 

23.10.19. Музей AZ представил выставку «Жизнь и приключения Анатолия Зверева». В экспозиции – более 250 графических и живописных работ художника из коллекции Димитрия Апазидиса. Димитрий Апазидис (1918–1994) — сотрудник посольства Греции, а затем и Швеции в Москве, друг Георгия Костаки. Именно Георгий Дионисович знакомит Димитрия Апазидиса с Анатолием Зверевым – так берет начало одна из самых значительных коллекций произведений художника. Сегодня работы Анатолия Зверева находятся в лучших музеях мира – от Третьяковской галереи до Музея современного искусства в Нью-Йорке, и в самых известных частных коллекциях России, Европы и Америки. Продюсер проекта – Наталия Опалева. Автор и куратор – Полина Лобачевская. Художник-постановщик – Анатолий Голышев. Главный хранитель – Наталья Волкова. Выставка работает по 22.03.20.

04

Димитрий Апазидис, Рыбацкая деревня, 1973

 

24.10.19. В здании РОСИЗО-ГЦСИ на Зоологической открылась первая часть масштабной выставки «Гео-метрия в культуре XX-XXI веков. К столетию Баухауса».100 лет назад в немецком городе Веймар открылось уникальное учебное заведение Высшая школа строительства и художественного конструирования – BAUHAUS. Школа просуществовала всего 14 лет, но именно там и родилась сама профессия дизайнера.  За этот короткий срок теории и идеи Баухауса успели распространиться по всему миру и дать импульс новым архитектурным стилям и течениям. «Гео-метрия в культуре ХХ-XXI веков. К столетию Баухауса» — это совместный проект РОСИЗО-ГЦСИ, Венгерского культурного центра и Государственного музея В.В. Маяковского. Экспозиция предполагает двухчастную структуру. Первая часть открывается отсылками к художественным системам Казимира Малевича, Василия Кандинского и Александра Родченко, превративших пластические идеи геометрии в манифест, связывая в дальнейшем личную философию художников с идеями Баухауса. Кураторы: Виталий Пацюков, Жужа Дардаи. Выставка работает до 24.11.19. 

Виктор Хулик. Small Geo mover. 2003

Виктор Хулик. Small Geo mover. 2003

Фотографии предоставлены PR-службой Государственного музейно-выставочного центра«РОСИЗО»

 

24.10.19. Мультимедиа Арт Музей, Москва представил три выставки:

Борис Игнатович в рамках программы «Классики российской фотографии». Борис Игнатович – классик российской фотографии, пионер советского авангарда 1920—30-х годов и участник легендарной группы «Октябрь» — Всероссийского объединения работников новых видов художественного труда, в которое входили Александр Родченко, Александр Дейнека, Сергей Эйзенштейн, Александр Веснин и др. Выставка в МАММ демонстрирует более 70 работ Игнатовича, относящихся к самому яркому, авангардному периоду его творчества. Выставка работает до 26.01.20.

Борис Игнатович. У входа в Эрмитаж. Ленинград, 1931.

Борис Игнатович. У входа в Эрмитаж. Ленинград, 1931.

Себастьян Викерот «Опыт восприятия». Куратор: Анна Зайцева. Выставка проходит в рамках программы культурного обмена между Москвой и Дюссельдорфом. Работы из серии «Опыт восприятия» были созданы в 2019 году, в ходе двухмесячного сотрудничества с Мультимедиа Арт Музеем, Москва. Все фотографии были сделаны с помощью смартфона в переходах метро Москвы и Санкт-Петербурга. Выставка работает до 17.11.19.

Себастьян Викерот, Raw feels

Себастьян Викерот, Raw feels

Хайко Шефер «Непрерывный контроль». Куратор: Анна Зайцева. Выставка проходит в рамках программы культурного обмена между Москвой и Дюссельдорфом. Свои последние проекты Хайко Шефер создает на текстильных фабриках Франции, Германии, а теперь и России. Задействуя приемы реалистической и концептуальной фотографии, а также видеоарта, Хайко Шефер сделал целый ряд коротких фотографических серий. Выставка работает до 17.11.19.

Хайко Шефер

Хайко Шефер

Фотографии предоставлены ММАМ

24.10.19.Музей АРТ4 и Duckley European art company представили три выставки, посвященные политическому перформансу в России трех ярких художественных групп: Петра Павленского, арт-группы «Война» и Pussy Riot:

Архив Pussy Riot. (продолжение следует);

Архивная история Группы «Война». (памяти Л.Л. Николаева)

Архив ПетраПавленского: из выставки«Art Riot: Post  – Soviet Actionism», Saatchi Gallery, London.

Куратор: Марат Гельман

Проект включает в себя фотоархивы с документацией художественных акций, клипы и документальные фильмы о художниках. Выставки работают до 06.11.19.

24.10.19. В Центре дизайна ARTPLAY (Малый зал) начала работу Первая биеннале современного искусства Кавказа «В поисках идентичности». Организаторы: Министерство по делам Северного Кавказа, ТАСС, Фонд современного искусства Кавказа, Центр дизайна ARTPLAY. Эксперты: Виталий Пацюков, Лев Мелихов, Виктория Хан-Магомедова, Василий Церетели. Куратор: Заира Астемирова.Первая биеннале современного искусства Кавказа задумана как альтернативная площадка для свободного высказывания художников, работающих в контексте дискурса национальной культуры своих народов. Выставка посвящена исследованию темы искусства Северного Кавказа, составлению картографии текущей ситуации. Главная цель – продемонстрировать истинную картину современного художественного процесса в регионе, его своеобразие. В проекте принимает участие более ста художников разных поколений и направлений, приверженцев традиций и радикалов, художников диаспоры и зарубежных участников. Представлено более 500 произведений.

Андрей Гончар, Детские забавы, 2014

Андрей Гончар, Детские забавы, 2014

 

Биеннале станет площадкой для сложных и бескомпромиссных дискуссий о перспективах развития современного искусства Северного Кавказа. Биеннале будет сопровождать музыкальная экспериментальная программа, лекции, публичные обсуждения и мастер-классы на основе традиционных ремесел. Новой гранью исследования стало введение в общий контекст творчества художников из диаспор в разных уголках мира, работающих в ином культурном контексте, но сохраняющих свою этно-национальную идентичность. В экспозиции также представлены проекты: Фонда Горная Абхазия, Азербайджанской общины в Москве, частного собрания А.Н. Царукяна, галереи Эрзи и Art-Allon. Выставка открыта по 31.10.19.

Фотографии предоставлены PR-агентством «Бедуш&Маренникова»

 

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: